Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого АО в составе:
председательствующего Домрачева И.Г, судей коллегии Мочаловой Н.В, Ощепкова Н.Г, при секретаре Булатовой Е.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Рамазанова Арслана Махачовича на решение Губкинского районного суда от 02 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мочаловой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N3 по ЯНАО обратилась с иском к Рамазанову А.М. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 25 770 руб, пени в размере 314 руб. 18 коп..
Участвующие в деле лица в судебном заседании участия не принимали.
Судом вынесено решение, которым с Рамазанова А.М. взысканы задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 25 770 руб, пени в размере 314 руб. 18 коп.
С указанным решением не согласен административный ответчик Рамазанов А.М, в апелляционной жалобе просил его отменить. Указал, что транспортные средства, на которые начислен налог и пени, проданы им в 2013 году ФИО1 с этого времени выбыли из его владения. Он с 2014 года проживал на территории Республики Дагестан, о судьбе транспортных средств ему не было известно. Переоформить транспортные средства на нового владельца не было возможности, поскольку был наложен запрет на регистрационные действия на данные транспортные средства.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, их участие не является обязательным. Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, допросив свидетеля ФИО1, рассмотрев дело в порядке ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 286 КАС РФ).
В силу статей 356, 357, 358, 359, 360, 363 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно материалам дела, Рамазанов А.М. в 2018 году являлся владельцем транспортных средств (л.д. 16):- УРАЛ 4320-31 г/н N.
- УРАЛ 4320 г/н N.
- ВАЗ 21093 г/н N.
В адрес административного ответчика налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ направлялось налоговое уведомление об уплате транспортного налога N 35508864 от 10 июля 2019 года за 2018 год в сумме 25 770 руб. в срок не позднее 02 декабря 2019 года (л.д. 13).
В связи с несвоевременной уплатой транспортного за 2018 год административному ответчику начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 314 руб. 18 коп, что подтверждается расчетами сумм пеней (л.д. 17).
Также направлялось налоговое требование N 5924 по состоянию на 30 января 2020 года, которым до 11 марта 2020 года предложено уплатить транспортный налог за 2018 год в сумме 25 770 руб. и пени по нему сумме 314 руб. 18 коп. (л.д. 10, 14);
Всего по данным требованиям сумма задолженности составила 26 084 руб. 18 коп.
Правильность осуществленного налоговым органом расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы проверены судом, расчет признан соответствующим налоговому законодательству.
Обязанность по уплате транспортного налога и пеней за 2018 год административным ответчиком не исполнена, доказательства обратного не представлены.
Выводы суда о правильности расчетов пеней и о наличии оснований для удовлетворения административного иска судебная коллегия находит правильными.
Мировым судьей судебного участка N 2 судебного района г. Губкинского ЯНАО от 24 августа 2020 года был вынесен судебный приказ о взыскании с Рамазанова А.М. недоимку за 2018 год по транспортному налогу с физических лиц в размере 25 770 руб, пени по транспортному налогу в размере 314 руб. 18 коп, а всего в размере 26 084 руб. 18 коп. (л.д. 33) Определением от 28 сентября 2020 года указанный приказ был отменен в связи с принесением возражений должника (л.д. 9).
Срок обращения в суд о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени за 2018 год не является пропущенным, налоговый орган обратился к мировому судье в августе 2020 года, т.е. в течение шести месяцев со дня истечения срока требования об оплате налога.
Доводы апелляционной жалобы о другом собственнике и об ином лице, обязанному платить транспортный налог за указанные автомобили, подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
На основании положений Налогового кодекса РФ налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, а по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц - собственники соответствующего недвижимого имущества.
Данные налоги, входящие в систему имущественных налогов, взимаются вне зависимости от факта использования имущества.
Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования транспортного средства налогоплательщиком. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах (п. 3 Приложения к Письму ФНС России от 01.02.2021 N БВ-4-7/1078@, Письмо ФНС России от 24.07.2020 N БС-2-21/1403@).
Продажа транспортных средств другим лицам без изменения регистрационных данных не является основанием для исключения данных транспортных средств из объектов налогообложения транспортным налогом (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.02.2020 N Ф06-57347/2019 по делу N А49-3734/2019).
