Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В.
при секретаре
ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ПАО "Башстройтранс" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения представителя административного истца ПАО "Башстройтранс" Киселевой И.Я, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
административный истец ПАО "Башстройтранс" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указало, что является арендатором земельных участков, кадастровая стоимость которых определена по состоянию на 1 января 2019 года:
- с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 3 016 217, 70 руб.;
- с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 6 677 405, 62 руб, - с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 35 829 833, 20 руб.
- с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 2 163 503, 70 руб.;
- с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 1 692 275, 76 руб.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков, административный истец представил отчет об оценке ООО "Консалтинговая компания "Альте" N138 от 22 мая 2020 года, согласно которому по состоянию на 1 января 2019 года определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:
- "данные изъяты" в размере 523 000 руб.;
- "данные изъяты" в размере 1 539 000 руб.;
- "данные изъяты" размере 7 980 000 руб.;
- "данные изъяты" в размере 349 000 руб.;
"данные изъяты" в размере 765 000 руб.
Административный истец считает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков, значительно превышающая рыночную стоимость, нарушает его права, как арендатора земельных участков, арендная плата за которые исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость указанных земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года на основании отчета оценщика ООО "Консалтинговая компания "Альте" N138 от 22 мая 2020 года.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 января 2021 года постановлено:
административное исковое заявление ПАО "Башстройтранс" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 11 июня 2020 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 710 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации локомотивного депо, расположенного по адресу: "адрес" роща, уч.33/3, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 1 070 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 02 "данные изъяты", площадью 2 646 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: железнодорожный транспорт, расположенного по адресу: "адрес", станция Железнодорожная через "адрес" до ул. "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 1 363 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 35 276 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения зданий, необходимых для эксплуатации железнодорожных путей, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 14 120 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 206 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения зданий, необходимых для эксплуатации железнодорожных путей, расположенного по адресу: "адрес", ул. "адрес", литера Б, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 755 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 5 029 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации прирельсовой открытой площадки складирования и медпункта, расположенного по адресу: "адрес", Юбилейная, "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 1 363 000 руб.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просило решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 января 2021 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Административный истец представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
От административного истца и административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в суд апелляционной инстанции поступили заявления об исправлении в решении суда описки в размере установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, указав ее в размере 3 148 000 руб, вместо ошибочно указанной 1 363 000 руб.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ПАО "Башстройтранс" Киселева И.Я, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, заявления об исправлении описки поддержала.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
На основании части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, заявлений об исправлении описки, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
На основании частей 4, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года N 183 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Республики Башкортостан -1 июня 2017 года.
Из материалов дела следует, что административный истец ПАО "Башстройтранс" на основании договоров аренды земельных участков N М77-10 от 19 июля 2010 года, N М70-09 от 15 мая 2009 года, N 81-16 от 12 февраля 2016 года, N 827-15 от 5 мая 2015 года, N М100-10 от 11 августа 2010 года является арендатором следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 02 "данные изъяты" площадью 1 710 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации локомотивного депо, расположенного по адресу: "адрес" роща, уч.33/3;
- с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 646 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: железнодорожный транспорт, расположенного по адресу: "адрес", станция Железнодорожная через "адрес" до ул. "адрес";
- с кадастровым номером 02: "данные изъяты", площадью 35 276 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения зданий, необходимых для эксплуатации железнодорожных путей, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером 02 "данные изъяты":37, площадью 1 206 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения зданий, необходимых для эксплуатации железнодорожных путей, расположенного по адресу: "адрес", ул. "адрес", литера Б;
с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 5 029 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации прирельсовой открытой площадки складирования и медпункта, расположенного по адресу: "адрес", Юбилейная, "адрес".
Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443 по состоянию на 1 января 2019 года:
- с кадастровым номером 02 "данные изъяты" в размере 3 016 217, 70 руб.;
- с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 6 677 405, 62 руб, - с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 35 829 833, 20 руб.
- с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 2 163 503, 70 руб.;
- с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 1 692 275, 76 руб.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков, административный истец представил отчет об оценке ООО "Консалтинговая компания "Альте" N от 22 мая 2020 года, согласно которому по состоянию на 1 января 2019 года определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:
- 02:55:030631:28 в размере 523 000 руб.;
- "данные изъяты" размере 1 539 000 руб.;
- 02 "данные изъяты" в размере 7 980 000 руб.;
- 02 "данные изъяты" в размере 349 000 руб.;
- "данные изъяты" в размере 765 000 руб.
