Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-257/2020 по иску прокурора Большесосновского района Пермского края к администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о признании незаконным трудового договора, прекращении трудовых отношений, по кассационной жалобе администрации Большесосновского муниципального района Пермского края на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 12 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, возражения прокурора Седьмого отдела (кассационного) Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потапова А.А, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Большесосновского района Пермского края обратился в суд с иском к администрации Большесосновского муниципального района о признании незаконным трудового договора, прекращении трудовых отношений с "данные изъяты"
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что "данные изъяты" на основании личного заявления от 03 февраля 2020 года распоряжением администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 04 февраля 2020 года N N назначен на должность "данные изъяты", имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района Пермского края на неопределенный срок. С "данные изъяты" заключен трудовой договор от 04 февраля 2020 года. Указанная должность относится к главной должности муниципальной службы, для ее замещения необходимо высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры, наличие не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Аналогичные требования содержатся в должностной инструкции от 01 июня 2020 года председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района. "данные изъяты" имеет диплом от 29 марта 2013 года "данные изъяты" Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волжская государственная академия водного транспорта", ему присвоена квалификация инженер по специальности "Судовождение". "данные изъяты" с 2008 года по 2012 год осуществлял трудовую деятельность по специальности моторист-рулевой в обществе с ограниченной ответственностью "Транслес" с 03 апреля 2008 года по 24 ноября 2008 года, в обществе с ограниченной ответственностью "Чайка" с 25 мая 2009 года по 10 июня 2009 года, с 12 апреля 2010 года по 13 июля 2010 года в обществе с ограниченной ответственностью "Транслес", с 09 апреля 2012 года по 29 апреля 2012 года принят на работу водителем по совместительству в ООО "МТМ-Строй", с 2014 года по 19 февраля 2020 года являлся индивидуальным предпринимателем, с 04 февраля 2020 года принят в администрацию Большесосновского муниципального района на должность и.о. председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений. "данные изъяты" не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к уровню образованию и продолжительности стажа муниципальной службы, что является основанием для расторжения трудового договора по пункту 11 статьи 77, статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации.
Также в ходе проверки установлено, что "данные изъяты", будучи назначенным распоряжением администрации Большесосновского муниципального района 04 февраля 2020 года N 19-01-21 на должность и.о. председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципальная района, осуществлял предпринимательскую деятельность, что в силу пункта 3.1 части 1 статьи 14 Федерального закона N 25-ФЗ является запретом для прохождения (поступления) муниципальной службы. Дата прекращения предпринимательской деятельности 19 февраля 2020 года. "данные изъяты" должен был принять меры для урегулирования конфликта интересов - уведомить непосредственного нанимателя - главу муниципального района "данные изъяты" о том, что, поступая на муниципальную службу, он предпринял меры для прекращения предпринимательской деятельности, либо иным образом уведомить нанимателя о своем статусе. Однако уведомлений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, уведомления от "данные изъяты" не поступало. Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы. Принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования.
Нарушение прав муниципального образования состоит в том, что на руководящую должность структурного подразделения органа местного самоуправления назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих. В соответствии с требованиями перечисленных выше норм материального права, исключается продолжение работы работником, принятым с нарушением требований закона о стаже и образовании, до их получения, поэтому с таким работником трудовой договор должен быть прекращен по основаниям, установленным пунктом 11 части 1 статьи 77 и статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации. Нарушения установленного законом порядка прохождения муниципальной службы, а также отсутствие контроля со стороны должностных лиц администрации Большесосновского муниципального района за соблюдением муниципальными служащими установленных законодательством ограничений могут создавать предпосылки для коррупционных проявлений, нарушениям основных принципов противодействия коррупции, предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Просил суд признать незаконным и отменить распоряжение администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 04 февраля 2020 года N 19-01-21 о приеме на должность исполняющего обязанности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района Пермского края "данные изъяты".; признать незаконным и расторгнуть трудовой договор от 04 февраля 2020 года с "данные изъяты" "данные изъяты".; прекратить трудовые отношения с исполняющим обязанности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района "данные изъяты", уволить его с муниципальной службы с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, и Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Решением Большесосновского районного суда Пермского края от 12 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09 ноября 2020 года исковые требования прокурора Большесосновского района Пермского края удовлетворены. Признано незаконным и отменено распоряжение администрации Большесосновского муниципального района от 04 февраля 2020 года N о приеме на должность "данные изъяты" администрации Большесосновского муниципального района "данные изъяты" Признан незаконным трудовой договор от 04 февраля 2020 года, заключенный с "данные изъяты". На администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края возложена обязанность прекратить трудовые отношения с исполняющим обязанности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района "данные изъяты" "данные изъяты", уволить его с муниципальной службы с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, и Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В кассационной жалобе администрация Большесосновского муниципального района ставит вопрос об отмене решения Большесосновского районного суда Пермского края от 12 августа 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09 ноября 2020 года, как незаконных, с направлением дела на новое рассмотрение.
