Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., и судей Лобовой Л.В., Масленниковой Л.В., при помощнике судьи Червенко А.В.
с участием прокурора Морозовой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Затолокина М.Н. на решение Мещанского районного суда г.Москвы от 14 сентября 2020 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-7051/2021), которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Затолокина М.Н. к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курской области о признании приказа об увольнении незаконным, о восстановлении на службе, в иной должности, обязании назначить на должность, зачесть стаж службы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула - отказать.
установила:
Истец Затолокин М.Н. обратился в суд с иском к ответчикам Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курской области, в котором просил признать незаконным и отменить приказ УФССП России по Курской области от 04.06.2020 года N 396-К об увольнении, обязать ФССП России назначать истца на должность заместителя руководителя Управления - заместителя главного судебного пристава территориального органа ФССП России, зачесть стаж истца службы в УФССП России по Курской области при назначении на должность заместителя руководителя Управления-заместителя главного судебного пристава территориального органа ФССП России, обязать ФССП России произвести начисление и выплату среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 05.06.2020 года до даты вынесения приказа о назначении истца на должность заместителя руководителя Управления - заместителя главного судебного пристава территориального органа ФССП России.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 25.12.2006 года проходил службу на различных должностях в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Курской области. В февраля 2020 года неоднократно обращался к директору ФССП России с заявлением об изъявлении желания поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ на должность заместителя руководителя Управления-заместителя главного судебного пристава территориального органа ФССП России. 04.06.2020 года ответчиком был издан приказ об увольнении истца в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Ссылаясь на то, что за время службы неоднократно поощрялся, нареканий не имел, к дисциплинарной ответственности не привлекался, однако, с 2018 года руководством УФССП Росси по Курской области создавались неблагоприятные условия для дальнейшего прохождения службы. В период с мая 2018 года по май 2019 года проведено пять служебных проверок, по четырем из которых, к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Истец полагает, что его увольнение носит дискриминационный характер, в связи с предвзятым отношением к нему руководства УФССП России по Курской области. Решение о назначении на должность заместителя руководителя Управления - заместителя главного судебного пристава территориального органа ФССП России по его заявлениям от 02.02.2020 года, от 27.02.2020 года, от 07.05.2020 года не принималось, несмотря на медицинское заключение, согласно которому у него отсутствуют заболевания препятствующие поступлению на службу, и положительного прохождения профессионального психологического отбора; о принятом решении по указанным выше заявлениям его не уведомляли; ему выдано уведомление о предложении должностей в ОПИ в УФССП России по Курской области, о переходе на которые, заявлений не подавал. В связи с изложенным истец считает, что ответчиком были нарушены его права.
Истец Затолокин М.Н. и его представитель по доверенности Грохотов А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ФССП России по доверенности Сухина Е.И. в судебном заседании иск не признала по обстоятельствам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика УФССП по Курской области Залогина О.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, по доводам апелляционной жалобы просит Затолокин М.Н.
Проверив материалы дела, выслушав истца, его представителя по доверенности Грохотова А.Н, представителя ответчиков по доверенностям Залогину О.Г, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным приказа об увольнении, исходя из изученных материалов дела, имеются.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2004 г N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
По п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с положениями ст.31 данного Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Судом при рассмотрении дела установлено, что с 25.12.2006 года Затолокин М.Н. принят на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на государственную должность судебного пристава-исполнителя в межрайонный отдел судебных приставов по розыску должников и их имущества в УФССП России по Курской области (приказ от 25.12.2006 N479-л).
Последняя занимая должность Затолокина М.Н, с 01.05.2015 года, начальник отдела организации розыска, реализации имущества должников и розыска детей УФССП России по Курской области (приказ от 30.04.2015 N 493- к).
15.01.2020 года, в связи с вступлением с 01.01.2020 года Федерального закона от 01.10.2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому Федеральная служба судебных приставов переходит на иной вид государственной службы, Управление Федеральной службы судебных приставов по Курской области проинформировала председателя Общественной организации "Профсоюзной организации работников УФССП России по Курской области" о массовом высвобождении федеральных государственных гражданских служащих УФССП по Курской области, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. В сведениях о федеральных государственных гражданских служащих УФССП по Курской области, с которыми возможно расторжение служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданских служащих в государственном органе, под номером 211, указан начальник отдела - Затолокин М.Н.
