Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1716/2020; УИД: 22RS0067-01-2020-002083-95 по иску Панфёрина Дмитрия Ивановича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Славгородский" о признании заключений, расчёта выслуги лет, возложении обязанности зачесть периоды службы в выслугу лет, обязании включить период службы в выслугу лет, по кассационной жалобе Панфёрина Дмитрия Ивановича на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения истца Панфёрина Дмитрия Ивановича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Панфёрин Д.И. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту также ГУ МВД России по Алтайскому краю), Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Славгородский" (далее по тексту также МО МВД России "Славгородский") о признании заключений, расчёта выслуги лет, возложении обязанности зачесть периоды службы в выслугу лет, обязании включить период службы в выслугу лет.
Требования мотивированы тем, что он был уволен из органов внутренних дел Российской Федерации в 2011 году и ему была назначена пенсия за выслугу лет.
В последствии в результате проведённых проверок размер выслуги лет истца был пересчитан, составлен новый расчёт выслуги лет для назначения пенсии, в связи с чем, выплата пенсии ему была прекращена и установлена денежная выплата.
Полагая, что решение об исключении из выслуги лет, дающей право на пенсию и периодов службы в Государственном следственном комитете Республики Казахстан принято незаконно, Панфёрин Д.И. просил признать заключение по материалам проверки обоснованности включения периодов службы Панфёрина Д.И. от 10 сентября 2019 г, утверждённое начальником МО МВД России "Славгородский", расчёт выслуги лет МО МВД России "Славгородский" от 17 сентября 2019 г, приказ ГУ МВД России по Алтайскому краю N л/с от 1 октября 2019 г. о внесении изменений в приказ от 23 июля 2011 г. N л/с, заключение по факту утраты права на пенсию за выслугу лет ГУ МВД России по Алтайскому краю, утверждённое 16 октября 2019 г, незаконными, обязать Межмуниципальный отдел МВД России "Славгородский" зачесть в выслугу лет, дающую право на выплату пенсии, периоды службы с 1 января 1996 г. по 4 июня 1997 г. в отделе Государственного следственного комитета Республики Казахстан по г.Серебрянску в должностях оперуполномоченного отделения уголовного розыска и старшего оперуполномоченного отделения общеуголовных расследований, возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Также ссылается на то, что постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 августа 1998 г. N утверждены Правила исчисления выслуги лет, в том числе и сотрудникам бывшего Государственного следственного комитета для назначения пенсий. Данное Постановление было издано во исполнение Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в республике Казахстан" от 20 июня 1997 г. N, вступившего в законную силу с 1 июля 1997 г, который распространил своё действие и на сотрудников бывшего Государственного следственного комитета Республики Казахстан. Исходя из буквального толкования статьи 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. о том, что установленная по месту прохождения службы выслуга лет не подлежит изменению другой стороной, ответчик, как представитель другой стороны, не вправе пересматривать решение органов внутренних дел Республики Казахстан, засчитывавших в выслугу лет период его службы в Государственном следственном комитете Республики Казахстан. В соответствии с нормами международного права при исчислении выслуги лет для начисления пенсии по линии МВД ответчик обязан включить в выслугу лет спорный период службы, поскольку это предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
Решением Октябрьского районного суда города Барнаула от 19 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 ноября 2020 г, исковые требования Панфёрина Д.И. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Панфёрин Д.И. просит об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных им исковых требований в полном объёме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Панфёрин Д.А. проходил службу в органах внутренних дела в должности оперативного дежурного дежурной части при ОВД по Немецкому району Алтайского края.
Приказом ГУ МВД России по Алтайскому краю N л/с от 23 июля 2011 г. майор милиции Панфёрин Д.И. уволен из органов внутренних дел 29 июля 2011г. на основании пункта "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (по сокращению штатов).
Выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на 29 июля 2011 г. определена в календарном исчислении - 20 лет 04 месяца 21 день. В выслугу лет зачтены периоды службы истца в Государственном следственном комитете Республики Казахстан с 1 января 1996 г. по 1 января 1997 г. и с 1 января 1997 г. по 4 июня 1997 г.
С 30 июля 2011 г. Панфёрину Д.И. назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Проведённой проверкой материалов личного дела Панфёрина Д.И установлено, что периоды службы истца в Государственном следственном комитете Республики Казахстан включены в расчёт выслуги лет необоснованно, о чем составлено заключение от 10 сентября 2019 г, которое утверждено начальником МО МВД России "Славгородский".
