Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Грудновой А.В, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-377/2020 по иску Рыбаковой Ирины Викторовны, Шульгиной Натальи Геннадьевны, Козловой Любови Дмитриевны, Мухаметовой Хазисы Мухаметовны, Раимбакиевой Ларисы Геннадьевны к Государственному казенному общеобразовательному учреждению Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" о признании незаконным приказа об объявлении простоя, взыскании оплаты труда, по кассационным жалобам Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа", Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, объяснения представителя Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Долгушиной И.В, действующей на основании доверенности, директора Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" Филипповой Л.С, поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения Шульгиной Н.Г, Козловой Л.Д, Займидорога А.А. представителя Рыбаковой И.В, действующего на основании доверенности, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шульгина Н.Г, Рыбакова И.В, Козлова Л.Д, Мухаметова Х.М, Раимбакиева Л.Г. обратились в суд с исками к Государственному казенному общеобразовательному учреждению Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" о признании незаконным приказа от 18 ноября 2019 года об объявлении простоя, взыскании оплаты труда с 01 ноября 2019 года в размере 2/3 от среднего заработка, как предусмотрено приказом N N 11 октября 2019 года.
В обоснование заявленных требований указали, что стороны состоят в трудовых отношениях. Незаконным, по их мнению, приказом от 18 ноября 2019 года им объявлен простой по обстоятельствам, независящим от воли сторон, на основании приказа Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 октября 2019 года N с оплатой времени простоя 2/3 от должностного оклада. Ранее, приказом ответчика N от 11 октября 2019 года также объявлялся простой по 31 августа 2021 года на основании названного приказа Департамента N с указанием причины простоя - по вине работодателя и с оплатой времени простоя 2/3 от среднего заработка. На их обращение в Государственную инспекцию труда Ямало-Ненецкого автономного округа о нарушениях трудового законодательства со стороны работодателя ответом Инспекции от 09 октября 2019 года Государственному казенному общеобразовательному учреждению Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" указано на допущенные нарушения. Приказом ответчика N N от 11 октября 2019 года решено признать простой по вине работодателя, с выплатой работникам 2/3 от средней заработной платы на период простоя. Однако в последующем Государственная инспекция труда в Ямало-Ненецком автономном округе изменила свою позицию, отозвав представление, а работодатель издал приказ от 18 ноября 2019 года N, которым на период простоя определено к выплате 2/3 от должностного оклада пропорционально времени простоя. Позиция ответчика в данном случае заключается в нежелании осуществлять оплату времени простоя по вине работодателя в размере 2/3 от средней заработной платы.
Причины простоя изложены в приказе Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа N N от 10 октября 2019 года со ссылками на пункт 6 протокола совещания при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа N N от 16 мая 2017 года "О капитальном ремонте... " и приказ Департамента строительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2018 года N N "Об утверждении перечня объектов капитального ремонта государственной собственности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 год", куда, в том числе, включены и помещения ответчика. Названным приказом Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа директору Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" было предписано приостановить образовательную деятельность со дня начала проведения капитальных ремонтных работ по 31 августа 2021 года, уведомить работников школы о закрытии учреждения и трудоустроить их. Однако ничего из порученного ответчиком, заранее знавшем о предстоящем капитальном ремонте, не выполнено. В соответствии с письмом Министерства труда Российской Федерации от 24 мая 2018 года N 14-1/ООГ-4375 данный вид простоя относится к простоям по вине работодателя и оплачивается в размере 2/3 от среднего заработка. Как стало известно истцам из открытых источников, в частности, из публикаций в сети Интернет, ответчик под видом простоя и ремонта проводит ликвидацию учреждения, так как вместо санаторно-лесной школы, чья деятельность прекращается, создается школа для одаренных детей. Кроме того, об этом работодатель сообщал им и устно.
Таким образом, вместо предусмотренных законом организационно-штатных мероприятий при ликвидации в виде сокращения штатов и осуществления соответствующих выплат, ответчик пытается вынудить работников уволиться по собственному желанию, поскольку существовать на 2/3 от должностного оклада в г..Салехарде невозможно, а соблюдать установленный порядок ответчик не намерен. В связи с чем, просили признать незаконным приказ от 18 ноября 2019 года об объявлении простоя и взыскать в их пользу оплату труда с 01 ноября 2019 года в размере 2/3 от среднего заработка, как это предусмотрено приказом N N от 11 октября 2019 года.
