Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Масленниковой Л.В.
судей Климовой С.В, Заскалько О.В.
при помощнике судьи Стебивко А.Ю.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе представителя ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" по доверенности фио на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 05 августа 2020 года, которым постановлено:
В иске ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" к Лазня Лазня М.А. о возмещении затрат, связанных с обучением работника, отказать.
УСТАНОВИЛА:
ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" обратилось в Тутаевский городской суд Ярославской области к Лазне М.А. с иском о взыскании в счет возмещения затрат, связанных с обучением, денежных средств в размере 5 316 284 труб. 60 коп. и расходов по уплате госпошлины в сумме сумма
Определением Тутаевского городского суда Ярославской области от дата настоящее гражданское дело было передано по подсудности в Пресненский районный суд г. Москвы.
В обоснование заявленных требований ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" ссылалось на то, что дата между ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и Лазней М.А. был заключен ученический договор N 18-28/1 на дополнительное обучение (подготовку) кандидата, отобранного по решению комиссии по отбору летного состава, для работы в ПАО "Аэрофлот" на должность пилота учебно-летного состава, в соответствии с пунктом 2.1.5. договора ПАО "Аэрофлот" обязалось после успешного прохождения обучения заключить с Лазней М.А. трудовой договор на должность пилота учебно-летного отряда департамента производства полетов, а Лазня М.А. в свою очередь обязался проработать у работодателя по окончании обучения не менее 5 лет, дата Лазня М.А. был принят на работу в ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" на должность пилота учебно-летного отряда департамента производства полетов и с ним заключен трудовой договор N 924 от дата, дата между ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и Лазня М.А. был заключен ученический договор N 578/942, на основании которого ответчик с дата был направлен в Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, для переподготовки на самолет А-319/320/321 в качестве второго пилота, по окончании наземной подготовки приказом N 125.11/1-1735/у тот дата Лазня М.А. был допущен к вводу в строй в качестве второго пилота ВС А-319/320/321 по варианту подготовки N 6 с дата, в связи с нецелесообразностью дальнейшего ввода в строй приказом N 125.11/1-1-2444/у от дата программа ввода в строй Лазни М.А. на второго пилота ВС А-319/320/321 была прекращена с дата.
Также истец указал, что в соответствии с пунктом 2.1.4 ученического договора Лазня М.А. обязался проработать в ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" не менее 5 лет с даты окончания ввода в строй по специальности, однако в нарушение принятых на себя по ученическому договору обязательств ответчик, на основании личного заявления от дата, уволился из ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" по собственному желанию без уважительных причин, в связи с чем обязан возместить расходы, связанные с обучением, пропорционально неотработанному времени, в сумме сумма труб. 60 коп, дата в адрес ответчика было направлено уведомление с просьбой возместить денежные средства, затраченные работодателем на его переобучение, однако до настоящего времени имеющаяся задолженность Лазней М.А. не погашена.
В судебное заседание представитель ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в суд явилась, требования истца не признала.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" по доверенности фио в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии Лазня М.А. не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался судом надлежащим образом, о чем свидетельствует Отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором Почты России.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Лазни М.А.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" по доверенности фио, представителей Лазни М.А. по доверенности фио и фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно их.
Таким образом, задачей суда апелляционной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных постановлений суда первой инстанции, правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы и материалам дела, имеются.
Как установлено судом и следует из материалов дела, дата между ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и Лазней М.А. был заключен ученический договор N 18-28/1 на дополнительное обучение (подготовку) кандидата, отобранного по решению комиссии по отбору летного состава, для работы в ПАО "Аэрофлот" на должность пилота учебно-летного состава (т. 1 л\д 19-24).
Предметом названного договора являлась организация дополнительного обучения Лазни М.А, необходимого для освоения типа воздушного судна, эксплуатируемого ПАО "Аэрофлот", по следующим учебным программам:
- 16.36 "Программа курса повышения квалификации "Перевозка опасных грузов воздушным транспортом" (первоначальное обучение) (категория 10 ИКАО);
- 50.83 "Программа повышения квалификации "Авиационная безопасность" (Модуль 1 - первоначальное обучение для членов летных экипажей)";
- 50.70 "Программа курса повышения квалификации "Подготовка летного состава, не имеющего опыта эксплуатации ВС ГА, оснащенных дисплейной (цифровой) индикацией, для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов)";
- 50.46 "Профессиональная переподготовка летного состава на самолет А-319/320/321";
- 50.165 "Программа аварийно-спасательной подготовки летных экипажей на этапе переподготовки на ВС А-319/320/321, RRJ-95, Б-737/300/400/500/600/700/800/900, Б-767 (1 тип)";
- Первоначальная подготовка по программе "Человеческий фактор и CRM";
- Первоначальная подготовка по программе "Система управления безопасностью полетов".
Место обучения - ЧПОУ "Авиашкола Аэрофлота", департамент подготовки авиационного персонала, департамент производства полетов.
Продолжительность и сроки обучения могут быть изменены в случае изменения учебной программы и формирования группы на обучение на срок не более двух месяцев, о чем кандидат письменно уведомляется (пункт 1.3.).
Подготовка проводится в срок с дата по факту окончания обучения (пункт 1.4.).