В названном заключении в полагающей части указано: обеспечить подготовку нового расчёта выслуги лет для назначения пенсии и заключения об установлении процентной надбавки за выслугу лет Панфёрину Д.И. с учётом выявленных несоответствий, организовать проведение ознакомления Панфёрина Д.И. с вышеуказанными документами, копию заключения по материалам проверки направить в УРЛС ГУ, организовать внесение изменений в приказ об увольнении Панфёрина Д.И. в части установления ему выслуги лет при увольнении со службы, направить расчёт выслуги лет для назначения пенсии, выписку из приказа о внесении изменений в приказ об увольнении Панфёрина Д.И. и заключение об установлении процентной надбавки за выслугу лет в отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ.
В связи с обстоятельствами, установленными указанной проверкой, кадровым подразделением МО МВД России "Славгородский" был составлен расчёт выслуги лет для назначения пенсии, согласно которому выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на день увольнения составила 18 лет 11 месяцев 18 дней, о чем Панфёрин Д.И. ознакомлен под роспись 17 сентября 2019 г.
Приказом ГУ МВД России по Алтайскому N л\с от 1 октября 2019 г. были внесены изменения в приказ ГУ МВД России по Алтайскому краю от 23 июля 2011 г. Nл/с в части указания выслуги лет, а именно: слова "выслуга лет по состоянию на 29 июля 2011 г. составляет: в календарном исчислении - 20 лет 04 месяца 21 день, в льготном - нет" заменены на "выслуга лет по состоянию на 29 июля 2011 г. составляет: в календарном исчислении - 18 лет 11 месяцев 19 дней, в льготном - нет".
В полагающей части заключения по факту утраты права на пенсию за выслугу лет пенсионером МВД России Панфёриным Д.И, утверждённом 16 октября 2019 г. Начальником ЦФО ГУ МВД России по Алтайскому краю полковником внутренней службы В. указано: "Прекратить выплачивать Панфёрину Д.И. пенсию за выслугу лет. Выплачивать Панфёрину Д.И. ежемесячную сумму равную размеру пенсии -17522 рубля 34 копейки до прекращения выплаты надбавки на иждивенца. Далее -15493 рубля 34 копейки до получения иного дохода либо до возникновения права на получение другой пенсии. Ежемесячную сумму ежегодно увеличивать (индексировать) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Направить Панфёрину Д.И. письмо".
Информационным письмом истец был уведомлён о выявлении ошибки при исчислении выслуги лет для назначения пенсии и утрате права на получение пенсии за выслугу лет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций, руководствовались положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1, Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г.."О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 г.."О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств", Указами Президента Республики Казахстан N 3465 от 22 апреля 1997 г..и N 3731 от 5 ноября 1997 г, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г..N 491 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", а также положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 г..N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 27 мая 2005 г..N 418, действующей на период возникновения спорных правоотношений, исходили из того, что Государственный Следственный Комитет Республики Казахстан являлся самостоятельным органом государственной власти и не входил в систему органов внутренних дел, возможность включения в выслугу лет периода службы в указанном органе законодательством Российской Федерации при назначении пенсии за выслугу лет по линии МВД
не предусмотрена, а установленный законодательством республики Казахстан порядок исчисления выслуги лет при подсчёте и назначении пенсии применению не подлежит, поскольку до переезда истца из Республики Казахстан в Россию пенсия ему не назначалась; действия ответчиков по устранению выявленной ошибки при определении выслуги лет для назначения пенсии, что повлекло утрату права Панфёрина Д.И. на пенсию за выслугу лет, в противоречии с действующим правовым регулированием не находится.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нём категорий граждан с учётом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с абзацем пятым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооружённых силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Исходя из приведённых положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьёй 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 г, государства-участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24 декабря 1993 г. приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 г.).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьёй 4 Соглашения от 24 декабря 1993 г. определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.
Из содержания приведённых положений Соглашения от 24 декабря 1993 г. следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом Соглашением от 24 декабря 1993 г. на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.
Как установлено судом, Панфёрин Д.И. в период с 1 января 1996 г. по 1 января 1997 г. и с 1 января 1997 г. по 4 июня 1997 г. проходил службу в Государственном Следственном Комитете Республики Казахстан, который согласно Указам Президента Республики Казахстан от 6 октября 1995 г. N и от 21 декабря 1995 г. N являлся специальным государственным органом, не входящим в систему центральных исполнительных органов Республики, был подчинён непосредственно Президенту Республики Казахстан и не входил в систему органов внутренних дел.
Учитывая, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии за выслугу лет указанным в нём категориям граждан с учётом специфики прохождения ими военной и иной службы, не предусмотрено возложение на пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах государственного следственного комитета государств-участников Содружества, в связи с их переездом на территорию Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судебными инстанциями правильно применены нормы международного и национального права при установлении наличия у Панфёрина Д.И. права включение периода его службы в Государственном следственном комитете Республики Казахстан в выслугу лет для назначения пенсии, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованных постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применён и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Панфёрина Дмитрия Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.