Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А.
судей Спрыгиной О.Б, Полынковой Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гутовского О.Р, Гутовской И.Н, Гутовского М.И, Гутовского И.И, выступающего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Гутовского М.И. к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях об исправлении реестровой ошибки
по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 10 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 18 ноября 2020 года
заслушав докладчика по делу судью Спрыгину О.Б, представителя ОАО "РЖД" Уполовникову А.С, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя Гутовского О.Р. адвоката Макарова А.Г, возражавшего по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Гутовский О.Р, Гутовская И.Н, Гутовский М.И, Гутовский И.И, выступающий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Гутовского М.И, обратились в суд с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД") об исправлении реестровой ошибки.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы являются долевыми собственниками квартиры "данные изъяты", распложенной в многоквартирном жилом доме по адресу: г "адрес" состоящем из двух квартир. Квартира N "данные изъяты" в указанном доме принадлежит Ц.В.А.
Многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N, который является общей долевой собственностью собственников дома, в том числе истцов.
Приводят доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером N в уставный капитал ОАО "РЖД" не вносился, не принадлежит обществу на праве собственности или ином вещном праве, не учитывается на балансе структурных подразделений ОАО "РЖД".
Ссылаются на то, что в ходе проведения кадастровых работ местоположение и площадь земельного участка с кадастровым номером N определены в соответствии с документами инвентаризации земель, проводимой в 1996 году.
Площадь земельного участка с кадастровым номером N составила 2 872 кв.м. Внутри контура указанного земельного участка находится земельный участок с кадастровым номером N площадью 32 кв.м, предоставленный для проектирования и строительства пристройки к жилому дому N "данные изъяты" Общая площадь земельных участков с кадастровыми номерами N составляет 2 904 кв.м с округлением площадей до 1 кв.м. Однако при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером N: N (полоса отвода железной дороги) не были учтены материалы инвентаризации 1996 года.
При этом земельный участок с кадастровым номером N полностью пересекает земельный участок с кадастровым номером N и земельный участок с кадастровым номером N
По мнению истцов, при формировании земельного участка с кадастровым номером N, который находится в собственности Российской Федерации и представляет собой полосу отвода железной дороги единого землепользования, в связи с чем допущена реестровая ошибка, вследствие чего участок сформирован с нарушением прав правообладателей земельного участка с кадастровым N
Просили исправить реестровую ошибку, допущенную при формировании границ полосы отвода в отношении земельного участка с кадастровым номером N путем внесения изменений в сведения ЕГРН, исключить координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером N установить местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с межевым планом от 14 февраля 2020 года, подготовленным кадастровым инженером Соловьевым Е.Н.
Определением от 10 июня 2020 года в качестве соответчика привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях.
Решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 10 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 18 ноября 2020 года, исковые требования истцов удовлетворены полностью
В кассационной жалобе открытое акционерное общество "Российские железные дороги" оспаривает законность и обоснованность судебных постановлений, указывая на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает на то в рассмотренном споре речь должна идти не об исправлении реестровой ошибки, которой нет, а об оспаривании регистрации права собственности Российской Федерации на запрашиваемую территорию. Утверждает, что земельный участок с кадастровым номером N и расположенный на нем жилой дом на момент инвентаризации земель в 2001 году принадлежали железной дороге, в связи с чем данный участок был включен в состав обособленного (условного) участка с кадастровым номером N единого землепользования полосы отвода железной дороги с кадастровым номером N. Следовательно, при определении границ обособленного участка с кадастровым номером N входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером N фактические границы земельного участка с кадастровым номером N7 были учтены. Указанные материалы инвентаризации были согласованы со всеми смежными землепользователями и утверждены постановлением главы администрации города Орла.
Жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" передан в муниципальную собственность г. Орла в августе 2004 года, уже после постановки на кадастровый учет полосы отвода.
В соответствии с п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность постановлений судов первой и апелляционной инстанции по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права, которые выразились в следующем
Как следует из материалов дела, истцам на праве общей долевой собственности принадлежит квартира "данные изъяты" в доме "адрес" в указанном доме принадлежит Ц.В.А.
Многоквартирный жилой N по Новосильскому шоссе г. Орла расположен на земельном участке площадью 2904, 4 кв.м, кадастровый номер N с видом разрешенного использования- жилой дом. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка отсутствуют. Площадь и местоположение земельного участка определены на основании материалов инвентаризации земель, проведенной в 1996 году.