Определениями суда от 11 и 30 марта 2020 года иски объединены в одно производство.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июня 2020 года Шульгиной Н.Г, Рыбаковой И.В, Козловой Л.Д, Мухаметовой Х.М, Раимбакиевой Л.Г. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 октября 2020 года решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июня 2020 года отменено. Вынесено новое решение, которым признан незаконным приказ Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" N N от 18 ноября 2019 года об объявлении простоя по обстоятельствам, независящим от воли сторон. С Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" в пользу Шульгиной Н.Г. взыскана заработная плата за период с 01 ноября 2019 года по 31 января 2020 года в сумме 89 764 руб. 17 коп, в пользу Мухаметовой Х.М. взыскана заработная плата за период с 01 ноября 2019 года по 31 января 2020 года в сумме 51 584 руб. 04 коп, в пользу Рыбаковой И.В. взыскана заработная плата за период с 01 ноября 2019 года по 31 января 2020 года в сумме 90 283 руб. 49 коп, в пользу Козловой Л.Д. взыскана заработная плата за период с 01 ноября 2019 года по 31 января 2020 года в сумме 63 977 руб. 66 коп, в пользу Раимбакиевой Л.Г. взыскана заработная плата за период с 01 ноября 2019 года по 31 января 2020 года в сумме 81 924 руб. 96 коп. В остальной части исковых требований отказано.
В кассационных жалобах Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа, Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" ставят вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 октября 2020 года, как незаконного, с оставлением в силе решения Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июня 2020 года.
В доводах кассационной жалобы Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа указывает, что акт первичного осмотра объекта - общежитие Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" N101 от 26 июня 2015 года, которым установлена необходимость проведения текущего ремонта здания, а также проектирования капитального ремонта, ответчиком не подписывался. Указывает, что директор Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" ФИО1 назначенная на должность 07 сентября 2016 года, в период до ее назначения на данную должность о проведении каких-либо работ не знала. Из протокола совещания N N от 16 мая 2017 года, которым принято решение о проведении капитального ремонта в здании общежития школы, следует, что в числе участников совещания или в числе лиц, которым направлена копия протокола совещания для сведения или исполнения, Окружная санаторно-лесная школа отсутствует. Указание судебной коллегии на то, что здание включено в перечень объектов капитального ремонта, не дает правовых оснований делать вывод, что школа была осведомлена об этом.
В доводах кассационной жалобы Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" указывает, что судом первой инстанции не ставился на обсуждение вопрос о недобросовестности школы как балансодержателя в плане ненадлежащего исполнения своих обязанностей по содержанию здания и текущему ремонту. Данный вопрос возник только в суде апелляционной инстанции. Судебная коллегия дважды запрашивала только расчеты по начислению заработной платы истцов, связанной с простоем. При этом никаких других документов суд предоставить не просил и не предлагал. Также судебной коллегией не принят во внимание тот факт, что на территории Ямало-Ненецкого автономного округа действует постановление Правительства автономного округа от 18 июня 2018 года N621-П "Правила организации проведения капитального ремонта объектов государственной собственности Ямало-Ненецкого автономного округа", в котором в главе 2 Основные понятия, определения и сокращения, используемые в настоящих Правилах указано, что государственный заказчик объектов капитального ремонта - государственное казенное учреждение "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа". Возлагая ответственность за проведение капитального ремонта на школу, судебная коллегия вмешивается в деятельность юридического лица - собственника здания, который уже распорядился своим имуществом. Судом апелляционной инстанции не дана оценка договору N22 о закреплении государственного имущества автономного округа на праве оперативного управления за государственным учреждением от 05 апреля 2000 года.
Это свидетельствует о том, что ответчик в силу закона нес расходы, связанные с содержанием и текущими ремонтами здания, оказанием коммунальных услуг и должным образом исполнял распоряжения Губернатора. В соответствие со своими полномочиями и на должном уровне обеспечивал безопасность образовательного процесса, как для детей, так и для сотрудников Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа". Обращает внимание на то, что решение о проведении капитального ремонта принимал собственник здания, при принятии данного решения Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" не участвовало, о чем свидетельствует протокол совещания N N от 16 мая 2017 года, утвержденный Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа. Считает, что отсутствие аварийной ситуации прямо свидетельствует о добросовестности и профессионализме при исполнении своих обязанностей в части организации условий проживания учащихся и организации места работы истцов.