В доводах кассационной жалобы указывает, что вывод судов об отсутствии у "данные изъяты" высшего образования по определенному профилю, также необходимого стажа работы, основан на формальном анализе положений Справочника типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы. Считает, что данный справочник носит лишь рекомендательный характер. Судами не сделан анализ функций, целей и задач Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района, что привело к ошибочному выводу об отсутствии необходимого образования у "данные изъяты" Функции Комитета не ограничиваются областью жилищно-коммунального хозяйства и строительства.
Таким образом, в данном случае суды должны были проанализировать и иные разделы Справочника типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, имеющие отношения к полномочиям и функциям Комитета, на должность исполняющего обязанности которого принят "данные изъяты" В соответствии с пунктом 4.3 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 180403 Судовождение (квалификация (степень) "специалист"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N N, специалист по данной специальности готовится к видам профессиональной деятельности, одно из которых это организационно-управленческий. С учетом наличия образования по специальности "Судовождение" и присвоения квалификации "Инженер" в 2013 году, а также прохождение в 2020 году профессиональной переподготовки по программе "Государственное и муниципальное управление", записей о трудовом стаже по специальности, имеющихся в трудовой книжке "данные изъяты", сведений о том, что "данные изъяты" является депутатом Совета депутатов Большесосновского сельского поселения третьего созыва в период с сентября 2016 года по сентябрь 2018 года, считает, что на момент приема на должность исполняющего обязанности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений 04 февраля 2020 года "данные изъяты" имел соответствующее образование и стаж работы, позволяющие ему успешно выполнять свои служебные обязанности.
Полагает, что судами неверно применены нормы статьи 77 и статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае указанные положения Трудового кодекса Российской Федерации не применимы, так как не установлено отсутствие у "данные изъяты" необходимых для исполнения возложенных на него полномочий образования и квалификации, возможность продолжения работы не только не исключена, но и подтверждена имеющими место установленными обстоятельствами. Ответчик не согласен с выводом суда о том, что "данные изъяты" не приняты меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Указывает, что 04 февраля 2020 года "данные изъяты" подал необходимые документы в МФЦ о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности, также уведомил нанимателя о вышеуказанных обстоятельствах.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, заслушав возражения прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 04 февраля 2020 года N N "данные изъяты" принят на муниципальную службу в Комитет развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района Пермского края на должность "данные изъяты" на неопределенный срок, в этот же день с ним заключен трудовой договор.
"данные изъяты" имеет высшее образование, полученное в Федеральном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Волжская государственная академия водного транспорта", ему присвоена квалификация инженер по специальности "Судовождение".
"данные изъяты" с 2008 года по 2012 год осуществлял трудовую деятельность по профессии моторист-рулевой в обществе с ограниченной ответственностью "Транслес", с 03 апреля 2008 года по 24 ноября 2008 года, в обществе с ограниченной ответственностью "Чайка", с 25 мая 2009 года по 10 июня 2009 года, с 12 апреля 2010 года по 13 июля 2010 года в обществе с ограниченной ответственностью "Транслес". С 09 апреля 2012 года по 29 апреля 2012 года работал водителем по совместительству в ООО "МТМ-Строй". С 2014 года по 19 февраля 2020 года осуществлял предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о нем исключены из Единого государственного реестра после назначения на должность муниципальной службы 19 февраля 2020 года.