21.01.2020 года истцу было вручено уведомление о сокращении замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы с 01.05.2020 года, поскольку приказом ФССП России от 01.01.2020 года N 19 "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области" вводилась в действие новая структура и штатное расписание УФССП России по Курской области.
Также в данном уведомлении указано, что кандидаты вправе были изъявить желание о поступлении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в срок не позднее 29.02.2020 года, информировав об этом отдел государственной службы и кадров, противодействия коррупции, вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны УФССП России по Курской области.
07.02.2020 года в центральном аппарате ФССП России зарегистрировано обращение истца от 02.02.2020 года, в котором истец просил о рассмотрении его кандидатуры для поступления на службу в органы принудительного исполнения РФ на должность заместителя руководителя Управления - заместителя главного судебного пристава территориального органа ФССП России.
04.03.2020 года на имя директора ФССП - главного судебного пристава РФ, от истца поступило заявление от 27.02.2020 года об изъявлении желания поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность заместителя руководителя Управления - заместителя главного судебного пристава территориального органа ФССП России.
06.03.2020 года за исх. N 00092/20/62974 истцу ответчиком направлен ответ, на его обращение от 02.02.2020 года и заявление от 27.02.2020 года, в котором указано, что в кадровом резерве для замещения вакантных должностей гражданской службы руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава субъекта Российской Федерации и его заместителей, истец не состоит; заявление истца о поступление на службу будет рассмотрено, о чем будет сообщено дополнительно.
19.03.2020 года, в связи с отсутствием в отделе государственной службы и кадров, противодействия коррупции, вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны УФССП России по Курской области письменного заявления истца об изъявлении желания поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, истцу было вручено уведомление с предложением должностей гражданской службы в УФССП России по Курской области, а именно: начальника отдела материально-технического обеспечения; начальника отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности; начальника отдела - главного бухгалтера финансово-экономического отдела.
В указанном уведомлении Затолокин М.Н. указал, что в соответствии с ФЗ от 01.10.2019 года N 328-ФЗ им подано заявление о поступлении на службу в органы принудительного исполнения на должность заместителя руководителя Управления - заместителя главного судебного пристава территориального органа ФССП России, которое зарегистрировано надлежащим образом и по предоставленной информации будет рассмотрено в установленном порядке.
В период с 29.03.2020 года по 01.04.2020 года Затолокин М.Н. на основании приказа УФССП России по Курской области от 26.03.2020 года N 226-ко, в связи со служебной необходимостью командирован в Центральный аппарат ФССП России города Москва, сроком на 4 календарных дня.
30.03.2020 года в отношении истца составлено заключение о его профессиональной пригодности, определена 3 категория, профессиональной пригодности, поскольку выявлен один фактор риска, а именно склонность к злоупотреблению должностными полномочиями.
Согласно выписки из протокола N 9 заседания центральной комиссии по психологическому отбору на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации от 09.06.2020 года, по рассмотрению обращения Затолокина М.Н. начальника отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области (кандидата на замещение должности заместителя руководителя Управление Федеральной службы судебных приставов по Курской области-заместителя главного судебного пристава УФССП России по Курской области) по вопросу несогласия с заключением о профессиональной пригодности и возможности ознакомления с ним, в деятельности специалистов не выявлено нарушения установленного порядка проведения психологического отбора, заключение о профессиональной пригодности истца, оставлено без изменения.
29.04.2020 года Затолокину М.Н. вручено уведомление с предложением должностей гражданской службы УФССП России по Курской области. В данном уведомлении истец указал, что им подано заявление о поступлении на службу в органы принудительного исполнения РФ, 30-31 марта проходил профессиональный психологический отбор, результатами не располагает.
Приказом УФССП России по Курской области от 29.04.2020 N 191 Затолокин М.Н. освобожден от замещаемой должности с 30.04.2020 года, в связи с сокращением должностей государственной службы в государственном органе.