Рыбакова И.В, Мухаметова Х.М, Раимбакиева Л.Г. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационных жалоб, изучив материалы гражданского дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Судами установлено и следует из материалов дела, что истцы состоят с Государственным казенным общеобразовательным учреждением Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" в трудовых отношениях:
- Рыбакова И.В. приказом N N от 10 сентября 2002 года принята на должность "данные изъяты", в которой продолжает работать по настоящее время;
- Мухаметова Х.М. приказом N от 16 ноября 1989 года принята на должность "данные изъяты"; согласно трудовому договору N N от 05 ноября 2004 года принята на должность "данные изъяты", в которой продолжает работать по настоящее время;
- Козлова Л.Д. приказом N от 28 сентября 2005 года принята на должность "данные изъяты"; приказом N от 01 сентября 2010 года переведена на должность "данные изъяты", в которой продолжает работать по настоящее время;
- Шульгина Н.Г. приказом N от 25 октября 2016 года принята на должность "данные изъяты", в которой продолжает работать по настоящее время;
- Раимбакиева Л.Г. приказом N от 16 августа 2001 года принята на должность "данные изъяты"; согласно трудовому договору N N от 05 ноября 2004 года принята на должность "данные изъяты", в которой продолжает работать по настоящее время.
На основании распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью автономного округа от 05 февраля 2003 года N 5 объект недвижимости "Общежитие санаторно-лесной школы" по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г "адрес", находится в собственности автономного округа, в оперативном управлении Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа", которое является балансодержателем данного объекта недвижимости.
В ходе первичного осмотра объекта - общежития Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа", по результатам которого 26 июня 2015 года должностными лицами ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямано-Ненецкого автономного округа" составлен акт N101, выявлена необходимость проведения текущего ремонта здания, поскольку тепловизионным обследованием окон и откосов выявлены места повышенной теплоотдачи, имеются повреждения керамической плитки на лестничных маршах и в коридорах, имеются протечки канализационных стояков на первом этаже, отсутствует утепление вертикальных и горизонтальных стояков, а также выявлена необходимость проектирования капитального ремонта, поскольку на наружных стенах имеются продольные трещины, тепловизионным обследованием стен выявлены места повышенной теплоотдачи, система вентиляции находится в нерабочем состоянии, имеются повреждения конструкции лестничного марша центрального входа в местах примыкания к основному зданию.
В ходе совещания "О капитальном ремонте объектов социальной сферы государственной собственности Ямало-Ненецкого автономного округа" от 16 мая 2017 года N 11 под председательством Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа дано поручение в срок до 15 июня 2017 года подготовить проект распоряжения Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа о перераспределении бюджетных ассигнований с раздела бюджетной классификации "Здравоохранение" на раздел бюджетной классификации "Образование" для проведения капитального ремонта объекта "Общежитие санаторно-лесной школы, расположенное по адресу: "адрес" в том числе проектных и изыскательских работ".
Приказом Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 марта 2019 года N 54 "О внесении изменений в перечень объектов капитального ремонта государственной собственности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 год (на плановый период 2020 и 2021 года)" утвержден перечень объектов капитального ремонта. В подпункте 12.1 пункта 12 указано Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа".
02 апреля 2019 года между Государственным казённым учреждением "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" и индивидуальным предпринимателем "данные изъяты" заключен государственный контракт N N для государственных нужд Ямало-Ненецкого автономного округа на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Общежитие санаторно-лесной школы, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, "адрес" в том числе проектных и изыскательских работ", на выполнение ремонтных, монтажных и иных работ, связанных с капитальным ремонтом объекта. Срок выполнения капитального ремонта установлен по 31 августа 2021 года.
На основании вышеуказанных документов и в связи с заключением государственного контракта, в целях обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся и работников Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" 10 октября 2019 года Департаментом образования Ямало-Ненецкого автономного округа издан приказ N 790 "О приостановлении образовательной деятельности", которым директору Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" предписано в срок до 10 октября 2019 года издать приказ о приостановлении образовательной деятельности образовательного учреждения со дня начала проведения капитального ремонта по 31 августа 2021 года и уведомить работников о закрытии учреждения на период проведения капитального ремонта.