В соответствии с пунктом 2.1.5. договора Лазня М.А. обязался после успешного прохождения обучения (получения сертификата) заключить с ПАО "Аэрофлот" трудовой договор на должность пилота учебно-летного отряда департамента производства полетов и проработать у работодателя после окончания обучения не менее 5 лет (пункт 2.1.7 договора).
Стороны договорились, что уважительными для расторжения трудового договора по инициативе кандидата в связи с его увольнением по собственному желанию являются следующие причины: невозможность продолжения работы в качестве пилота в соответствии с медицинским заключением; необходимость ухода за тяжелобольным или престарелым членом семьи кандидата, подтвержденная медицинскими документами; наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих выполнению трудовых обязательств, в соответствии с пунктом 7 настоящего договора (пункт 2.3 договора).
Разделом 4 договора определена стоимость обучения в сумме сумма
Приказом N S18.50.701.02001-1 от дата Лазня М.А. был зачислен в группу слушателей, обучающихся на курсе 50.701 "Программа курса повышения квалификации "Подготовка летного состава, не имеющего опыта эксплуатации ВС ГА, оснащенных дисплейной (цифровой) индикацией, для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов" (т. 1 л/д 55).
Приказом N S18.50.461.02005-1 от дата Лазня М.А. был зачислен в группу слушателей, обучающихся на курсе 50.461 "Профессиональная переподготовка летного состава на самолет А-319/320/321" (т. 1 л/д 54).
В соответствии с приказом N S18.50.461.02001-2 от дата Лазня М.А. считался прошедшим обучение слушателей учебной группы на курсе 50.701 "программа курса повышения квалификации "Подготовка летного состава, не имеющего опыта эксплуатации ВС ГА, оснащенных дисплейной (цифровой) индикацией, для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов) (дата - дата) (т. 1 л\д 52).
Согласно удостоверению ЧПОУ "Авиашкола Аэрофлота" N 0058037, выданному дата, Лазня М.А. прошел обучение в период с дата по дата по программе "Подготовка летного состава, не имеющего опыта эксплуатации ВС ГА, оснащенных дисплейной (цифровой) индикацией, для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов" в объеме 107 час. (т. 1 л/д 53).
дата между Лазней М.А. и ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" был заключен трудовой договор N 924, по условиям которого истец был принят на работу в ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" на должность пилота учебно-летного отряда департамента производства полетов.
Согласно пункту 2.1 трудового договора работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в порядке, установленном ТК РФ.
Пунктом 3.2 трудового договора определено, что работодатель обязан обеспечить повышение профессиональной подготовки и квалификации в порядке, предусмотренном правовыми актами государственных органов гражданской авиации России и действующими нормативными актами ПАО "Аэрофлот".
дата между ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и Лазней М.А. был заключен ученический договор на переподготовку на новый тип ВС N 578/942, начало переподготовки дата. Предметом договора являлась переподготовка работника на самолет А-319/320/321 в качестве второго пилота (пункт 1.3).
Согласно пункту 1.6 ученического договора завершением переподготовки является дата окончания ввода в строй в рейсовых условиях.
Стороны согласились с тем, что переподготовка включает в себя самостоятельные этапы обучения: теория, тренажерная подготовка, аэродромная подготовка\летная подготовка на тренажере, наземная подготовка по вводу в строй, а также ввод в строй в рейсовых условиях.
Этапы обучения следуют один за другим или могут быть организованы через некоторые промежутки времени (не более двух месяцев) в зависимости от производственных возможностей работодателя и (или) уважительных причин работника (пункт 1.7 ученического договора).
По окончании переподготовки работник получает квалификацию второго пилота А-319/320/321 и переводится на должность второго пилота А-319/320/321 (пункт 1.9).
В соответствии с пунктом 2.1.4 ученического договора Лазня М.А. принял на себя обязательство проработать в ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" не менее 5 лет с даты окончания ввода в строй по специальности.
Лазня М.А. также обязался возместить работодателю денежные средства, затраченные на его переподготовку, в соответствии с пунктами 5.1.1 - 5.1.3 в случаях: увольнения работника по собственному желанию без уважительных причин до истечения установленного настоящим договором срока обязательной работы; нарушения трудовой дисциплины, совершения других виновных действий, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрено увольнение с работы; отчисления работника за неуспеваемость, нарушение учебной дисциплины; отказа от перевода на должность в соответствии с пунктом 1.9.
Уважительными причинами увольнения являются: перевод одного из членов семьи на работу в другую местность, направление мужа\жены на работу (службу) за границу или переезд; болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности; необходимость ухода за больными близкими родственниками, подтвержденная документально; избрание на должности, замещаемые по конкурсу; призыв на военную службу; наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в соответствии с пунктом 7 настоящего договора (пункт 2.1.5 ученического договора).
Исходя из раздела 4 ученического договора стоимость переподготовки (без ввода в строй в рейсовых условиях) составляет сумма
Стоимость ввода в строй в рейсовых условиях рассчитывается за фактически выполненные полеты и составляет сумма\час, но не менее сумма\ курс.