06.05.2020 года приказом УФССП России по Курской области N 350-к на основании письма ФССП России от 30.04.2020 года N 00092/20/86490, приказ УФССП России по Курской области от 29.04.2020 года N 191-к отменен.
В письме ФССП России от 30.04.2020 года N 00092/20/86490, направленному в адрес Затолокина М.Н. на его заявление о поступлении на службу, указано, что с учетом принятого руководством ФССП России решения о назначении федеральных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, на должности в пределах субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган ФССП России, а также результатов прохождения профессионального психологического отбора, положительного решения о назначении Затолокина М.Н. на должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации заместителя руководителя территориального органа - заместителя главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, не принято. С учетом принятого руководством ФССП России решения о назначении федеральных государственных гражданских служащих, изъявивших желания поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должности в пределах субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган ФССП России, а также результатов прохождения профессионального психологического отбора, положительного решения о назначении Затолокина М.Н. на должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации заместителя руководителя, управлению предлагалось рассмотреть вопрос о приеме Затолокина М.Н. на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации и назначении, согласно штатному расписанию, на должность УФССП России по Курской области с учетом требований, предусмотренных ст. 92 ФЗ от 01.10.2019 года N 328-ФЗ.
07.05.2020 года истцу вручено уведомление с предложением вакантных должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных ст. 92 ФЗ от 01.10.2019 года N 328-ФЗ, не только по Курскому району, но и другим районам.
В уведомлении истец указал, что от предложенных вакансий он не отказывается, предложение считает преждевременным и необоснованным ввиду того, что им подано заявление о поступлении на службу в ОПИ на должность заместителя руководителя территориального органа ФССП России.
07.05.2020 года истец обратился в УФССП России по Курской области с заявлением об ознакомлении с заключением, составленным по результатам профессионального психологического отбора, а также выдачи направления на медицинское освидетельствование. Данное заявление зарегистрировано в ФССП России 01.06.2020 года.
01.07.2020 года ответчиком истцу дан ответ за исх. 00093/20/129971 на его обращение от 07.05.2020 года, в котором указано, что ответы на поставленные истцом в обращении вопросы даны ранее.
02.06.2020 года истцу повторно вручено уведомление с предложением должности сотрудников органа принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области, о чем имеется соответствующая отметка истца. В уведомлении истцу указано на необходимость в срок до 03.06.2020 года до 14.00 предоставить в отделение государственной службы и кадров УФССП России по Курской области согласие или несогласия с одной из предложенных должностей. Также истцу разъяснено, что отсутствие заявления о согласии либо не согласии будет расценено как отказ от предложенных вакансий. Истец в уведомлении также ссылался на заявления от 02.02.2020 года и 27.02.2020 года о поступлении на службу в ОПИ на должность заместителя руководителя территориального органа ФССП России.
Уведомление аналогичного содержания вручено истцу 03.06.2020 года, в котором истец также указал о заявления от 02.02.2020 года и 27.02.2020 года.
Приказом УФССП России по Курской области от 04.06.2020 года N 396-к, Затолокин М.Н. освобожден от замещаемой должности с 05.06.2020 года, в связи с сокращением должностей государственной службы в государственном органе.
Согласно представленным структурам и штатным расписаниям УФССП по Курской области, утвержденных 15.05.2017 года и 01.01.2020 года, из структуры действующей по состоянию на 2017 года исключен отдел организации розыска, реализации имущества должников и розыска детей, численность по управлению, по состоянию на 2017 год - 618 единиц, по штатному расписанию 2020 года - 597 единиц.
Разрешая требования истца о признании приказа об увольнении N396-к от 04.06.2020 года незаконным, суд исходил из того, что факт сокращения должностей гражданских служащих УФССП по Курскому области, в частности должности истца в УФССП по Курской области имел место; должность, которую занимал истец не сохранилась, в связи с чем у ответчика имелись предусмотренные законом основания для расторжения с истцом служебного контракта, в связи с сокращением должностей государственной службы.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
В соответствии с положениями ст.31 Федерального закона РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Как уже указано и следует из материалов дела, приказ УФССП России по Курской области от 29.04.2020 года N 191-к отменен приказом от 06.05.2020 года N 350-к.
