Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Патланя В.А, Потапченко И.Н, при секретаре судебного заседания Каминской М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 10 декабря 2020 г, которым отказано в удовлетворении требований подполковника запаса Селиханова Сергея Абаевича о признании незаконным решения отделения (территориальное, г. Краснодар) федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии истца и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца - Муковой А.С. в обоснование жалобы, представителя административного ответчика - Удовиченко Н.Б, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
решением отделения (территориальное, г. Краснодар) федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 27 Селиханову С.А. и членам его семьи отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на том основании, что он утратил статус военнослужащего и в период прохождения военной службы нуждающимся в жилых помещениях для постоянного проживания не признан.
Селиханов С.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил отменить его и обязать жилищный орган принять решение о принятии его с членами семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Селиханов С.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы ссылается на отдельные положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О статусе военнослужащих", приводит судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 2271-О, от 27 октября 2015 г. N 2527-О и от 26 мая 2016 г. N 1046-О и делает вывод о том, что он не может быть произвольно лишён жилища, так как жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
По мнению Селиханова С.А, суд оставил без внимания то, что он проходил военную службу в Республике Армения, с 25 августа 2017 г. ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и он, заключивший контракт о прохождении военной службы до 12 декабря 2019 г, не имел возможности на реализацию жилищных прав.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 13 вышеуказанного Закона, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно пункту 3 действовавших в период спорных правоотношений Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подаёт в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, к которому прилагаются предусмотренные Правилами документы.
В соответствии с пунктом 9 указанных Правил датой принятия на учёт военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, и представленных документов.
Как указано в пунктах 6 и 8 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1768, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подаёт в уполномоченный орган заявление о признании нуждающимся в жилом помещении; в случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие и члены их семей принимаются на учёт с даты подачи ими в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил.
Датой принятия на учёт военнослужащего, который не может представить заявление и документы, предусмотренные пунктом 6 настоящих Правил, в силу нахождения в служебной командировке или на лечении, несения боевого дежурства, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, военного положения и вооруженных конфликтов, участия в боевых действиях, учениях, походах кораблей, предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, иных мероприятиях, связанных с исполнением обязанностей военной службы вне места постоянной дислокации воинской части, а также нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен) либо в положении заложника или интернированного является дата возникновения права военнослужащего на признание его нуждающимся в жилом помещении, но не ранее даты возникновения указанных обстоятельств (мероприятий), при условии, что заявление, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, подано в течение 3 месяцев со дня прекращения указанных обстоятельств (мероприятий).
Из содержания приведённых норм права следует, что реализация военнослужащим права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в уполномоченный орган в период прохождения военной службы.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
При этом для гражданина, уволенного с военной службы, днём окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, что определено пунктом 4 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы.
Таким образом, после исключения из списков личного состава воинской части такое лицо не обладает статусом военнослужащего.
По делу установлено, что приказом командующего войсками Южного военного круга от 3 ноября 2017 г. N 222 Селиханов С.А. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункт "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Приказом командира войсковой части N от 13 ноября 2017 г. N 286 истец исключён из списков личного состава воинской части с 25 августа 2017 г.
В период прохождения военной службы административный истец и члены его семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не признавались, поскольку Селиханов С.А. в жилищный орган в установленном законом порядке не обращался, в том числе и в 2014-2017 годы, когда общая продолжительность его военной службы составила более 20 лет.
15 сентября 2020 г. Селиханов С.А. обратился в отделение (территориальное, г. Краснодар) федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии его вместе членами семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением отделения (территориальное, г. Краснодар) федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 27 Селиханову С.А. и членам его семьи отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что в период прохождения военной службы нуждающимся в жилых помещениях для постоянного проживания он не признан, а также в связи с тем, что на дату подачи заявления он утратил статус военнослужащего.
Следовательно, Селиханов С.А. обратился в жилищный орган с заявлением о принятии на жилищный учёт через три года после своего увольнения с военной службы и, как следствие, утраты статуса военнослужащего, и через год после отбытия наказания, назначенного по приговору суда.
Поэтому гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для принятия административного истца на учёт для обеспечения жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", у жилищного органа не имелось.
Доводы жалобы об обратном являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материально права.
Утверждение Селиханова С.А. о том, что в связи с избранием ему меры пресечения в виде заключения под стражу он не имел возможности на реализацию жилищных прав, является несостоятельным, поскольку необходимые документы для принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, он мог отправить по почте.
Таким образом, апелляционная жалоба административного истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 10 декабря 2020 г. по административному исковому заявлению Селиханова Сергея Абаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи: В.А. Патлань
И.Н. Потапченко
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 апреля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.