Согласно пункту 5.1 ученического договора если работник без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, он в соответствии со статьей 207 трудового кодекса российской Федерации возмещает работодателю: стоимость переподготовки в соответствии с разделом 4 настоящего договора, затраты на дополнительную подготовку, иные расходы, связанные с переподготовкой, подтвержденные соответствующими документами.
Возмещение денежных средств, затраченных на переподготовку работника работодателем (пункты 5.1.1 - 5.1.4), производится путем внесения работником суммы долга, пропорционально времени, не отработанному работником в соответствии с пунктом 2.1.4 наличным платежом в кассу департамента бухгалтерского учета (пункт 5.2 ученического договора).
Приказом N 125.11\1-1405\у от дата Лазня М.А. был направлен в департамент подготовки авиационного персонала для прохождения программы первоначальной подготовки по Человеческому фактору и CRM с дата по дата (т. 1 л\д 50).
Приказом N 151-691 от дата Лазня М.А. был зачислен на курсы по "Программе подготовки ЛС по человеческому фактору и CRM" (т.1 л\д 61).
Согласно приказу N 151-708 от дата Лазня М.А, в соответствии с приказом заместителя генерального директора - летного директора от дата N 125.11\1-1406\у и письмами от дата N 150\4869, от дата N 150\4899, от дата N 150\4899 в департамент подготовки авиационного персонала, в период с дата по дата прошел курсы первоначального обучения по "Программе подготовки летного состава по человеческому фактору и CRM" и считался окончившим обучение (т.1 л\д 62).
Приказом N 125.11\1-1432\у от дата Лазня М.А. был направлен в департамент подготовки авиационного персонала для прохождения программы первоначальной подготовки по СУБП (т. 1 л\д 49).
На основании приказа N 151-714 от дата Лазня М.А. был зачислен на курсы ЛС по программе "Система управления безопасностью полетов" (т. 1 л\д 58).
В соответствии с приказом N 151-715 от дата Лазня М.А. считался окончившим обучение по программе первоначального обучения "Система управления безопасностью полетов" (т.1 л\д 59).
Приказом N 125.11\1-1473\у от дата Лязня М.А. был направлен дата без отрыва от работы в департамент подготовки авиационного персонала для тренировки на тренажере по программе аварийно-спасательной подготовки "Вода" тип воздушного судна А320 (т.1 л\д 48).
Приказом N 151-717 от дата Лазня М.А. был зачислен в ДПАП для тренировки на тренажере аварийно-спасательной подготовки (тип ВС:А320) (т.2 л\д 136).
дата Лазне М.А. было выписано Удостоверение N 102531 о том, что он в период с дата по дата обучался в ПАО "Аэрофлот" по программе "Программа подготовки летного состава по ЧФ и CRM" в объеме 24 академических часа (т.1 л\д 56).
Согласно Диплому о профессиональной переподготовке N 00954 от дата, выданному ЧПОУ "Авиашкола Аэрофлота", Лазня М.А. в период с дата по дата прошел профессиональную подготовку по программе "Профессиональная переподготовка летного состава на самолет А-319/320/321" в объеме 277 час. (т. 1 л/д 45).
Приказом N 125.11/1-1545/у от дата Лазня М.А, в связи с окончанием переучивания на ВС А320, для прохождения наземной подготовки по плану ввода в строй был перемещен в летный отряд ВС А320 для окончания ввода в строй (т. 1 л/д 43).
Приказом N 125.11/1-1735/у от дата Лазня М.А, в связи с завершением переподготовки на ВС А320, был допущен к вводу в строй в качестве второго пилота ВС А320 по варианту подготовки N 6 (т. 1 л/д 42).
Приказом N 125.11/1-2444/у от дата Лазне М.А. был прекращен ввод в строй в качестве второго пилота ВС А320 в связи с нецелесообразностью дальнейшего ввода в строй (т. 1 л/д 44).
Приказом N 20266/1 от дата Лазня М.А, на основании личного заявления от дата, был уволен с занимаемой должности по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по работника (т. 1 л/д 40-41).
дата ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" направило в адрес Лазни М.А. уведомление о возмещении денежных средств в соответствии с пунктом 5 ученического договора N 578/942 от дата в размере сумма (т. 1 л/д 115).
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 197, 198, 199, 200, 207, 249 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" о возмещении расходов, понесенных на обучение Лазни М.А, поскольку из содержания ученических договоров следует, что конкретная сумма расходов работодателя на обучение работника не определена, так как согласно разделу 4 ученических договоров стоимость переподготовки составляет твердую сумму, однако стоимость ввода в строй в рейсовых условиях рассчитывается за фактически выполненные полеты и в итоге зависит от количества часов ввода в строй, при этом количество часов, необходимое для ввода в строй в рейсовых условиях ответчика и точная дата окончания его переподготовки договорами не предусмотрены, завершение переподготовки обусловлено датой окончания ввода в строй в рейсовых условиях по специальности. Также суд указал на то, что объективные и допустимые доказательства непосредственно проведения учебного процесса и документы, свидетельствующие об окончании теоретического и тренажерного курса, ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" в суд не представило, а имеющиеся в деле калькуляции и справки о расходах на переподготовку Лазни М.А. и налете часов при вводе в строй в рейсовых условиях требованиям относимости доказательств не отвечают и доказательствами прохождения ответчиком обучения в период действия ученических договоров не являются. Кроме того, представленный ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" Прейскурант стоимости обучения летных специалистов ПАО "Аэрофлот" по программам подготовки к вводу в строй в качестве второго пилота носит общий характер и доказательством несения истцом расходов на обучение Лазни М.А. также не является.
