Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Попкова А.А, действующей в интересах "данные изъяты" "данные изъяты", на решение Выборгского районного суда г. Санкт- Петербурга от 23 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 02 ноября 2020 года по административному делу N 2а-5651/2020 по административному исковому заявлению Попкова А.А, действующей в интересах "данные изъяты" "данные изъяты", к администрации Выборгского района г. Санкт-Петербурга об оспаривании действий, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попкова А.А. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными действия администрации Выборгского района г. Санкт-Петербурга, выразившиеся в отказе в предоставлении "данные изъяты", 05 августа 2017 года рождения, места в дошкольных общеобразовательных учреждениях ГБДОУ N11, ГБДОУ N11, ГБДОУ N 8 - основное здание, ГБДОУ N 9 - ГБДОУ детский сад N 9, ГБДОУ N9- основное здание, ГБДОУ N 8 - вторая площадка, с 01 сентября 2020 года и постановку в очередь следующего 2021 года; обязать администрацию Выборгского района г. Санкт-Петербурга предоставить Попковой А.А. места в дошкольных общеобразовательных учреждениях ГБДОУ N11, ГБДОУ N 11, ГБДОУ N 8 - основное здание, ГБДОУ N 9 - ГБДОУ детский сад N 9, ГБДОУ N 9 - основное здание, ГБДОУ N 8 - вторая площадка с 01 сентября 2020 года.
Решением Выборгского районного суда г. Санкт- Петербурга от 23 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 02 ноября 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Попкова А.А. является матерью "данные изъяты" "данные изъяты" 05 августа 2017 года рождения.
"данные изъяты" "данные изъяты" зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
23 августа 2017 года Попкова А.А. подала заявление о предоставлении "данные изъяты" "данные изъяты" места в дошкольных общеобразовательных учреждениях ГБДОУ N11, ГБДОУ N11, ГБДОУ N 8 - основное здание, ГБДОУ N 9 - ГБДОУ детский сад N 9, ГБДОУ N9- основное здание, ГБДОУ N 8 - вторая площадка; при этом о наличии каких- либо льгот заявлено не было.
03 февраля 2018 года в адрес Попковой А.А. направлено уведомление о регистрации "данные изъяты" "данные изъяты". в списке будущих воспитанников образовательных организаций Выборгского района г. Санкт- Петербурга, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования.
05 марта 2020 года заявителю направлено уведомление, согласно которому в соответствии с решением комиссии по комплектованию образовательных организаций, созданной администрацией Выборгского района г. Санкт-Петербурга, не может быть выдано направление в ГБДОУ N 11, ГБДОУ N 11, ГБДОУ N 8 - основное здание, ГБДОУ N 9 - ГБДОУ детский сад N 9, ГБДОУ N 9 - основное здание, ГБДОУ N 8 - вторая площадка, с 01 сентября 2020 года, по причине отсутствия свободных мест. Одновременно в уведомлении разъяснено, что Попковой А.Ю. может быть предоставлено место с 01 сентября 2020 года в группе полного дня в ГБДОУ N 110 Выборгского района г. Санкт-Петербурга. В случае отказа или при отсутствии согласия / отказа от предложенной образовательной организации в течение 15 календарных дней с даты выдачи уведомления, заявление о постановке ребенка на учет переходит в список будущих воспитанников следующего года с сохранением даты постановки на учет. Впоследствии, в связи с отсутствием согласия заявителя с предложенным учреждением в его адрес было направлено уведомление о постановке ребенка на учет следующего учебного года.