Оспаривая законность назначения "данные изъяты" на муниципальную службу в Комитет развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района Пермского края на должность, относящуюся к главной группе должностей, исполняющего обязанности председателя комитета на неопределенный срок, законность заключенного с ним трудового договора, ссылаясь на отсутствие у "данные изъяты" необходимого уровня образования, стажа муниципальной службы, на непринятие мер по урегулированию конфликта интересов при назначении на должность муниципальной службы, прокурор Большесосновского района Пермского края на основании результатов проведенной прокурорской проверки обратился в суд с иском о возложении на администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края обязанности прекратить трудовые отношения с "данные изъяты" на основании пункта 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Рассматривая заявленный спор, удовлетворяя исковые требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 11 части 1 статьи 77, статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статей 3, 9, 10, 14, 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьи 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 5 Закона Пермского края 04 мая 2008 года N 228-ПК "О муниципальной службе в Пермском крае", постановления администрации Большесосновского муниципального района от 25.01.2017 N 20 "О внесении изменений в постановление администрации Большесосновского муниципального района от 01 октября 2014 года N 510-01-07 "О квалификационных требованиях к должностям муниципальной службы в администрации Большесосновского муниципального района", решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 19 декабря 2018 года N 352 "Об утверждении Положения о комитете развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района", Справочника типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Перечня должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Большесосновского муниципального района Пермского края, утвержденного решением Земского Собрания от 19 сентября 2018 года N N, а также положениями должностной инструкции председателя Комитете развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района от 01 июня 2020 года, исходил из того, что "данные изъяты" занимает должность исполняющего обязанности председателя Комитета развития
инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципальная района, которая относится к главной группе должностей муниципальной службы. Для ее замещения необходимо высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры, наличие не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
"данные изъяты" имеет высшее образование, полученное в ФБОУ ВПО "Волжская государственная академия водного транспорта", ему присвоена квалификация инженер по специальности "Судовождение". Высшего образования по рекомендуемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации при назначении на соответствующую должность муниципальной службы направлениям подготовки, таких как "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Юриспруденция", "Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура", "Градостроительство", "Архитектура", "Строительство", Теплоэнергетика и теплотехника", "Электроэнергетика и электротехника" "Технологические машины и оборудование", "Землеустройство и кадастры", "Землеустройство", "Земельный кадастр", "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" не имеет, как и не имеет необходимого стажа муниципальной службы.
Анализируя цели и задачи Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района, возглавляемого "данные изъяты", к которым в частности относится обеспечение реализации полномочий органа местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью Большесосновского муниципального района; реализация полномочий органа местного самоуправления по муниципальному земельному контролю, муниципальному контролю в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; реализация части полномочий органа местного самоуправления, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе"; обеспечение реализации полномочий органом местного самоуправления государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Пермского края, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; реализация единой политики в области градостроительства, строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства на территории Большесосновского муниципального района; обеспечение реализации мероприятий по охране окружающей среды на территории Большесосновского муниципального района; осуществление контроля за обеспечением и сохранностью автомобильных дорог общего пользования местного значения Большесосновского муниципального района, суды пришли к выводу о том, что наличие у "данные изъяты" высшего образования по специальности "Судовождение" не свидетельствует о соответствии его предъявляемым к занимаемой должности муниципальной службы требованиям.
При поступлении на муниципальную службу на основании распоряжения администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 04 февраля 2020 года N N "данные изъяты" осуществлял предпринимательскую деятельность, из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей исключен 19 февраля 2020 года, при этом нанимателя о ведении предпринимательской деятельности в установленном порядке не уведомил, мер по урегулированию конфликта интересов не принял.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что на момент назначения на должность "данные изъяты" администрации Большесосновского муниципального района "данные изъяты" не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, не имел высшего образования по направлению подготовки, необходимому для замещения главной должности муниципальной службы - "данные изъяты" администрации Большесосновского муниципального района, назначение "данные изъяты" на указанную должность и продолжение службы в этой должности противоречит закону, что является основанием для расторжения трудового договора на основании пункта 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования судами указано, что назначение на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования, поскольку на руководящую должность органа местного самоуправления назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Вопреки доводам кассационной жалобы, представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств отражены в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, не допущено.