Между тем, с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, в силу следующего.
К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абзацу восьмому части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным кодексом, иными федеральными законами.
В силу частей 1 и 2 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 197 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Одним из видов такого договора является ученический договор, порядок и условия заключения которого определены в главе 32 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 198 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно части первой которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон (часть 2 статьи 199 Трудового кодекса Российской Федерации).
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (часть 1 статьи 200 Трудового кодекса Российской Федерации).
Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью второй названной нормы в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Таким образом, из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. При этом подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников за счет средств работодателя осуществляются им на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В целях профессиональной подготовки работников для нужд работодателя между работодателем и работником может заключаться в том числе ученический договор, в который должно быть включено условие об обязанности работника в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного этим договором. В случае невыполнения работником без уважительных причин обязанности отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного ученическим договором срока этот работник должен возместить работодателю затраты, связанные с его обучением, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Действующее трудовое законодательство не конкретизирует состав расходов работодателя, которые включаются в стоимость обучения как возмещаемые затраты. Данный вопрос может быть урегулирован в локальном акте организации и в ученическом договоре. При этом факт понесенных затрат на обучение должен быть подтвержден надлежащими документами, и размер этих расходов должен быть с достоверностью установлен.
Необходимость установления действительного размера расходов работодателя на обучение конкретного работника, подлежащих возмещению этим работников, следует и из содержания подпункта 2 пункта 2 Рекомендации N 85 Международной организации труда "Об охране заработной платы" (принята в г. Женеве дата на 32-й сессии Генеральной конференции МОТ), предусматривающего, что сумма удержаний из заработной платы работника в порядке возмещения потерь или ущерба, нанесенного им работодателю, должна быть умеренной и не должна превышать действительной стоимости потерь или ущерба.
Отказывая ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт несения работодателем расходов на переобучение Лазни М.А. в заявленной в иске сумме - сумма, а также несоответствия ученических договоров требованиям статьи 199 Трудового кодекса Российской Федерации в части указания в ученических договорах размера фактически затраченных работодателем денежных средств именно на обучение работника Лазни М.А. и конкретной даты окончания переобучения.
В апелляционной жалобе ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" приводит доводы о том, что в процессе судебного разбирательства факт прохождения Лазней М.А. переобучения по разработанным ПАО "Аэрофлот" и утвержденным Росавиацией программам под сомнение не ставился, стоимость переподготовки ответчика в ЧПОУ "Авиационная школа Аэрофлота" была оплачена ПАО "Аэрофлот" в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями N 79893 от дата, N 95866 от дата, N 13362 от дата, N 34899 от дата, N 51221 от дата и N 72128 от дата, которые суд первой инстанции во внимание не принял. Кроме того, согласно разделу 4 ученических договоров стоимость переподготовки Лазни М.А. в ЧПОУ "АША" (без ввода в строй в рейсовых условиях) составила твердую сумму - сумма (без учета НДС в размере сумма), расходы на подготовку Лазни М.А. в качестве второго пилота на самолет А-320 - сумму в размере сумма, из которых: за курс "Подготовка летного состава, не имеющего опыта эксплуатации ВС ГА, оснащенных дисплейной (цифровой) индикацией, для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов) - сумма; программа "Профессиональная переподготовка летного состава на самолет А319/320/321" - сумма; "Программа аварийно-спасательная подготовка летных и кабинных экипажей на этапе переподготовки на ВС А-319/320/321, RRJ95, Б-737/300/400/500/600/700/800/900, Б-767 (1 тип)" - сумма, программа "Водная аварийно-спасательная подготовка летных экипажей ВС ГА" - сумма
Указанные доводы ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" заслуживают внимание, в связи с чем, исходя из представленных в дело доказательств и установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции ошибочными и основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Так, из абзацев первого и третьего пункта 1 статьи 52, абзаца первого пункта 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 670, следует, что для получения соответствующего свидетельства лицу необходимо пройти подготовку по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, а затем проверку соответствия своих знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.
Федеральный законодатель в статье 54 Воздушного кодекса установилспециальное правовое регулирование подготовки специалистов, закрепив правило, согласно которому требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 2), а также обязал осуществлять подготовку специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации исключительно по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию которых также устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4).
Приказом Минтранса России от дата N 399 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", устанавливающие требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Программа подготовки разрабатывается лицами, указанными в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатантом авиации общего назначения, а также лицом, имеющим свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения подготовки пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения в порядке индивидуальной подготовки (квалификационную отметку "инструктор" в свидетельстве пилота) (пункт 3 Правил).
Программа подготовки кандидатов на получение свидетельств, квалификационных отметок должна содержать, в том числе продолжительность и режим занятий (общее количество учебных часов, максимальная продолжительность учебного дня в часах), этапы подготовки (теоретическая, тренажерная, летная, практическая подготовка (стажировка) (пункт 4).