Пунктами 4-6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел РФ от 24 ноября 2008 года N 1001, действовавших до 6 октября 2018 года, предусматривалось, что собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных, а также прекратить регистрацию транспортного средства (снять транспортные средства с регистрационного учета) в подразделении Госавтоинспекции после его утилизации.
Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны прекратить регистрацию транспортного средства (снять транспортные средства с регистрационного учета) в подразделении Госавтоинспекции в связи с вывозом транспортного средства за пределы Российской Федерации в целях постоянного использования, либо после его утилизации.
Прекращение регистрации транспортного средства в связи с утилизацией осуществляется на основании свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.
В отношении утраченных, похищенных, а также вывезенных за пределы Российской Федерации транспортных средств регистрация прекращается на основании заявлений собственников (владельцев) транспортных средств.
Изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника.
Аналогичное положение содержится в пункте 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", действовавшего по 31 декабря 2020 года.
Из приведенных положений законодательства следует, что основанием для начисления налоговым органом транспортного налога являются предоставленные подразделениями ГИБДД МВД России сведения о владельцах автотранспортных средств. Фактические выбытие из владения транспортного средства при отсутствии факта регистрации изменения собственника транспортного средства в подразделениях ГИБДД МВД России не освобождает налогоплательщика от уплаты транспортного налога до момента снятия объекта налогообложения с регистрационного учета либо регистрации смены его владельца.
По смыслу вышеупомянутых положений законодательства основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств
Законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.
Обязанность по уплате транспортного налога находится в зависимости от факта регистрации транспортного средства. Налогоплательщиком признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Уплата транспортного налога поставлена в зависимость и осуществляется именно по факту регистрации транспортного средства.
Кроме того, продажа либо утрата транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, являющегося физическим лицом, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357 и 358 Налогового кодекса РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
В соответствии с пунктами 60, 60.4 Административного регламента МВД Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от 07 августа 2013 года N 605 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), регистрация транспортного средства прекращается по следующим основаниям: заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.
Подтверждая законность пункта 60.4 Административного регламента Верховный Суд РФ указал в апелляционном определении 06 ноября 2014 года N АПЛ14-508, что приведенное правовое регулирование предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества посредством возложения на собственников дополнительных обязанностей и обременения, связанных с обладанием этим имуществом, имеющим особые характеристики и использование которого связано с повышенной опасностью для окружающих.
Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима, обеспечивающего безопасность дорожного движения, а также специальных правил их допуска к эксплуатации, который связывается с регистрацией транспортного средства в соответствующих подразделениях.
То обстоятельство, что новый собственник уклонился от перерегистрации автомобиля на свое имя, выводов суда не опровергает.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе не владение спорными автомобилями с 2013 года не может повлечь освобождение административного ответчика начисления транспортного налога за 2018 год, поскольку регистрация этих спорных автомобилей была осуществлена за административным ответчиком в 2008 и 2010 годах, следовательно, начисление транспортного налога за 2018 год произведено правомерно.
Доводы жалобы о том, что автомобили УРАЛ 4320 и УРАЛ 4320-31 были проданы ФИО12 а затем пришли в негодное для использования состояние, что свидетельствует об отсутствии обязанности административного ответчика уплаты транспортного налога, подлежат отклонению по следующим мотивам.
Автотранспортные средства до настоящего времени состоят на учете в ГИБДД г. Губкинский, зарегистрированы на Рамазанова А.М, который значится зарегистрированным в г. Губкинский ЯНАО. Официально в установленном порядке спорные транспортные средства с регистрационного учета в ГИБДД г. Губкинского не сняты.
Также административным ответчиком не представлено доказательств выбытия из его владения транспортного средства ВАЗ 21093.
Оценивая в качестве доказательств представленные административным ответчиком копии договоров купли-продажи автомобилей от 4 декабря 2013 года, заключенных между Рамазановым А.М. и его отцом Рамазановым М.С, а также показания свидетеля ФИО1, судебная коллегия полагает, что данные факты не имеют правового значения для дела, поскольку доказательства отсутствия государственной регистрации на транспортные средства УРАЛ 4320-31 г/н N и УРАЛ 4320 г/н N так и не были представлены.
Все доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность решения суда, в связи с чем, основаниями для отмены решения суда являться не могут.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда, не имеется.
Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 1 апреля 2021 года.
Судья (подпись) Н.В.Мочалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.