Изложенные в кассационной жалобе администрации Большесосновского муниципального района Пермского края доводы о соответствии "данные изъяты" в момент назначения на должность квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальному служащему, замещающему должность председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района, о наличии у него высшего образования с присвоением квалификации инженер по специальности "Судовождение", о наличии у него необходимого стажа работы, поскольку он с августа 2016 года по август 2018 года избирался депутатом Совета депутатов Большесосновского сельского поселения, о фактическом прекращении "данные изъяты". ведения предпринимательской деятельности с момента назначения на должность муниципальной службы, о подаче им соответствующего уведомления нанимателю, о принятии "данные изъяты" мер по урегулированию конфликта интересов, являются аналогичными правовой позиции ответчика при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Позиция ответчика проанализирована судами, мотивы, по которым указанные доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемых судебных актах. Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в качестве одного из основных принципов муниципальной службы закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым необходимым условием нахождения на муниципальной службе признано наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.
В силу данных положений Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также закона субъекта Российской Федерации и муниципального нормативного правового акта наличие высшего образования по соответствующему направлению профессиональной подготовки и стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности является обязательным для замещения главных должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования.
Таким образом, поступление на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы, свидетельствует о нарушении требований Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Пермского края 04 мая 2008 года N 228-ПК "О муниципальной службе в Пермском крае" и муниципальных правовых актов, а также прав муниципального образования и неопределенного круга лиц.
Пунктом 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. В частности, в соответствии с абзацами четвертым и шестым части первой этой статьи трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, а также в случае заключения трудового договора в нарушение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды, исходя из системного толкования положений Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", принятого в его развитие Закона Пермского края 04 мая 2008 года N 228-ПК "О муниципальной службе в Пермском крае", в части установления квалификационных требований к замещению должностей муниципальной службы, и положений статей 77 и 84 Трудового кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу о том, что поступление на муниципальную службу граждан, не отвечающих квалификационным требованиям как по уровню профессионального образования, так и по стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, свидетельствует о нарушении установленных правил заключения трудового договора, исключающем возможность продолжения муниципальной службы.
"данные изъяты" назначен на главную должность муниципальной службы в нарушение установленных нормативными положениями квалификационных требований к уровню профессиональной подготовки и стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, необходимому для исполнения должностных обязанностей, в связи с чем такое нарушение исключает возможность продолжения муниципальной службы.
С учетом приведенных обстоятельств, а также принимая во внимание, что жители муниципального образования имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований и возложили на администрацию муниципального образования обязанность расторгнуть трудовой договор с "данные изъяты" по пункту 11 части первой статьи 77 и статье 84 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
Ссылка кассационной жалобы на прохождение "данные изъяты" в 2020 году профессиональной переподготовки по специальности "Государственное и муниципальное управление" в образовательном учреждении высшего профессионального образования не влияет на законность принятых судами судебных актов, поскольку профессиональная переподготовка не свидетельствует о получении "данные изъяты" высшего профессионального образования по рекомендуемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации при назначении на соответствующую должность муниципальной службы направлениям профессиональной подготовки.
Указание заявителя на то, что "данные изъяты" продолжает успешно исполнять "данные изъяты" администрации Большесосновского муниципального района Пермского края свидетельствует об уклонении ответчика от исполнения судебного акта, вступившего в законную силу. Представленная положительная характеристика деятельности "данные изъяты" отражает лишь субъективное мнение главы муниципального образования.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, судами выяснены все юридически значимыми обстоятельствами по данному делу.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в ходе рассмотрения дела прокурором Большесосновского муниципального района Пермского края представлены доказательства, которые свидетельствуют о наличии оснований расторжения трудового договора с "данные изъяты" по пункту 11 части первой статьи 77 и статье 84 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы. Представленным доказательствам дана верная правовая оценка, доводы прокурора обоснованно признаны правомерными на основании всей совокупности представленных в материалы дела доказательств с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что при оценке доказательств допущены нарушения норм процессуального права, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемых судебных актах.
Таким образом, доводы кассационной жалобы уже являлись предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций и сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, при том что в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
Действующее процессуальное законодательство не допускает произвольный, не ограниченный по времени пересмотр судебных решений. Вводя порядок и сроки совершения соответствующих процессуальных действий, процессуальный закон устанавливает баланс между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений и правом на справедливое судебное разбирательство, обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения. Изложенные заявителем доводы о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов не являются достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступившего в законную силу судебного постановления.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Большесосновского районного суда Пермского края от 12 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Большесосновского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.