Программа подготовки, указанная в пункте 4 настоящих правил, должна обеспечивать получение опыта, знаний и навыков (умений), установленных федеральными авиационными правилами в отношении специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от дата N 240 (зарегистрирован Минюстом России дата, регистрационный N 38810) (пункт 5 Правил).
Правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации, установлены Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными приказом Минтранса России от дата N 128 и разработанными в соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от дата N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации".
Согласно требованиям подпункта "г" пункта 5.12 и пункта 5.84 названных Правил планирование, организацию и проведение подготовки членов летных экипажей осуществляет эксплуатант, разрабатывающий программы, по которым производится подготовка членов экипажей ВС, утверждает в Федеральном агентстве воздушного транспорта и издает в виде приложений к РПП (часть D "Подготовка авиационного персонала"). Программа считается выполненной с момента прохождения полного курса. Эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.
В соответствии с пунктом 5.82 Правил на каждый полет эксплуатант назначает пилота в качестве КВС, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство коммерческого или свидетельство линейного пилота; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота; для управления вертолетом максимальной взлетной массой менее 10000 кг - имеет свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота; для управления вертолетом максимальной взлетной массой 10000 кг и более - имеет свидетельство линейного пилота.
В случае, когда эксплуатационной документацией воздушного судна предусмотрено обязательное наличие второго пилота, на каждый полет эксплуатант назначает пилота в качестве второго пилота, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство линейного пилота, свидетельство коммерческого пилота или свидетельство пилота многочленного экипажа самолета; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота, свидетельство пилота многочленного экипажа или свидетельство коммерческого пилота, а также налет 500 часов в качестве пилота самолета или прошел подготовку не менее 50 часов на тренажерном устройстве имитации полета самолета, допущенном к применению для отработки взаимодействия пилотов; для управления вертолетом - имеет свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота (пункт 5.82.1 Правил).
Эксплуатант назначает пилота в качестве КВС под наблюдением, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство коммерческого или свидетельство линейного пилота; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота или свидетельство коммерческого пилота и налет не менее тысячи часов. Пилот выполняет функции КВС под наблюдением в составе экипажа, включающего КВС, имеющего налет в качестве КВС не менее 500 часов на этом типе воздушного судна (пункт 5.82.2).
Согласно пункту 2.8 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от дата N 147, обладатель квалификационной отметки о типе воздушного судна, требуемой в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.7 настоящих Правил, должен приобрести под контролем инструктора опыт на соответствующем типе воздушного судна и/или соответствующем пилотажном тренажере.
Обладатель свидетельства пилота не допускается к выполнению функций командира воздушного судна или второго пилота, если обладатель свидетельства не получил соответствующей отметки о классе согласно положениям пункта 2.6 или отметки о типе воздушного судна в случаях, указанных в пункте 2.7 (пункт 2.5 Правил).
Свидетельства авиационного специалиста выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в установленном порядке, и проверку соответствия из знаний, навыков и опыта, возраста и состояния здоровья требованиям ФАП. В свидетельстве указываются, в том числе, квалификационные отметки (тип воздушного судна, допуск к полетам по приборам, допуск к инструкторской работе, ограничение допуска к полетам только в качестве второго пилота).
Пунктом 4.3 названных Правил установлено, что кроме требований, установленных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящих Правил, обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет":
должен иметь налет на самолете не менее 200 ч или 150 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 ч налета на тренажере. В указанный налет входит: 100 ч налета в качестве командира воздушного судна или, если кандидат прошел курс обучения по утвержденной программе, 70 ч в качестве командира воздушного судна; 20 ч налета, выполняя полеты по маршруту в качестве командира воздушного судна, включая полет по маршруту протяженностью не менее 540 км с выполнением в ходе этого полета посадок до полной остановки на двух различных аэродромах; 10 ч налета в процессе обучения полетам по приборам, из которых не более 5 ч налета по приборам на тренажере; 5 ч налета ночью, включая выполнение пяти взлетов и пяти посадок в качестве командира воздушного судна;
должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях: распознавание и контролирование факторов угрозы и ошибок; предполетная подготовка, включая расчеты массы и положения центра тяжести (центровки), осмотр и обслуживание самолета; аэродромное движение и полеты по схемам движения, методы и меры предотвращения столкновений; управление самолетом с помощью внешних визуальных ориентиров; полет на критически низких воздушных скоростях; предотвращение штопора; распознавание начального и развившегося сваливания и выход из него; полеты с асимметричной тягой при выдаче пилотам квалификационных отметок типа и класса самолетов с несколькими двигателями; полеты на критически высоких воздушных скоростях; взлеты и посадки в нормальных условиях и при боковом ветре; взлеты с коротким разбегом (с укороченной взлетной полосы с учетом высоты пролета препятствий); посадки на аэродром ограниченных размеров; основные маневры и выход из необычных угловых положений с помощью только основных пилотажных приборов; полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров, методов счисления пути и радионавигационных средств; правила изменения маршрута; полет при имитации аварийной ситуации, включая имитацию неисправностей бортового оборудования и силовой установки; полеты на контролируемый аэродром, вылеты с контролируемого аэродрома, пролет контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения, правил ведения радиосвязи и фразеологии.