Суд указал, что отделом образования администрации Выборгского района г. Санкт-Петербурга в ответ на различные обращения Попковой А.А, неоднократно указывалось и не оспорено в установленном законом порядке в ходе рассмотрения дела судом, что комиссия по комплектованию дошкольных образовательных учреждений не имела возможности предоставить "данные изъяты" "данные изъяты" место в ГБДОУ NN 8, 9 и 11 Выборгского района г. Санкт-Петербурга, в связи с обязанностью обеспечить местами граждан, зарегистрировавших заявления ранее Попковой А.А, имеющих льготную категорию семьи и желающих получить направления в эти же образовательные учреждения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, отказывая Попковой А.А. в удовлетворении административных исковых требованиях, пришел к выводу о невозможности зачисления "данные изъяты" "данные изъяты" в одно из заявленных учреждений в связи с отсутствием в них свободных мест, что соответствует положениям статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Одновременно суд первой инстанции принял во внимание положения пункта 3.1.4.2 административного регламента, в соответствии с которым при внесении изменений, в том числе, в случае изменения ранее выбранного года поступления ребенка в образовательное учреждение, ранее выбранного района г. Санкт-Петербурга с обязательным изменением образовательного учреждения, ранее выбранных образовательных учреждений в указанном районе г. Санкт-Петербурга, дата постановки ребенка на учет сохраняется, в связи с чем, лица, ранее заявителя, подавшие соответствующие заявления о зачислении в другие образовательные учреждения, в случае внесения изменений в свои заявления путем указания в них ГБДОУ NN 8, 9 и 11 автоматически распределяются в очереди в такие учреждения в зависимости от даты и времени подачи первоначального заявления.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда согласилась с указанными выше выводами по следующим основаниям.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 названного Федерального закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Согласно подпунктам 4, 4.1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года N 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге" организация предоставления общего образования в образовательных организациях, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - государственные образовательные организации), учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования относятся к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в сфере образования.
В силу статьи 12 названного Закона Санкт-Петербурга, комплектование воспитанниками государственных дошкольных образовательных организаций, иных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляется постоянно действующей комиссией по комплектованию государственных дошкольных организаций.
Порядок комплектования воспитанниками государственных дошкольных образовательных организаций устанавливается уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Порядок комплектования воспитанниками государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, утвержден распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2019 года N 301-р (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка комплектование образовательных учреждений, находящихся в ведении администраций районов, осуществляет комиссия.
В силу пункта 1.4 Порядка комплектование образовательных учреждений на текущий год осуществляется в период с 1 февраля по 30 июня с учетом даты постановки на учет и права на внеочередное или первоочередное зачисление ребенка в образовательное учреждение. После окончания периода комплектования проводится доукомплектование образовательного учреждения при наличии свободных мест (освободившихся, вновь созданных).
Пунктом 2.1 Порядка установлено, что комиссия в своей деятельности по комплектованию образовательных учреждений руководствуется Административным регламентом администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, утвержденным Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 09 апреля 2018 года N 1009-р (далее Административный регламент) и настоящим Порядком.
Согласно пункту 3.1.6.4 Административного регламента в случае отсутствия свободных мест в общеобразовательных учреждениях, указанных заявителем в заявлении о постановке ребенка на учет, комиссия предлагает:
- место в другом (-их) образовательном учреждении согласно приложению N 8 к настоящему Административному регламенту. В случае согласия заявитель вправе после зачисления ребенка в образовательное учреждение подать заявление о постановке ребенка на учет по переводу;
- вариативные формы получения дошкольного образования временно, начиная с желаемой даты поступления до появления свободного места в общеобразовательном учреждении или следующего периода комплектования, согласно приложению N 8 к настоящему Административному регламенту.
В случае отказа или отсутствия отказа/согласия в течение 15 календарных дней с даты выдачи уведомления при надлежащем исполнении заявление о постановке ребенка на учет переходит в список будущих воспитанников общеобразовательного учреждения следующего года в указанные общеобразовательные учреждения с сохранением постановки на учет и рассматривается в списке "очередников. который составляется в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Административного регламента в период доукомплектования в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Административного регламента. Заявитель получает уведомление согласно приложению N 25 к настоящему Административному регламенту.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать дошкольное образовательное учреждение из предложенных (пункт 19).
При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) дошкольного образовательного учреждения изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20).