После чего, истцу 07.05.2020 года, 02.06.2020 года и 03.06.2020 года были вручены уведомление с предложением вакантных должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации. Согласия на замещение какой-либо должности истец не выразил.
Приказом УФССП России по Курской области от 04.06.2020 года N 396-к, Затолокин М.Н. освобожден от замещаемой должности с 05.06.2020 года, в связи с сокращением должностей государственной службы в государственном органе.
Таким образом, после отмены приказа об увольнении Затолокина М.Н. от 29.04.2020 года, увольнение истца на основании приказа от 04.06.2020 года N 396-к произведено с нарушением порядка увольнения в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, предусмотренного положениями ст.31 Федерального закона РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", поскольку уведомления о предстоящем увольнении не имелось, увольнение произведено до истечении двух месяцев. При этом, согласия истца о досрочном расторжении контракта, не имелось.
Исходя из указанного судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчиком не соблюдена процедура увольнения истца, а выводы суда о законности увольнения истца не могут быть признаны правомерными.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в признании незаконным увольнении, восстановлении на службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска.
Согласно ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Признавая увольнение Затолокина М.Н. на основании приказа Управления ФССП России по Курской области от 04.06.2020 года N 396-к незаконным, судебная коллегия с учетом требований ст. 394 ТК РФ приходит к выводу о том, что истец подлежит восстановлению в прежней должности с взысканием в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула за период с 06.06.2020 года по 24.03.2021 года (196 дней) по день вынесения апелляционного определения судебной коллегии в размере 508 588 руб. 64 коп, исходя из среднего дневного заработка истца в размере 2594 руб. 84 коп. (2594, 84 руб. х 196 дн.). В соответствии с разъяснениями, данными в п.62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", из указанной суммы надлежит вычесть выходное пособие, выплаченное истцу при увольнении в размере 185 309 руб. 64 коп, соответственно, в пользу истца подлежит взысканию 323 279 руб. (508588, 64-185309, 64).
Разрешая требования истца об обязании ФССП России назначать истца на должность заместителя руководителя Управления - заместителя главного судебного пристава территориального органа ФССП России, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные требования удовлетворению не подлежат.
С данным выводом судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника определяются Федеральным законом от 01.10.2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с п. 2, 3, 7 ст.1 ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 01.10.2019 N 328-ФЗ служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; должности в органах принудительного исполнения - должности сотрудников органов принудительного исполнения, которые учреждаются в органах принудительного исполнения; сотрудник - гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 4 ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принципами службы в органах принудительного исполнения являются, в том числе, обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах принудительного исполнения и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника.
Согласно п. 4 ст. 9 ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудников в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа принудительного исполнения. Порядок прохождения военно-врачебной экспертизы гражданами, поступающими на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудниками и порядок профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1909, утверждены 27.12.2019 года Правила профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, согласно которому определен порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности (далее - профессиональная пригодность) кандидатов.
Психологический отбор осуществляется путем проведения психологических исследований, тестирований, а в отношении кандидатов на отдельные должности в органах принудительного исполнения - психофизиологических исследований, тестирований, направленных на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде.
Критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов принудительного исполнения (далее - личные и деловые качества), наличие или отсутствие факторов риска.
В пункте 6 Правил описаны личные и деловые качества, подлежащие изучению в ходе комплексных обследований.
Заключение должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из следующих выводов: рекомендуется в первую очередь (первая категория профессиональной пригодности); рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности); рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности); не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (четвертая категория профессиональной пригодности) (п. 17 Правил).
К третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности. К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных (п. 20 Правил).
В соответствии ч. 4 ст. 19 ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения, с учетом заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе в органах принудительного исполнения, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений: заключить с гражданином контракт с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона; допустить гражданина к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения; заключить с гражданином контракт без условия об испытании; отказать гражданину в допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения и (или) приеме на службу в органы принудительного исполнения.