На основании названного приказа N N от 10 октября 2019 года директором Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" 11 октября 2019 года издан приказ N "Об объявлении простоя", согласно которому период с 11 октября 2019 года по 31 августа 2021 года объявлен работникам простоем, имеющим место по обстоятельствам, независящим от воли сторон, с произведением им оплаты труда в размере 2/3 от должностного оклада, рассчитанного пропорционально времени простоя.
В связи с поступившим от Государственной инспекции труда Ямало-Ненецкого автономного округа предостережением о недопустимости нарушения закона, приказом N от 11 октября 2019 года в вышеуказанный приказ N от этой же даты внесены изменения, согласно которым постановлено признать, что приостановка работ (простой) имеет место по вине работодателя; оплату труда работникам производить в размере 2/3 средней заработной платы.
Решением Государственной инспекции труда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 октября 2019 года по результатам рассмотрения возражения директора Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" на предостережение о недопустимости нарушения закона постановлено: вышеуказанное предостережение о недопустимости нарушения закона от 09 октября 2019 года, вынесенное государственным инспектором ФИО2 отменить.
После чего, приказом директора Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" от 18 ноября 2019 года N N "Об объявлении простоя", период с 01 ноября 2019 года по 31 августа 2021 года объявлен работникам простоем, имеющим место по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с произведением им оплаты труда в размере 2/3 от должностного оклада, рассчитанного пропорционально времени простоя.
Полагая, названный приказ незаконным, Шульгина Н.Г, Рыбакова И.В, Козлова Л.Д, Мухаметова Х.М, Раимбакиева Л.Г. обратились в суд с исками к Государственному казенному общеобразовательному учреждению Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" о признании незаконным приказа от 18 ноября 2019 года, взыскании оплаты труда с 01 ноября 2019 года в размере 2/3 от среднего заработка, как предусмотрено приказом N от 11 октября 2019 года, которые судом объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" не принимало самостоятельного решения о проведении капитального ремонта объекта "Общежитие санаторно-лесной школы". Данное решение принято иными органами и независимо от воли работодателя, который лишь исполнял принятое данными органами решение о проведении капитального ремонта. Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оплата труда работникам в период объявленного простоя должна производиться в соответствии с положениями части 2 статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации - в размере 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Отменяя судебный акт, вынесенный судом первой инстанции, вынося новое решение, суд апелляционной инстанции признал незаконность оспариваемого истцами приказа директора Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" от 18 ноября 2019 года N N "Об объявлении простоя", которым, как указывалось выше, период с 01 ноября 2019 года по 31 августа 2021 года объявлен работникам простоем, имеющим место по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с произведением им оплаты труда в размере 2/3 от должностного оклада, рассчитанного пропорционально времени простоя, указав на то, что ответчиком нарушено право истцов на труд по обстоятельствам, зависящим от работодателя, в связи с чем имеются основания для оплаты времени простоя в соответствии с положениями части 1 статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с принятым судом апелляционной инстанции решением об удовлетворении исковых требований соглашается, оснований для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не усматривает.
На основании статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Как указано в статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан предоставить работнику работу, обусловленную трудовым договором.
Положения статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации определяют простой как временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. При этом статья 157 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок оплаты времени простоя в зависимости от вины сторон трудового договора (не менее 2/3 средней заработной платы работника - при простое по вине работодателя, не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя - при простое по причинам, не зависящим от работодателя и работника, а время простоя по вине работника не оплачивается).
Федеральное законодательство о труде не содержит указания о том, что в период приостановки работы в организации в случае простоя, работники в свое рабочее время могут отсутствовать на работе (не находиться на своем рабочем месте или на объекте, где они должны исполнять свои обязанности). Поэтому во время простоя работник должен фактически присутствовать на работе.