В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в дошкольном образовательном учреждении ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21).
При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в дошкольном образовательном учреждении с 1 сентября следующего года (пункт 22).
Приведенные положения законодательства административным ответчиком соблюдены.
Из материалов дела следует, что в детских садах NN 8, 9, 11 Выборгского района г. Санкт-Петербурга вакантные места отсутствуют, о чем неоднократно было сообщено Попковой А.А. (л.д.10)
Указывая на отсутствие свободных мест в указанных детских садах, администрация Выборгского района г. Санкт-Петербурга выполнила возложенные на нее обязанности и предложила Попковой А.А. место в другом образовательном учреждении до появления свободного места в образовательном учреждении или следующего периода комплектования (л.д. 10).
Доказательств, подтверждающих предоставление места в дошкольном образовательном учреждении другим лицам с нарушением очередности, в которой состоит административный истец, в деле не имеется.
Материалами дела подтверждено, что в период комплектования Дошкольных образовательных организаций на 2020-2011 учебный год, согласно представленным сведениям, количество свободных мест, в группе младшего возраста (с 3-х до 4-х лет) составляло:
- ГБДОУ детский сад N8-0 мест;
- ГБДОУ детский сад N9 - 0 мест;
- ГБДОУ детский сад N 11 - 0 мест.
Вместе с тем, как следует из ответа администрации Выборгского района г. Санкт-Петербурга на запрос суда, по состоянию на 29 октября 2020 года позиции очередности заявления Попковой А.А. следующие:
- ГБДОУ детский сад N8 - 91 место;
- ГБДОУ детский сад N9 - 92 место;
- ГБДОУ детский сад N11-67 место.
Таким образом, с учетом очередности, место в одном из указанных учреждений не могло быть предоставлено "данные изъяты" "данные изъяты" на 01 сентября 2020 года.
Одновременно, суду предоставлены сведения о том, что в выбранные административным истцом детские дошкольные учреждения были зачислены дети, чьими родителями были поданы заявления ранее Попковой А.А, либо дети, имеющие льготы на внеочередное и первоочередное зачисление.
В связи с отсутствием в выбранных административным истцом детских садах свободных мест, административным ответчиком был предложен вариант образовательного учреждения ГБДОУ детский сад N110, что не устроило административного истца по причине транспортной отдаленности образовательного учреждения.
В Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П указано, что физическая доступность образования, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям, предполагает, как правило, что ребенок вправе получить образование в пределах того административного района, где он проживает.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае получение Попковой А.Ю. места в ГБДОУ детский сад N110, находящемся по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Просвещения, дом 30, корпус 2, в границах Выборгского района г. Санкт-Петербурга, то есть того же административного района, на территории которого она проживает, не нарушает принципа разумности географической удаленности образовательного учреждения от места жительства.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы о том, что органы местного самоуправления были обязаны зачислить ребенка Попковой в детское дошкольное учреждение сверх установленных лимитов или построить дополнительно детское дошкольное учреждение в районе проживания административного истца, не основаны на приведенных выше нормах материального права.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о невозможности администрации Выборгского района г. Санкт-Петербурга зачисления "данные изъяты" "данные изъяты" в одно из заявленных Попковой А.А. образовательных учреждений, в связи с отсутствием в них свободных мест, что соответствует положениям статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", административным ответчиком были предприняты возможные меры по оказанию содействия в устройстве ребенка в другое общеобразовательную учреждение, как то предписывают положения пунктов 19-21 Рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда г. Санкт- Петербурга от 23 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 02 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Попкова А.А, действующей в интересах "данные изъяты" "данные изъяты", к администрации Выборгского района г. Санкт-Петербурга об оспаривании действий, обязании совершить определенные действия, оставить без изменения, кассационную жалобу Попкова А.А. - без удовлетворения.
Решение Выборгского районного суда г. Санкт- Петербурга от 23 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 02 ноября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 19 апреля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.