Земельный участок с кадастровым N N с видом разрешенного использования - для объектов жилой застройки, для проектирования и строительства пристройки к жилому дому, площадью 32 кв.м, предоставлен Гутовскому И.Р. на основании постановления администрации города Орла в аренду. Земельный участок расположен внутри контура земельного участка с кадастровым номером N
При проведении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка кадастровым инженером Соловьевым Е.Н. подготовлен межевой план земельного участка, согласно которому, площадь земельного участка с кадастровым номером N составила 2 872 кв.м. Внутри контура данного земельного участка находится земельный участок с кадастровым номером N площадью 32 кв.м, предоставленный истцу для проектирования и строительства пристройки к жилому дому N. Общая площадь земельных участков с N и N составляет 2 904 кв.м с округлением площадей до 1 кв.м. Земельный участок площадью 637 229 кв.м с кадастровым N расположенный по адресу: "адрес" полоса отвода железной дороги зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией и находится на праве аренды у ОАО "РЖД". Разрешенное использование - железнодорожный транспорт.
Землеустроительные работы по установлению границ земельного участка, занятого полосой отвода железной дороги, выполнены в 2001 г. и утверждены постановлением администрации города Орла от 9 октября 2001г. N 2651 "Об установлении полосы отвода земель, предоставленных в пользование ФГУП "Московская железная дорога".
Местоположение границ земельного участка ответчика с кадастровым N внесены в ГКН на основании указанных материалов инвентаризации.
Как следует из представленных в материалы дела документов, земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" площадью 0, 1151 га, для эксплуатации жилого дома предоставлен на основании свидетельства N N от 12 января 1995г. Орловской дистанции гражданских сооружений Московской железной дороги.
Постановлением администрации города Орла от 11 июля 2020 года N земельный участок под многоквартирным жилым домом предоставлен в постоянное бессрочное пользование ГУП "Орловское отделение Московской железной дороги".
В 2003 году объекты жилищно-коммунального хозяйства, в том числе жилой дом N по Новосильскому шоссе г. Орла переданы в муниципальную собственность. Земельный участок отдельно для эксплуатации указанного жилого дома сформирован не был. Сведения о местоположении границ земельного участка, расположенного по адресу: N, в ЕГРН не содержатся.
Разрешая спор и, удовлетворяя требования истцов, суд первой инстанции исходил из того, что определение границ участка ответчика (полосы отвода) производилось без учета фактических границ земельного участка многоквартирного жилого дома, принадлежащего истцам, несмотря на то, что пользование собственниками квартир жилого дома земельным участком в существующих границах сложилось задолго до межевания полосы отвода, границы полосы отвода с собственниками смежных земельных участков не согласовывались, границы земельного участка под многоквартирным домом на местности обозначены и существуют более 15 лет, с момента предоставления земельного участка его границы не изменялись. При определении границ земельного участка ответчика ОАО "РЖД" с N фактические границы смежных земельных участков, в том числе спорного земельного участка, принадлежащего истцам, не учитывались, поскольку сведения о них в ЕГРН отсутствовали. Вследствие чего границы земельного участка ответчиков практически полностью пересекли фактические границы земельного участка многоквартирного жилого дома, что свидетельствует о наличии в сведениях о границах земельного участка с N реестровой ошибки, для исправления которой необходимо внести изменения в описание местоположения границ земельного участка ответчиков с N
Поскольку предложенные истцом координаты границ участка, отраженные в межевом плане от 14 февраля 2020 года, подготовленном кадастровым инженером ООО " "данные изъяты" С.Е.Н. в полной мере отвечают положениям приведенных выше правовых норм, соответствуют сложившимся на местности в течение длительного время фактическим границам, суд принял их во внимание для исправления реестровой ошибки и исключил земельный участок с N из состава земельного участка с N установив границы земельного участка с N согласно межевому плану, изготовленному кадастровым инженером ООО "Базис Проект" Соловьевым Е.Н. 14.02.2020г. Внес изменения в границы земельного участка с N по каталогу координат согласно межевому плану, изготовленному кадастровым инженером ООО " "данные изъяты"" С.Е.Н... 14.02.2020г.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции, указывая на соблюдение принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимого имущества, полагая, что при передаче жилого дома "адрес", в муниципальную собственность ОАО "РЖД" передало и земельный участок, расположенный под ним, необходимый для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома. Поскольку на момент проведения ответчиками мероприятий по установлению границ полосы отвода железной дороги участок истцов на местности был обозначен и фактически использовался, однако, сведений о его границах в ЕГРН не имелось, устанавливаемые границы полосы отвода железной дороги подлежали согласованию с истцами. В связи с тем, что согласование границ полосы отвода с истцом не проводилось, права истцов при формировании земельного участка под полосу отвода железной дороги нарушены.
Судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции не соглашается с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Категории земель по целевому назначению перечислены в статье 7 ЗК РФ, в том числе: земли населенных пунктов (ранее - земли поселений), правовой режим использования которых установлен главой XV ЗК РФ, и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, особенности формирования и использования которых определены главой XVI ЗК РФ.
Согласно части 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования (часть 6 статьи 87 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 90 ЗК РФ Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 части 2 статьи 90 ЗК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода (ранее - установления полос отвода и охранных зон железных дорог). Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач; к землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
Размеры земельных участков, включая полосу отвода, предоставляемых железнодорожному транспорту, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами и проектно-сметной документацией, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения.
Понятие полосы отвода дано в статье 2 вышеназванного Закона, согласно которой полоса отвода - земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами.
Отраслевые строительные нормы ОСН 3.02.01-97 "Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог", утвержденные Указанием МПС РФ от 24.11.1997 N С-1360у, предусматривали основные нормативные данные и условия проектирования полосы отвода земель для строительства новых железных дорог, дополнительных главных путей, электрификации железных дорог, развития железнодорожных узлов и станций, строительства и ремонта различных объектов и сооружений железных дорог колеи 1520 мм единой сети железных дорог Российской Федерации. Согласно п. 1.3. ОСН 3.02.01-97 ширину земельных участков полосы отвода определяют следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при аварии).
До утверждения положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог предоставление во временное пользование земельных участков в пределах этой полосы отвода физическим и юридическим лицам в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РСФСР осуществлялось на основании Положения о землях транспорта, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 N 24, и ст. 13 Устава железных дорог СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 06.04.1964 N 270.
Согласно письму Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 17.10.1997 N 2-30/1934 и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 14.10.1997 N М-8429 "О порядке предоставления во временное пользование земель федерального железнодорожного транспорта", все земли, находящиеся в пользовании железных дорог и предприятий, входящих в их состав, в пределах фактически сложившихся границ, до завершения проведения инвентаризации земель железнодорожного транспорта и получения государственного акта на право постоянного землепользования, считаются закрепленными за ними.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, которое действует до принятия Правительством Российской Федерации нормативного акта о порядке использования полосы отводы железных дорог.
В соответствии с установленным порядком, размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций (п. 4 названного Положения).
Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 названного Положения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, согласно п. 2 которых в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог и упорядочения границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути не общего пользования обеспечивают подготовку соответствующего проекта территориального землеустройства (проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода). Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, согласно п. 2 которых в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог и упорядочения границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути не общего пользования обеспечивают подготовку соответствующего проекта территориального землеустройства (проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода). Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
Указанные нормы материального права при разрешении спора судами не учтены.
Как следует из пояснений представителя ОАО "РЖД" ранее дом и земельный участок с N расположенные по адресу г. "адрес" принадлежали железной дороге, в связи с чем указанный земельный участок был включен в состав обособленного (условного) участка с кадастровым номером N единого землепользования полосы отвода железной дороги с кадастровым номером N Следовательно, при определении границ обособленного участка с кадастровым номером N входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером N фактические границы земельного участка с кадастровым номером N были учтены. После регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с Nможно говорить, как о фактическом прекращении существования земельного участка с N, и об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий по распоряжению земельным участком в составе полосы отвода железной дороги. Согласно выписке из ЕГРН, на земельный участок с N в сведениях ЕГРН нет правообладателя. То обстоятельство, что земельный участок с N до настоящего времени учитывается в ЕГРН, свидетельствует о том, что имеется задвоение кадастрового учета объекта недвижимости, то есть при постановке на учет вновь образованного объекта недвижимости не был снят с учета старый объект недвижимости.
Однако, указанные обстоятельства по делу не проверены судами и не получили оценки в судебных актах.
Допущенные судом апелляционной инстанции, проверявшим законность решения суда первой инстанции, нарушения норм материального и процессуального права являются основанием для отмены апелляционного определения.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции считает нужным направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и установленными обстоятельствами по делу.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Орловского областного суда от 18 ноября 2020 года отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.