Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Сальниковой В.Ю.
судей
Козловой Н.И.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 февраля 2021 года гражданское дело N2-617/2020 по апелляционной жалобе Синицыной Елены Павловны на решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 08 октября 2020 года по иску Синицыной Елены Павловны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Курортном районе Санкт-Петербурга о признании незаконным решения, обязании включить период военной службы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, принять решение о досрочном назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Сальниковой В.Ю, выслушав объяснения истца - Синицыной Е.П, представителя ответчика Сторублевцевой О.Ю, Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Синицына Е.П. обратилась в Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Курортном районе Санкт-Петербурга (межрайонное) (далее - УПФР в Курортной районе Санкт-Петербурга), в котором с учетом уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просила признать незаконным и отменить решение УПФР в Курортной районе Санкт-Петербурга N61 от 03.02.2020 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии, обязать ответчика включить период военной службы с 31.07.1990 по 01.07.1992 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, принять решение о досрочном назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 25.10.2019 она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии на основании пунктов 2, 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика N 61 от 03.02.2020 в досрочном назначении страховой пенсии ей было отказано со ссылкой на отсутствие минимально требуемого специального стажа продолжительностью 07 лет и 06 месяцев в районах Крайнего Севера. В страховой стаж не был учтен период прохождения военной службы с 31.07.1990 по 01.07.1992, а также период работы с 07.07.1992 по 25.10.1993 в войсковой части 06984. Полагает отказ незаконным и нарушающим ее права.
Решением Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 08.10.2020 в удовлетворении иска Синицыной Е.П. отказано.
В апелляционной жалобе истец Синицына Е.П. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Со стороны ответчика УПФР в Курортном районе Санкт-Петербурга представлены возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 25.10.2019 Синицына Е.П. обратилась к УПФР в Курортной районе Санкт-Петербурга с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Курортном районе Санкт-Петербурга N61 от 03.02.2020 Синицыной Е.П. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием минимального требуемого специального стажа продолжительностью не менее 07 календарных лет 06 месяцев в районах Крайнего Севера.
В специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" учтены следующие периоды: с 24.12.1986 по 22.01.1987 в Архангельском производственном швейном объединении (МКС); с 11.05.1987 по 26.02.1989 в войсковой части 32924 (МКС); с 02.10.1989 по 05.12.1989 в Мезенском районном управлении СРП с. Лешуконское Архангельской области (РКС); с 26.10.1993 по 15.04.1997, с 20.03.2000 по 19.08.2002 в войсковой части 42135 (МКС).
При этом в специальный стаж не включены периоды: с 16.04.1997 по 19.03.2000 - отпуск по уходу за ребенком до 1, 5 и до 3 лет, так как согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила N 516 от 11.07.2002) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ; с 07.07.1992 по 25.10.1993 в войсковой части 06984 по тем основаниям, что в трудовой книжке имеется запись о работе за указанный период, однако на записи об увольнении имеется исправление в годе, печать организации на записи об увольнении не соответствует печати организации, внесшей исправление в дату увольнения с работы, уточняющая справка не представлена.
С учетом включенных периодов по представленным документам стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", определен продолжительностью 05 лет 11 месяцев 29 дней в районах Крайнего Севера; продолжительность общего (страхового) стажа составила 34 года 11 месяцев 21 день.
На основании архивной справки N4/120006 ФГКУ "ЦА Минобороны РФ" от 22.01.2020, поступившей в адрес ответчика 04.02.2020, внесены корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета Синицыной Е.П, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", дополнительно учтены периоды работы: с 07.07.1992 по 25.10.1993 в войсковой части 06984 (МКС); с 16.04.1997 по 18.06.1997 в войсковой части 42135 (МКС); исключен ранее учтённый период работы в войсковой части 42135 с 20.03.2000 по 15.04.2000 (период нахождения в отпуске за ребенком до достижения им трехлетнего возраста), в результате чего стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 07 лет 00 месяцев 18 дней.
Также из материалов дела следует, что в спорный период: с 31.07.1990 по 01.07.1992 истец проходила военную службу в войсковой части 19055 на добровольной основе.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что военная служба истца в спорный период не являлась действительной срочной военной службой, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии периода службы с 31.07.1990 по 01.07.1992 и, соответственно, правомерности решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия с такими выводами районного суда соглашается, поскольку они соответствует обстоятельствам дела, постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Законом СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 36 указанного Федерального закона, со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, ему не противоречащей.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее нормы в редакции, действовавшей на дату обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В абзаце 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Аналогичные положения были предусмотрены статьей 11 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно положений Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве (статья 89). Служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона (статья 90).
Соответственно, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий трудовой стаж, что правомерно учтено пенсионным органом при рассмотрении заявления истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Вопреки позиции истца, спорный период не может быть включен в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 ФЗ Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", что следует как из ранее действующего законодательства, так и из законодательства, действующего в настоящее время.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N516.
Данные Правила не предусматривают включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 17.10.2006 N380-О, от 29.09.2011 N1040-О-О, от 25.01.2012 N19-О-О, от 28.01.2016 N48-О, от 24.04.2018 N 946-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Судом при разрешении спора было обоснованно учтено, что положения Постановления Совмина СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" применены в отношении истца быть не могут, поскольку вид службы истца не соответствовал предусмотренному названным Постановлением, в котором речь идет о действительной срочной военной службе, то есть военной службе по призыву.
Таким образом, оснований для включения спорного периода прохождения военной службы в подсчет специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" у суда не имелось, поскольку ни ранее действовавшее законодательство, ни пенсионное законодательство, действующее в настоящее время, нормы которого подлежат применению при разрешении заявленных Синицыной Е.П. требований, не предусматривают зачет периода военной службы, которую проходила истец, в специальный "северный" стаж при назначении страховой пенсии по старости по вышеуказанному основанию, следовательно, обоснованно отклонены судом и требования истца об оспаривании решения пенсионного органа и обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По доводам апелляционной жалобы стоит отметить, что законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный (в районах Крайнего Севера и т.п.) стаж.
С учетом изложенного доводы истца о том, что период прохождения военной службы может быть засчитан в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, и подлежит включению в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, правильным признать нельзя.
Приведенное в апелляционной жалобе истца иное толкование норм законодательства не может служить основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, нормы материального права применены верно, выводы суда соответствуют установленным при разрешении спора обстоятельствам и оснований для признания их неправильными судебной коллегией не усматривается.
Более того, судебная коллегия отмечает, что подпункт "в" пункта 48 Инструкции "О порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", утвержденной Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиумом Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 16.12.1967 N 530/П-28, на который ссылается истец, решением Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2009 N ГКПИ09-280 признан недействующим со дня вступления решения в законную силу, а, кроме того, указанная Инструкция направлена на регулирование иных правоотношений, находящихся за пределами разрешаемого спора, в связи с чем довод истца о необходимости применения ее положений при оценке ее пенсионных прав основан на ошибочном понимании норм материального права.
В целом, доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению позиции истца, являвшейся предметом исследования и надлежащей оценки суда первой инстанции, правильности выводов суда не опровергают, не подтверждают наличие обстоятельств, способных повлиять на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 08 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.