В ходе рассмотрения дела с целью определения действительной рыночной стоимости спорных земельных участков по ходатайству административного истца определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 июля 2020 года по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО Центр независимых экспертиз "Суд-информ" Ахметгареевой Н.Н.
В заключении эксперта ООО Центр независимых экспертиз "Суд-информ" Ахметгареевой Н.Н. N38/09-2020 кс от 21 сентября 2020 года по состоянию на 1 января 2019 года определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:
- "данные изъяты" размере 522 000 руб.;
- "данные изъяты" в размере 1 534 000 руб.;
"данные изъяты" в размере 8 396 000 руб.;
- "данные изъяты" в размере 393 000 руб.;
- "данные изъяты" в размере 863 000 руб.
По ходатайству заинтересованного лица управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в связи с возникшими сомнениями в обоснованности заключения эксперта ООО Центр независимых экспертиз "Суд-информ" Ахметгареевой Н.Н. N38/09-2020 кс от 21 сентября 2020 года, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 октября 2020 года по административному делу была назначена повторная судебная экспертиза, производство которой было поручено ООО "Центр Независимой Экспертизы и Оценки" Галеевой Г.М.
Согласно заключению эксперта ООО "Центр Независимой Экспертизы и Оценки" Галеевой Г.М. N340/12-О/2020 от 7 декабря 2020 года по состоянию на 1 января 2019 года определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:
- "данные изъяты" в размере 1 070 000 руб.;
"данные изъяты" в размере 3 148 000 руб.;
"данные изъяты" в размере 14 120 000 руб.;
"данные изъяты" в размере 755 000 руб.;
- "данные изъяты" в размере 1 363 000 руб.
Судом первой инстанции дана оценка заключению судебной экспертизы эксперта ООО Центр независимых экспертиз "Суд-информ" Ахметгареевой Н.Н. и повторной судебной экспертизы эксперта ООО "Центр Независимой Экспертизы и Оценки" Галеевой Г.М. N340/12-О/2020 от 7 декабря 2020 года, а также возражениям сторон, относительно указанных заключений судебной экспертизы и повторной судебной экспертизы. В том числе суд первой инстанции дал оценку доводам административного истца о том, что рыночная стоимость земельных участков в заключении повторной судебной экспертизы необоснованно завышена в 2 раза по сравнению с рыночной стоимостью земельных участков в заключении судебной экспертизы, в заключении повторной судебной экспертизы неправильно применены корректировки.
Допрошенная в судебном заседании суда первой инстанции эксперт ООО "Центр Независимой Экспертизы и Оценки" Галеева Г.М, подготовленное ею экспертное заключение поддержала, пояснила, что ею был проведен анализ земельных участков северной промзоны под производственным назначением, собрано 14 аналогов, что не может говорить о неактивном рынке. На странице 48 экспертного заключения указано, что в соответствии с анализом рынка предмета исследования период экспозиции в целом по рынку г. Уфа является значительным, в среднем по городу - 1, 56 года. Так как все объекты аналоги входят в срок экспозиции корректировка не производилась. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" "для размещения зданий, необходимых для эксплуатации железнодорожных путей". На данном участке имеются здания, что отчетливо видно на публичной карте. Корректировка на конфигурацию по участку с кадастровым номером "данные изъяты" по первому фактору. Корректировка по участку с кадастровым номером "данные изъяты" - по шестому фактору, что отражено в письменных пояснениях на возражение представителя административного истца.
Удовлетворяя требования административного истца, и устанавливая кадастровую стоимость указанных земельных участков в размере, определенном экспертом ООО "Центр Независимой Экспертизы и Оценки" ФИО9 в заключении N-О/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта ООО "Центр Независимой Экспертизы и Оценки" Галеевой Г.М. N340/12-О/2020 от 7 декабря 2020 года соответствует требованиям федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки; эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; заключение повторной судебной экспертизы подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области; в заключении экспертом использованы в качестве объектов-аналогов объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, что соответствует пункту 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611 (далее ФСО N 7), не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях, в связи с чем у суда первой инстанции не возникло сомнений в правильности или обоснованности заключения эксперта.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан указало, что заключение повторной судебной экспертизы изготовлено с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральных стандартов оценки, заключение эксперта вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата и занижения итоговой стоимости по объектам оценки; с учетом уточнения сопоставимых объектов-аналогов итоговая рыночная стоимость земельных участков в заключении эксперта определена с нарушениями, занижена и не является корректной.
