Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя наименование организации генерального директора фио на постановление судьи Савеловского районного суда Москвы от 05 ноября 2020 года, которым наименование организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 т. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма, УСТАНОВИЛ
20 августа 2020 года заведующим сектором по вопросам торговли и услуг Управы адрес фио в отношении наименование организации (далее - наименование организации) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Савеловский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, законный представитель наименование организации генеральный директор фио просит отменить постановление, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, приводя доводы о незаконности и необоснованности постановления.
Законный представитель наименование организации фио в судебное заседание Московского городского суда явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Управы адрес фио в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав законного представителя наименование организации фио, представителя Управы адрес фио, свидетеля фио, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом адрес от 28.06.1995 "Устав адрес" (далее - Устав адрес) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава адрес в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей адрес, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения адрес, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории адрес, введён режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ).
Пунктом 5 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ, в редакции действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности, утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г. (Приложение 6 к настоящему указу).
В соответствии с пп.2.2.1 и 2.2.2 Требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей (Приложение N 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" с 12 мая 2020 г. работодатели обязаны соблюдать следующие требования: использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц; использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами.
Как следует из материалов дела, 20 августа 2020 года в 11 час. 05 мин. по адресу: адрес наименование организации" в магазине "Продукты", в котором осуществляется торговая деятельность, в период режима повышенной готовности, введенного на территории адрес, в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), не обеспечило соблюдение требований режима использования средств индивидуальной защиты, установленного Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", а именно, у работника магазина отсутствовали средства индивидуальной защиты органов дыхания (маска), чем нарушены п. 2.2.1 приложения 6 к данному указу.
Действия наименование организации квалифицированы по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина наименование организации в совершении административного правонарушения подтверждаются: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу - наименование организации помещений по адресу: Москва, адрес от 20 августа 2020 г, протоколом об административном правонарушении от 20 августа 2020 г. в отношении наименование организации по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в котором изложено существо правонарушения; фото и видеоматериалом, на котором зафиксирован факт отсутствия у работника Общества, находящегося на рабочем месте, в период режима повышенной готовности средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски); выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица наименование организации, иными материалами дела.
В ходе рассмотрения жалобы, опрошенный в качестве свидетеля заведующий сектором по вопросам торговли и услуг Управы адрес пояснил, что 20 августа 2020 г. в 11-05 проводил осмотр торговых помещений по адресу: адрес, в соответствии с Указами Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ, от 04.04.2020 N 40-УМ, в помещении магазина продукты наименование организации продавец и посетители находились без средств индивидуальной защиты, у продавца не была надета маска, продавец находился на рабочем месте, факт нарушения зафиксирован в протоколе осмотра, протокол осмотра от 20 августа 2020 г. был составлен без участия понятых, при осмотре проводилась видеозапись на смартфон, что указано в протоколе, протокол составлен с участием генерального директора, копия протокола осмотра вручена генеральному директору, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 1 КоАП РФ составлен 20 августа 2020 г, с участием генерального директора, копия протокола ему была вручена. Протокол об административном правонарушении с материалами дела, в том числе с видеозаписью на СД-диске направлены в Савеловский районный суд адрес.
Протокол об административном правонарушении в отношении наименование организации, составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, протокол отвечает требованиям о допустимости доказательств по делу. Нарушение прав Общества допущено не было, протокол составлен с участием законного представителя.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом.
Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статьи 28.3 Кодекса дополнена частью 6.4, согласно которой протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса, вправе составлять также должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Указом Мэра Москвы от 04.04.2020 N 40-УМ "Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в адрес" установлено, что в целях обеспечения соблюдения в адрес режима повышенной готовности и в соответствии со статьёй 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями в части обеспечения соблюдения требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей, требований по использованию работниками и посетителями средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых осуществляется торговая деятельность, на территориях ярмарок выходного дня осуществляется уполномоченными должностными лицами Департамента торговли и услуг адрес, префектур административных округов адрес и управ районов адрес (п. 1.2.5 Указа).
Распоряжением главы управы адрес от 12 апреля 2020 г. N 10, утверждён Список должностных лиц управы адрес, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.6.1 "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе её возникновения" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому заведующий сектором по вопросам торговли и услуг управы адрес фио уполномочен составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.6.1 КоАП РФ.(л.д. 5).
Административное правонарушение выявлено в рамках проверки исполнения требования Указа Мэра Москвы N 12-УМ от 05 марта 2020 г. о принятии мер, в том числе юридическими лицами, по недопущению распространения коронавирусной инфекции.
Довод жалобы о том, что протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов является недопустимым доказательством, поскольку нарушен порядок осмотра, процедура его составления, предусмотренная ст. 27.8 КоАП РФ, не нашел своего подтверждения.
В соответствии с ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений был осуществлен без участия понятых, но с осуществлением видеозаписи, о чем имеется отметка в бланке протокола. Видеозапись на видеоносителе приобщена к материалам дела. При проведении осмотра присутствовал законный представитель. Правовых оснований для признания данного доказательства недостоверным не усматривается.
Приведенные доказательства судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у наименование организации имелась возможность для соблюдения режима повышенной готовности, установленного положениями Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", за нарушение которого ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
В целях снижения рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), защиты населения адрес и создания условий для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ определены требования, обязанности, а также рекомендации работодателей организаций и предприятий, деятельность которых не была приостановлена.
К ним в частности относится требование обеспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и средств индивидуальной защиты рук (перчатки) работниками на рабочих местах.(пункты 2.2.1 и 2.2.2 Требований).
В данном случае сам по себе факт нахождения работника наименование организации на рабочем месте, производящим расчет с покупателем, в помещении, доступном для неограниченного круга лиц, без средств индивидуальной защиты, свидетельствует о том, что Обществом не было принято достаточных и эффективных мер, направленных на исключение нарушения вышеназванных требований Указа Мэра со стороны его работников.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины наименование организации, в совершении вмененного административного правонарушения, материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено наименование организации в пределах санкции ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является нарушение общественной безопасности при чрезвычайной ситуации, применено судьей с учетом конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде предупреждения или административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в данном случае не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья, РЕШИЛ:
постановление судьи Савеловского районного суда Москвы от 05 ноября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении наименование организации оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.