В соответствии с требованиями пункта 25 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от дата N 246, эксплуатант организует допуск членов экипажей воздушных судов к выполнению своих функций; осуществляет организацию и проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами; разработку и реализацию программ подготовки членов экипажей воздушных судов.
Из совокупного толкования названных правовых норм следует, что планирование, организацию и проведение подготовки (переподготовки) членов летных экипажей осуществляет эксплуатант, то есть в данном случае - работодатель, который разрабатывает программы, в соответствии с которыми проводится переподготовка членов ВС, и утверждает эти программы в Федеральном агентстве воздушного транспорта. Эксплуатант осуществляет допуск членов летных экипажей воздушных судов к выполнению своих функций, организовывает проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами, разрабатывает и реализовывает программы подготовки членов экипажей воздушных судов. При этом в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил программа переподготовки кандидатов на получение свидетельств или квалификационных отметок включает в себя следующие этапы подготовки: теоретическая, тренажерная, летная, практическая подготовка (стажировка). После успешного прохождения теоретической и тренажерной подготовки авиационный персонал эксплуатанта с внесенной квалификационной отметкой о типе воздушного судна в свидетельство пилота приобретает под контролем пилота-инструктора практический опыт и демонстрирует умение и знания, требуемые для обеспечения безопасного выполнения полетов на соответствующем типе воздушного судна, которые отвечают обязанностям командира воздушного судна или второго пилота. Программа подготовки членов летных экипажей по решению эксплуатанта может включать летную подготовку как в аэродромных условиях на воздушном судне без пассажиров на борту, так и летную подготовку в рейсовых условиях. Завершается подготовка членов летного экипажа квалификационной проверкой и изданием эксплуатантом организационно-распорядительного документа о допуске членов летного экипажа воздушного судна к выполнению функций в качестве командира воздушного судна или второго пилота.
Из содержания искового заявления и представленных истцом расчетов усматривается, что ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" заявлены требования о взыскании с Лазни М.А, затрат, связанных с обучением, по ученическим договорам в общей сумме сумма, включающей в себя стоимость переподготовки и стоимость ввода в строй:
сумма (затраты на подготовку по учебным программам по ученическому договору N 18-28\1 от дата) + сумма (стоимость переподготовки по ученическому договору N 578\942 от дата) + сумма (ввод в строй)= сумма
Судебная коллегия полагает, что исковые требования ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" в части взыскания с Лазни М.А. расходов, связанных с оплатой стоимости подготовки по учебным программам и переподготовки на новый тип ВС по ученическим договорам в сумме сумма, являются обоснованными и подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию (часть 2 статьи 71 ГПК РФ).
Правила оценки доказательств установлены статьей 67 ГПК РФ, согласно части 1 которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 3 и 4 статьи 67 ГПК РФ).
В целях проверки доводов апелляционной жалобы ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" судебной коллегий в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации были затребованы и приобщены к материалам дела дополнительные доказательства: программы, по которым происходило обучение Лазни М.А. (т.2 л\д 284-289, т. 3 л\д 96-225), договор N 1-2017 на обучение по дополнительным образовательным программам от дата, заключенный между ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и Частным профессиональным образовательным учреждением "Авиационная школа аэрофлота", с приложениями к нему (т.2 л\д 265-283), а также направлены запросы в Росавиацию, на которые получены ответы (т.2 л\д 241, 259, 245-258).
Так, из представленных в дело материалов усматривается, что по окончании обучения и переподготовки, проведенных в рамках разработанных ПАО "Аэрофлот-российкие авиалинии" и утвержденных Росавиацией программ, Лазне М.А. было выдано Удостоверение N 058037 от дата, Удостоверение N 102531от дата и Диплом N 00954 от дата.
Таким образом, в рамках заключенных с ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" ученических договоров Лазня М.А. прошел дополнительное обучение и переподготовку на новый тип ВС в качестве второго пилота с освоением необходимых для получения названной квалификации программ.
Данное обстоятельство стороной ответчика в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.
Из изложенного следует, что принятые на себя по ученическим договорам обязательства ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" перед Лазней М.А. выполнило.
В подтверждение понесенных на дополнительное обучение и переподготовку Лазни М.А. расходов ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" представило в суд приведенные выше Программы, утвержденные Росавиацией, по которым Лазня М.А. проходил переобучение, с указанием нормативов (часов), необходимых для того, чтобы обучение считалось законченным, платежные поручения N 79893 от дата, N 95866 от дата, N 13362 от дата, N 34899 от дата, N 51221 от дата и N 72128 от дата (т.1 л\д 65-70) и акты сдачи-приемки (т.1 л\д 71-73).
Доводы стороны ответчика о том, что доказательства реального размера расходов работодателя, понесенных в связи с дополнительным обучением и переподготовкой Лазни М.А, в материалах отсутствуют, судебная коллегия полагает ошибочными, поскольку в указанной части расходы ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" подтверждены соответствующими платежными поручениями, счетами, Программами, разработанными эксплуатантом полном соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", утвержденными приказом Минтранса России от дата N 399, и в пределах предоставленных ему полномочий, а также Прейскурантом цен и тарифов N 01/2016-РФ и N 04\2013-РФ на услуги авиационного и неавиационного характера, оказываемые ПАО "Аэрофлот" авиакомпаниям и другим пользователям Российской Федерации.