Судебная коллегия с данными доводами апелляционной жалобы согласиться не может в силу следующего.
Как следует из заключения повторной судебной экспертизы, рыночная стоимость земельных участков определена сравнительным подходом к оценке, методом сравнения продаж, основанном на получении стоимости объектов оценки путем сравнения оцениваемых объектов с объектами-аналогами.
В пункте 10 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297 (далее - ФСО N 1), указано, что объект-аналог это объект, сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
В соответствии с пунктом 13 ФСО N 1 сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений.
Согласно пункту 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает следующие положения:
а) сравнительный подход применяется для оценки недвижимости, когда можно подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами сделок и (или) предложений;
б) в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным;
в) при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заключение повторной судебной экспертизы выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки и нормам Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов и все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов оценки, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение повторной судебной экспертизы является ясным и полным, не допускает неоднозначного толкования полученных результатов, выводы эксперта не являются противоречивыми. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное образование, длительный стаж экспертной работы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы заключение повторной судебной экспертизы не вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата и не занижает итоговую стоимость объектов оценки.
Из исследовательской части заключения повторной судебной экспертизы следует, что стоимость объектов оценки определена путем сравнения оцениваемых объектов с другими объектами-аналогами с соответствующим внесением корректировок на различие объектов - аналогов к объектам оценки. Экспертом произведен анализ рынка объектов оценки, подробно описан процесс оценки объектов недвижимости с обоснованием применения сравнительного подхода и отказа от применения доходного и затратного подходов, правильно определен сегмент рынка, к которому относятся объекты оценки.
При отборе объектов - аналогов эксперт использовал сведения о продаваемых объектах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов.
Судебная коллегия полагает, что подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
С доводами апелляционной жалобы административного ответчика о том, что экспертом не проанализированы основные характеристики, ограничения по использованию объекта оценки, рыночная ситуация, особенности практического использования аналогичных объектов на локальных рынках, позволяющие определить наиболее эффективное использование объекта оценки, а также с доводами о некорректности (занижении) итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки по мотиву отсутствия в заключении эксперта анализа наиболее эффективного использования объекта оценки, которое максимизирует продуктивность объекта оценки (соответствует его наибольшей стоимости), и которое физически возможно, юридически разрешено (на дату определения стоимости объекта оценки) и финансово оправдано (пункт 13 ФСО N 7), судебная коллегия согласиться не может, поскольку заключение эксперта содержит достаточный анализ рынка объекта оценки, выполненный в установленной для этого последовательности (пункт 11 ФСО N 7) и учитывает разрешенное и фактическое использование объекта оценки (пункт 10 ФСО N 7).
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенной повторной судебной экспертизой, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Вместе с тем в резолютивной части решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 января 2021 года имеется описка в размере установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, а именно указано 1 363 000 руб, в то время, как согласно заключению повторной судебной экспертизы эксперта ООО "Центр Независимой Экспертизы и Оценки" Галеевой Г.М. N340/12-О/2020 от 7 декабря 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"12 по состоянию на 1 января 2019 года составляет 3 148 000 руб, с чем суд первой инстанции в решении согласился.
От административного истца и административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в суд апелляционной инстанции поступили заявления об исправлении в решении суда описки в размере установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, указав ее в размере 3 148 000 руб, вместо ошибочно указанной 1 363 000 руб.
Таким образом, указание в резолютивной части обжалуемого решения суда установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 1 363 000 руб, вместо верной суммы 3 148 000 руб, является опиской, которая в силу статьи 184 КАС РФ, пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" подлежит исправлению судом апелляционной инстанции, о чем указывается в резолютивной части апелляционного определения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
В абзаце шестом резолютивной части решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 января 2021 года по настоящему административному делу исправить описку в размере установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, указав ее в размере 3 148 000 руб, вместо ошибочно указанной в размере 1 363 000 руб.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 апреля 2021 года
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.