Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу Галимзянова Р.Г. на вступившие в законную силу постановление судьи Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 23 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Галимзянова Р.Г., установила:
постановлением судьи Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 23 декабря 2020 года, Гализянов Р.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Галимзянов Р.Г. выражает несогласие с судебными актами, просит их отменить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Пунктом 1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (зарегистрировано в Минюсте России 18 марта 2020 N 57771) постановлено: высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) принять меры по введению режима повышенной готовности.
В связи с угрозой распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) распоряжением Президента Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 129 с 19 марта 2020 года введен режим повышенной готовности.
Согласно абзацу 2 пункта 4 постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 (в редакции от 29 октября 2020 года N 970) "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" запрещено до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки: с 12 мая 2020 года вход и нахождение граждан в объектах розничной торговли, оказания услуг, культовых помещениях, зданиях и сооружениях, на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, в транспортных средствах при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, включая такси, без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).
Как усматривается из материалов дела, и установлено судебными инстанциями 12 ноября 2020 года в 14 часов 30 минут Галимзянов Р.Г, находясь в здании магазина " "данные изъяты"", расположенного по адресу: Республика Татарстан, Елабужский район, с. Танайка, ул. Центральная, д. 40, находился без средств индивидуальной защиты органов дыхания - маски (респиратора) в период запретов и ограничений, введенных в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, тем самым нарушил абзац 2 пункта 4 правил поведения, установленных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции".
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым предыдущими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении в отношении Галимзянова Р.Г. составлен уполномоченным на то лицом.
В силу пункта 18 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 названного Кодекса, вправе составлять должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень должностных лиц указанных органов, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 975-р утвержден перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В указанный перечень входят должностные лица органов внутренних дел (полиции), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в нем отражены, событие административного правонарушения описано с достаточной полнотой.
Таким образом, протокол об административном правонарушении обоснованно признан в качестве допустимого доказательства по делу.
Из исследованной при рассмотрении настоящей жалобы видеозаписи усматривается, что Галимзянов Р.Г. был ознакомлен с правами, предусмотренными статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, воспользовался процессуальными правами, в том числе статьей 51 Конституции Российской Федерации (л.д.15). От подписи в расписке о разъяснении вышеуказанных прав, и в извещении о дате, месте и времени рассмотрения дела отказался. Факт отказа от подписи зафиксирован должностным лицом в расписке и на видеозаписи (л.д. 18).
Отсутствие защитника непосредственно на этапе возбуждения дела об административном правонарушении не нарушает его конституционное право на защиту, поскольку он с этого момента не лишен возможности обратиться за юридической помощью защитника для защиты своих прав в ходе производства по делу.
Ссылка заявителя на нарушение порядка привлечения к административной ответственности, выразившееся в не проведении по делу административного расследования основана на неверном толковании положений статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы Галимзянова Р.Г. положения Правил и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" опубликовано в издании Официальный портал правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 21 марта 2020 года, "Собрание законодательства Республики Татарстан" 27 марта 2020 года N 24 (ст. 0673), в том числе все изменения в указанный акт опубликованы в издании Официальный портал правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, и подлежали обязательному исполнению.
Поскольку обязательный к исполнению запрет в объекте розничной торговли без использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) введен постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, довод жалобы заявителя о необязательности соблюдения распоряжений Президента Республики Татарстан от 19 марта 2020 года и Роспотребнадзора по Республике Татарстан, в связи с тем, что по мнению заявителя, вышеуказанные акты носят рекомендательный характер, не заслуживает внимания.
Принятые меры постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан на граждан по ношению маски в определенных местах, направлены прежде всего на защиту населения, их здоровья и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019). При этом граждане Российской Федерации обязаны добросовестно осуществлять предоставленные им права и обязанности, не нарушать права и свободы других лиц.
Доводы жалобы заявителя о несогласии с действиями должностных лиц по введению режима ограничения не подлежат рассмотрению по существу, поскольку подлежат рассмотрению и разрешению в ином порядке.
Действия Галимзянова Р.Г. верно квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства на момент выявления данного правонарушения.
Совокупность установленных предыдущими судебными инстанциями фактических и юридически значимых обстоятельств по делу позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, доказаны. Доказательства, имеющиеся в деле, являются достаточными и согласуются между собой.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций и правовой оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению по данному правонарушению, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Иные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях Галимзянова Р.Г. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения Галимзянова Р.Г. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 23 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Галимзянова Рамзиля Газинуровича, оставить без изменения, а жалобу Галимзянова Рамзиля Газинуровича - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.