При этом судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что Федеральное агентство воздушного транспорта, будучи согласно действующему правовому регулированию государственным органом, уполномоченным на выдачу и аннулирование свидетельств коммерческого и линейного пилотов, а также выдачу сертификатов авиационным учебным центрам и утверждение Программ профессиональной переподготовки и подготовки кандидатов на получение свидетельств и квалификационных отметок, уполномочено также и на осуществление контрольной функции по выявлению в представленных эксплуатантом на утверждение Программах недостоверных сведений, в том числе, касающихся объема тренировок, режима занятий, учебного плана (теоретические и практические занятия), стоимости соответствующих занятий, количества часов наземной, тренажерной и практической подготовки и т.п. При осуществлении властных полномочий данный государственный орган должен руководствоваться среди прочего федеральным законодательством и федеральными авиационными правилами.
Сведения о том, что разработанные и применяемые ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" Программы подготовки и переподготовки летного состава и Прейскуранты цен и тарифов с указанием стоимости оказываемых услуг в установленном порядке признаны не соответствующими закону и Федеральным авиационным правилам или отменены, в материалы дела не представлены.
Учитывая, что наземную, тренажерную и аварийно-спасательную подготовку, согласно представленным в дело договорам и приказам, Лазня М.А. проходил в составе группы слушателей, то, соответственно денежные средства перечислялись ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" централизованно за всех обучающихся.
В связи с изложенным и принимая во внимание то обстоятельство, что Лазня М.А. не исполнил в полном объеме предусмотренную условиями договоров обязанность отработать у работодателя не менее 5 лет после окончания обучения, судебная коллегия полагает возможным взыскать с Лазни М.А. в пользу ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" расходы на дополнительное обучение и переподготовку на новый тип ВС по ученическим договорам N 18-28/1 от дата и N 578/942 от дата в сумме сумма, исходя из следующего расчета:
сумма (затраты на подготовку по учебным программам по ученическому договору N 18-28\1 от дата) + сумма (стоимость переподготовки по ученическому договору N 578\942 от дата) = сумма
Всего с Лазни М.А. в пользу ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" подлежит взысканию денежная сумма в размере сумма и расходы по уплате госпошлины в сумме сумма
Доводы представителей ответчика о завышенном размере стоимости дополнительного обучения и переподготовки на новый тип ВС, определенной в заключенных с Лазней М.А. ученических договорах, в сравнении со стоимостью обучения, предусмотренной договором N 01-2017 от дата, заключенным между ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" и ЧПОУ "Авиационная школа Аэрофлота", в редакции приложений и дополнительных соглашений к нему, судебная коллегия полагает несостоятельными и не может принять во внимание в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3.1 Договора N 01-2017 от дата, в редакции дополнительных соглашений к нему, стоимость обучения одного обучающегося по каждой из программ определяется действующей на дату обучения договорной ценой (Приложение N 1, Приложение N 2, Приложение N 3 и Приложение N 4). По программам, не включенным в приложение N 1, Приложение N 2, Приложение N 3 и Приложение N 4, стоимость устанавливается в соответствии с прайс листом исполнителя, действующим на момент проведения подготовки.
Общая стоимость образовательных услуг исполнителя по каждой заявке определяется исходя из стоимости обучение одного обучающегося и количества заявленных обучающихся (пункт 3.2 договора).
По окончании каждого месяца в течение 20 рабочих дней стороны производят сверку взаимных расчетов с учетом оплаченного аванса и фактической стоимости обучения групп обучающихся. По результатам сверки подписывается соответствующий акт. Исполнитель или заказчик, соответственно, обязуются возместить разницу между стоимостью обучения фактического количества обучающихся и стоимостью услуг, оплаченных заказчиком или учесть возникающую разницу при последующих расчетах. Указанная разница, возникающая в пользу какой-либо из сторон, возмещается стороной -должником в течение 10 рабочих дней с момента получения счета от стороны-получателя (пункт 3.6 договора).
В Протоколах согласования договорной цены обучения одного слушателя по образовательным программам и Дополнительных соглашениях к договору N 1-2017 от дата приведена стоимость подготовки слушателей согласно перечню программ\курсов обучения и стоимость дополнительного обучения в случае необходимости проведения дополнительных сессий.
Из представленных в дело актов сдачи-приемки работ, бухгалтерских справок и платежных поручений следует, что работодателем была произведена оплата стоимости дополнительного обучения и переподготовки Лазни М.А. в соответствии с условиями заключенного с ЧПОУ "Авиационная школа Аэрофлота" договора, в редакции дополнительных соглашений к нему, и исходя из объема и количества оказанных ответчику образовательных услуг.
При подписании ученических договоров Лазня М.А. был ознакомлен с установленной в них в твердой денежной сумме стоимостью дополнительного обучения и переподготовки, и каких-либо возражений и замечаний не выразил.