Согласно ст. 92 ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения, и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации. Перечень таких заболеваний устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Перечень отдельных должностей, при замещении которых проводятся психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверка уровня физической подготовки, а также порядок их проведения определяется руководителем федерального органа принудительного исполнения.
Гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи, а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Таким образом, только уполномоченный руководитель вправе принять решение о заключение служебного контракта и назначения на должность либо об его отказе.
Согласно заключению профессиональной пригодности по результатам прохождения профессионально-психологического отбора в органы принудительного исполнения истец отнесен к третьей категории профессиональной пригодности (условно рекомендован).
Данное заключение недействительным не признавалось и было учтено при принятии ответчиком решения об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения, на должность заместителя руководителя территориального органа (Управления) - заместителя главного судебного пристава субъекта (территориального органа) ФССП России, не принято.
В письме ФССП России от 30.04.2020 года за исх. 00092/20/86490, с которым истец ознакомлен 07.05.2020 года, указанно, что с учетом принятого руководством ФССП России решения о назначении федеральных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, на должности в пределах субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган ФССП России, а также результатов прохождения профессионального психологического отбора, положительного решения о назначении Затолокина М.Н. на должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации заместителя руководителя территориального органа - заместителя главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, не принято.
Отказывая истцу в удовлетворении требований о об обязании ФССП России назначать истца на должность заместителя руководителя Управления - заместителя главного судебного пристава территориального органа ФССП России, судом учтено, что нормативно-правовое регулирование не возлагает на ответчика обязанности направления уведомления кандидату на поступление в органы принудительного исполнения Российской Федерации с указанием причин отказа в назначении на должность, в связи с чем нарушений прав истца в данной части не установлено.
Доводы истца о том, что не рассмотрено его заявления, направленное 02.02.2020 года, 27.02.2020 года в адрес директора ФССП России об изъявлении желания поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность заместителя руководителя Управления - заместителя главного судебного пристава территориального органа ФССП России, судом обоснованно признаны несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что указанное обращение рассмотрено в установленный законом срок в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", уполномоченным должностным лицом, о чем подготовлен соответствующий ответ и направлен истцу (от 06.03.2020 N 00092/20/62974); в ответе на обращения разъяснены положения ст.92 от 01.10.2019 N 328-ФЗ, указано, что истец в списках кадрового резерва для замещения вакантных должностей гражданской службы руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава субъекта Российской Федерации и его заместителей не состоял.
Также суд правомерно не согласился с доводами истца о том, что им успешно пройден профессиональный психологический отбор, поскольку не учтены положения постановления Правительства РФ N 1909, в котором указано, что к третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности. К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.
При этом, согласно п.25 указанного постановления, заключение учитывается руководителем (начальником), наделенным в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом при принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Не установив оснований для удовлетворения требования истца об обязании ответчика назначить его на должность заместителя руководителя Управления - заместителя главного судебного пристава территориального органа ФССП России, суд также отклонил требования в части зачета стажа его службы в УФССП России по Курской области при назначении на указанную должность и обязании ФССП России произвести начисление и выплату среднего заработка.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права судом применены правильно.
Судом первой инстанции все обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Решение суда в данной части постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд не полностью исследовал материалы дела, представленные доказательства, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции в указанной части, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает. При этом, судебная коллегия отмечает, что суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Несогласие заявителя с оценкой указанных доказательств не является основанием для отмены судебного постановления в данной части.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным приказа об увольнении.
В данной части принять по делу новое решение.
Признать незаконным приказ Управления ФССП России по Курской области от 04.06.2020 года N396-к об увольнении Затолокина М.Н. в соответствии с п.8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".
Восстановить Затолокина М. Н. в должности начальника отдела организации розыска, реализации имущества должников и розыска детей Управления ФССП России по Курской области.
Взыскать с Управления ФССП по Курской области в пользу Затолокина М.Н. средний заработок за время вынужденного прогула 323 279 рублей.
В остальной части решение Мещанского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Затолокина М. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.