По смыслу приведенных норм время простоя оплачивается в зависимости от наличия (отсутствия) вины работника или работодателя, либо объявление простоя произошло по причинам, не зависящим от работодателя и работника. При этом к числу причин простоя, не зависящих от работодателя и работника, относятся обстоятельства непредвиденного характера, например чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия и аналогичные причины. Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу, являлось установление судом причины простоя. Названное обстоятельство имеет существенное значение для правильного разрешения спора, поскольку от него зависит порядок расчета заработка за время простоя.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы. Осуществление функций учредителя образовательного учреждения возложены на Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа. Собственником имущества является Ямало-Ненецкий автономный округ. Полномочия собственника, осуществлений функций по управлению, распоряжению, организации учета государственного имущества автономного округа возложены на Департамент по управлению государственной собственностью автономного округа. Объект недвижимости "Общежитие санаторно-лесной школы" по адресу: "адрес" находится в оперативном управлении Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа", которое является балансодержателем данного объекта недвижимости. Финансирование деятельности образовательного учреждения производится из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа.
Также судами установлено, что решения о проведении в общежитии санаторно-лесной школы капитального ремонта, о приостановлении образовательной деятельности образовательного учреждения, о закрытии учреждения на период проведения капитального ремонта приняты собственником имущества и учредителем образовательного учреждения. Департаментом образования Ямало-Ненецкого автономного округа директору Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" предписано в срок до 10 октября 2019 года издать приказ о приостановлении образовательной деятельности образовательного учреждения со дня начала проведения капитального ремонта по 31 августа 2021 года и уведомить работников о закрытии учреждения на период проведения капитального ремонта. Более того, решение о порядке оплата времени простоя принималось директором образовательного учреждения по согласованию с учредителем, через которого из бюджета автономного округа также осуществляется финансирование деятельности учреждения.
Из установленных судами обстоятельств следует вывод о том, что решения, повлиявшие на реализацию работниками Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" своего права на труд и исключившие возможность осуществления трудовой деятельности, предусмотренной трудовым договором, приняты лицами, имеющими право выносить в отношении образовательного учреждения предписания, имеющие обязательный характер и подлежащие обязательному исполнению.
Учитывая особенности правового положения Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" и особенности финансирования его деятельности, доводы кассационных жалоб о том, что собственник имущества и учредитель являются по отношению к образовательному учреждению третьими лицами, а решения принятые учреждением являются независимыми, судебной коллегией отклоняются. Доводы заявителей о том, что образовательное учреждение не может нести ответственность в виде оплаты работникам времени простоя в размере 2/3 от среднего заработка противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в частности, обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях (подпункт 13); организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (подпункт 13.1); финансовое обеспечение получения основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (подпункт 13.2).
Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Аналогичные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования закреплены в пунктах 3, 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В силу действующего законодательства, финансирование деятельности образовательных организаций в основном осуществляется за счет трансфертов из региональных бюджетов. Субъекты Российской Федерации финансируют расходы на оплату труда педагогических и иных работников образовательных организаций.
Таким образом, исходя из приведенных норм права, на учредителя образовательного учреждения, на органы государственной власти автономного округа, осуществляющие функции учредителя возложена обязанность при принятии в рамках своих полномочий решения о приостановлении образовательной деятельности принять конкретные меры, направленные на обеспечение права работников учреждения на труд в соответствии с условиями трудового договора. При невозможности реализации такого права, при объявлении простоя выплатить соответствующую компенсацию в соответствии с частью 1 статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, принимая решения, которые влияют на реализацию трудовых прав работников образовательного учреждения, в том числе на оплату труда, понимая, что принятые решения приведут к снижению уровня материальной обеспеченности работников, должны предвидеть необходимость в соответствующем финансировании оплаты труда, с тем, что бы трудовые права работников не нарушались.
Исходя из изложенного, все действия и решения принятые как собственником имущества, учредителем образовательного учреждения в лице Департамента образования автономного округа, так и на их основании непосредственно работодателем истцов необходимо рассматривать в совокупности. Их совместные решения привели к приостановлению образовательной деятельности учреждения, что, как правильно указал суд апелляционной инстанции, свидетельствует о необходимости выплаты работникам школы 2/3 от среднего заработка, рассчитанного пропорционально времени простоя, в соответствии с положениями части 1 статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации и признании незаконным приказа директора Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа" от 18 ноября 2019 года N 116-ОД "Об объявлении простоя", которым период с 01 ноября 2019 года по 31 августа 2021 года объявлен работникам простоем, имеющим место по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с произведением им оплаты труда в размере 2/3 от должностного оклада.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 октября 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружная санаторно-лесная школа", Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.