Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Кольцюка В. М, рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело N3а-44/2020 по частной жалобе административного истца ООО "Актив Агро" на определение Орловского областного суда от 1 февраля 2021 года, которым отказано в удовлетворении заявления о возмещении судебных расходов
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Актив Агро" (далее - ООО "Актив Агро") обратилось в Орловский областной суд с предъявленным к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области "Межрегиональное бюро технической инвентаризации", административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих на праве аренды земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года.
В обоснование заявленных требований указано, что утвержденная постановлением Правительства Орловской области от 22 октября 2019 года N591 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей, земельного участка с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей, земельного участка с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей, земельного участка с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рубля, необоснованно завышена и не соответствует действительной рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной выполненным оценщиком "данные изъяты" отчетом об оценке рыночной стоимости N от 17 апреля 2020 года.
С целью определения достоверности величины рыночной стоимости земельных участков судом назначена экспертиза, производство которой поручено эксперту "данные изъяты"
Решением Орловского областного суда от 20 июля 2020 года установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2019 года: земельного участка с кадастровым номером N в размере 2 154 200 рублей, земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 572 600 рублей, земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 153 900 рублей, земельного участка с кадастровым номером N в размере 484 900 рублей, согласно заключению судебной экспертизы.
Решение суда не оспаривалось и вступило в законную силу.
Определением суда от 2 ноября 2020 года с ООО "Актив Агро" в пользу Бюджетного учреждения Орловской области "Межрегиональное бюро технической инвентаризации" взысканы судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 28 000 рублей.
Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2020 года определение Орловского областного суда от 2 ноября 2020 года оставлено без изменения, частная жалоба ООО "Актив Агро" - без удовлетворения.
26 ноября 2020 года ООО "Актив Агро" обратилось в суд с заявлением о возмещении судебных расходов, состоящих из расходов по оплате юридических услуг в размере "данные изъяты" рублей, расходов по оплате отчета об оценке в размере "данные изъяты" рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Определением Орловского областного суда от 1 февраля 2021 года в удовлетворении заявления административного истца отказано.
Не согласившись с данным определением суда, 16 февраля 2021 года ООО "Актив Агро" в лице представителя по доверенности подало частную жалобу, в которой просит отменить названное выше определение, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов частной жалобы заявителем указано, что расхождение установленной судом рыночной стоимости земельных участков с утвержденной кадастровой стоимостью составляет более 30%, что выходит за пределы приемлемого диапазона отклонений и является свидетельством ошибки, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, приводящей к нарушению прав административного истца. Административные ответчики оспаривали право административного истца на пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимости вследствие чего, судебные расходы подлежат взысканию в пользу административного истца.
Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение судом частной жалобы на определение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 названного Кодекса, без проведения судебного заседания.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, проверив материалы административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Порядок возмещения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости урегулирован главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" и пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28, с учетом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, подлежит разрешению в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (пункты 1, 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N1).
Согласно части 1 статьи 111, части 1 статьи 103, статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их совокупности, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в том числе расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N20-П, установление кадастровой стоимости равной рыночной, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки. Как кадастровая стоимость, так и рыночная стоимость, будучи условными, считаются достоверными постольку, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости необходимо учитывать, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не являться свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов в рамках настоящего дела и проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения судебных расходов на административного ответчика. Решение суда по административному иску ООО "Актив Агро" не может быть расценено, как принятое против ответчика. В данном случае, обратившись в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости ООО "Актив Агро" реализовало свое право на приведение кадастровой стоимости находящихся в его владении объектов недвижимости в соответствие с их рыночной стоимостью, с учетом индивидуальных характеристик объектов недвижимости.
Признанная решением суда экономически обоснованной рыночная стоимость земельных участков ниже утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 22 октября 2019 года N591 их кадастровой стоимости на 30, 2% и 39, 7%. Подобная разница, в данном случае, обоснованно признана судом первой инстанции приемлемым и допустимым диапазоном отклонения в стоимости объектов недвижимости с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки, связанным с профессиональным усмотрением эксперта и предоставлением ему информации об индивидуальных особенностях объекта оценки, которые не учитывались при проведении массовой государственной кадастровой оценки, что не дает оснований для вывода о явных методологических или иных ошибках, допущенных при определении кадастровой стоимости путем массовой оценки и приводящих к нарушению прав административного истца, ввиду того что действующим законодательством предусмотрен специальный порядок пересмотра результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку с учетом специфики данной категории дел, приведенной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и сложившейся судебной практики, выявленное расхождение между кадастровой стоимостью объектов недвижимости и определенной судом их рыночной стоимостью не позволяет применительно к положениям части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации произвести распределение судебных расходов в пользу административного истца.
Соотношение размера судебных расходов, понесённых административным истцом в связи с рассмотрением дела об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков и размера налоговой выгоды в связи с изменением их кадастровой стоимости (налоговой базы по соответствующему налогу), также не даёт оснований к возложению судебных расходов применительно к обстоятельствам настоящего административного дела на административного ответчика.
Таким образом, обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм процессуального права, оснований для отмены определения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Орловского областного суда от 1 февраля 2021 года оставить без изменения, частную жалобу ООО "Актив Агро" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Кольцюк В. М
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.