Учитывая изложенное и принимая во внимание факт исполнения ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" перед Лазней М.А. своих обязательств по ученическим договорам, о чем свидетельствуют выданные Лазне М.А. удостоверения и диплом, оснований для изменения обусловленной договорами стоимости дополнительного обучения и переподготовки ответчика не имеется.
Между тем, требования ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" о взыскании с Лазни М.А. стоимости ввода в строй, являются неправомерными и удовлетворению не подлежат, в силу следующего.
Из совокупного толкования приведенных выше норм права следует, что одним из обязательных условий ученического договора являются условия о размере оплаты в период ученичества. По соглашению сторон в ученический договор могут включаться иные условия, не противоречащие закону и соглашению сторон. При этом условия договора не должны вызывать сомнений в их толковании и применении.
Вместе с тем из содержания ученического договора, заключенного ПАО (ОАО) "Аэрофлот-российские авиалинии" с Лазней М.А, следует, что конкретная сумма расходов работодателя на обучение работника в части, касающейся расходов на ввод в строй, в нем не определена.
Согласно условиям ученического договора N 578/942 от дата стоимость переподготовки (без ввода в строй в рейсовых условиях) составляет твердую сумму, однако стоимость ввода в строй в рейсовых условиях рассчитывается за фактически выполненные полеты, то есть в итоге она зависит от количества часов ввода в строй и составляет сумма\час, но не менее сумма\курс.
При этом количество часов, необходимое для ввода в строй в рейсовых условиях Лазни М.А, и точная дата окончания его переподготовки договором не предусмотрены, завершение переподготовки обусловлено датой окончания ввода в строй в рейсовых условиях по специальности.
Таким образом, в нарушение требований части 1 статьи 200 Трудового кодекса Российской Федерации о заключении ученического договора на срок, необходимый для получения соответствующей квалификации, и пунктов ученического договора о завершении переподготовки работника, определяемом датой окончания ввода в строй в рейсовых условиях, работодатель не установилв договоре необходимую продолжительность этапа переподготовки - ввода в строй в рейсовых условиях.
Более того, в силу приведенных выше правовых норм ввод в строй членов летного экипажа осуществляется в соответствии с утвержденной уполномоченным органом программой эксплуатанта, которая может включать в себя летную подготовку как в аэродромных условиях на воздушном судне без пассажиров на борту, так и летную подготовку в рейсовых условиях.
Доказательства невозможности проведения летной подготовки Лазни М.А. в аэродромных условиях на воздушном судне без пассажиров на борту ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" в суд не представило.
В подтверждение обоснованности несения расходов на обучение, связанных с вводом Лазни М.А. в строй, ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" представило расчет фактических расходов ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" на ввод в строй в рейсовых условиях, в которой приведен следующий алгоритм расчета: фонд оплаты труда инструкторов, отчисления во внебюджетные фонды, расходы на АУП по Департаменту производства полетов, административно-управленческие расходы по ПАО "Аэрофлот", расходы на бортовое питание (суммарные расходы на 1 члена экипажа из справки).
Вместе с тем, из представленных в материалы дела документов усматривается, что экипаж воздушного судна, в состав которого входил Лазня М.А, совершал регулярные, в том числе международные, коммерческие рейсы с пассажирами на борту.
Таким образом, Лазня М.А. на этапе подготовки - ввод в строй осуществлял полеты в рейсовых условиях с пассажирами на борту, которые оплатили перелет путем приобретения билетов, входил в состав экипажа и выполнял обязанности члена летного экипажа под наблюдением.
При этом заявленная ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" к взысканию денежная сумма в виде заработной платы командира воздушного судна за совершение регулярного рейса с пассажирами на борту, обязанность по выплате, которой возникла у ПОА "Аэрофлот - российские авиалинии" на основании трудового договора, не подлежит включению в состав расходов, понесенных работодателем на обучение работника, так как доказательства начисления и выплаты соответствующей надбавки за инструктаж или наставничество, а также доказательства того, что при осуществлении рейсов без Лазни М.А. на борту заработная плата командира воздушного судна была бы иной, ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" в суд не представило.
Также в процессе рассмотрения и разрешения настоящего гражданского дела ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" не представило в суд доказательства, подтверждающие факт того, что приведенные выше расходы, были связаны именно с введением в строй Лазни М.А, а не с расходами на обеспечение регулярных полетов, в том числе международных, рейсов с пассажирами на борту, равно как и не представило доказательства, свидетельствующие о необходимости осуществления ввода в строй Лазни М.А. в рейсовых, а не в аэродромных условиях.
Учитывая изложенное, правовые основания для возложения на Лазню М.А. обязанности по возмещению работодателю расходов на обучение, связанных с вводом в строй, в данном случае отсутствуют.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения о взыскании с Лазни М.А. в пользу ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" расходов, связанных с обучением, в размере сумма и расходов по оплате госпошлины в сумме сумма, в остальной части исковые требования ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" к Лазне М.А. - являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 05 августа 2020 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с Лазни Лазня М.А. в пользу ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в счет возмещения затрат, связанных с обучением, денежные средства в размере сумма и расходы по уплате госпошлины в сумме сумма
В удовлетворении остальной части исковых требований ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" к Лазне Лазня М.А. - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.