Кассационный военный суд
в составе председательствующего Сивова В.В, судей Дубова Ю.А. и Страхова В.Е. при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-69/2020 по кассационной жалобе представителя административного ответчика командира войсковой части N 1 - Кузича Ивана Григорьевича на апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 24 ноября 2020 г, принятое по административному иску бывшего военнослужащего указанной воинской части "звание" Садриева Станислава Тауратовича об оспаривании действий вышеназванного должностного лица, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Страхова В.Е, изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание обжалованных судебных актов и доводы жалобы, мнение прокурора Шамсутдинова А.А, полагавшего обжалуемое судебное постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, Кассационный военный суд
установил:
Комсомольский-на-Амуре гарнизонный военный суд решением от 17 сентября 2020 г. отказал в удовлетворении административного иска Садриева, в котором он просил признать незаконными и отменить приказы командира войсковой части N 2. от 28 апреля 2020 г. N 83 в части увольнения с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы и от 20 мая 2020 г. N 88-к об исключении его из списков личного состава воинской части, полагая их изданными командиром войсковой части N 1..
1-й Восточный окружной военный суд указанным апелляционным определением отменил решение суда первой инстанции в части, касающейся основания увольнения с военной службы, и принял по делу новое решение, признав незаконным порядок рассмотрения командиром войсковой части N 1. обращения Садриева, связанного с выбором основания увольнения с военной службы, и обязав данное должностное лицо направить командиру войсковой части N 2. обращение Садриева, избравшего основанием увольнения с военной службы состояние здоровья, а также копию заключения военно-врачебной комиссии филиала N 1 федерального государственного казенного учреждения "301 ВКГ" Министерства Обороны Российской Федерации (далее - филиал N 1 ФГКУ "301 ВКГ" МО РФ), оформленного свидетельством о болезни и утвержденного 23 июля 2020 г. военно-врачебной комиссией филиала N 4 ФГКУ "Главный центр военно-врачебной экспертизы" Министерства Обороны Российской Федерации, для принятия решения об изменении основания увольнения административного истца с военной службы.
В кассационной жалобе, поданной 3 марта 2021 г, представитель административного ответчика просит отменить апелляционное определение окружного военного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование Кузич, излагая обстоятельства дела и приводя отдельные положения нормативно-правовых актов, регулирующих порядок увольнения военнослужащих, утверждает, что административный истец не подлежал обязательному увольнению с военной службы по состоянию здоровья, в силу пп. "г" п. 1 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", так как относился к другой категории военнослужащих, свидетельство о болезни на истца в часть установленным порядком не поступало, а в своем рапорте он выразил желание на увольнение в запас по истечению срока контракта.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по делу не имеется.
Согласно обстоятельствам, которые судами первой и апелляционной инстанций установлены при рассмотрении административного дела и подтверждаются его материалами, Садриев в декабре 2019 года обратился к командиру войсковой части N 1. с рапортом об его увольнении с военной службы по истечении срока контракта, который оканчивался 27 мая 2020 г.
Командир названной воинской части направил 6 апреля 2020 г. административного истца, в соответствии с его просьбой, на прохождение военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) на предмет определения категории годности к военной службе.
Садриев с 7 по 21 апреля 2020 г. находился на стационарном лечении в "данные изъяты" отделении филиала N 1 ФГКУ "301 ВКГ" МО РФ, по окончании которого представлен на госпитальную ВВК.
ВВК 21 апреля 2020 г. дала заключение о годности административного истца к военной службе с незначительными ограничениями (категория - " "данные изъяты"").
Командир войсковой части N 1. с Садриевым 23 апреля 2020 г. провёл беседу на предмет увольнения с военной службы по истечении срока контракта.
Административный истец приказом командира войсковой части N 2. от 28 апреля 2020 г. N 83 уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта, а приказом этого же должностного лица от 20 мая 2020 г. N 88-к исключен из списков личного состава войсковой части N 1. с 3 июня 2020 г.
Садриев после исключения из списков личного состава воинской части 2 июля 2020 г. освидетельствован ВВК филиала N 1 ФГКУ "301 ВКГ" МО РФ и признан ограниченно годным к военной службе (категория - " "данные изъяты"").
Административный истец 17 августа 2020 г. обратился к командиру войсковой части N 1. с просьбой, ходатайствовать перед вышестоящим командованием, отменить приказ об увольнении с военной службы, поскольку нарушено его право на выбор основания увольнения, и просил восстановить в списках личного состава части и уволить по состоянию здоровья.
Садриеву 19 августа 2020 г. воинским должностным лицом указанной воинской части дан ответ, согласно которому административный истец не относится к категории военнослужащих, подлежавших увольнению по данному основанию.
Согласно пп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" позволяет военнослужащему (за исключением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно), который в силу состояния здоровья не способен в полной мере исполнять обязанности военной службы, расторгнуть контракт о прохождении военной службы при наличии соответствующего заключения военно-врачебной комиссии.
Данная норма, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 23 апреля 2020 г. N 1007-О, направлена на предоставление военнослужащему возможности самостоятельно решить вопрос о сохранении или прекращении своего статуса и закрепляет только соответствующее основание увольнения, каких-либо правил порядка увольнения с военной службы не устанавливает.
В соответствии с пп. "а" п. 28 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 660, командир (начальник) воинской части направляет военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию.
Частично отменив решение суда первой инстанции который указал, что административный истец не подлежал обязательному увольнению с военной службы по состоянию здоровья, в силу пп. "г" п. 1 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", так как относился к другой категории военнослужащих, а также разрешив данное спорное правоотношение, руководствуясь соответствующими нормами материального и процессуального права, которые приведены в обжалуемом судебном акте системно и подробно, суд апелляционной инстанций заключил о незаконности действий административного ответчика, в части касающейся основания увольнения с военной службы Садриева.
Оснований не согласиться с данными выводами окружного военного суда Кассационный военный суд не усматривает.
В частности, суд апелляционной инстанций пришёл к правильному выводу о том, что Садриев имеет право на выбор основания увольнения с военной службы.
При этом рассмотрение командиром войсковой части N 1. соответствующего обращения административного истца нарушает его права поскольку он, не имея полномочий на внесение изменения в приказы командира войсковой части N 2, поэтому обязан был направить его компетентному должностному лицу.
Доводы автора кассационной жалобы на правильность выводов суда апелляционной инстанции не влияют, поскольку не основаны на нормах материального и процессуального законов и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленного судебного акта, что в силу ч. 3 ст. 329 КАС РФ основанием для отмены в кассационном порядке не является.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов, в том числе и для безусловной отмены, предусмотренных ч. 3 ст. 328 КАС РФ, из материалов дела не усматривается, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 177, 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение 1-ого Восточного окружного военного суда от 24 ноября 2020 г, принятое по административному иску Садриева С.Т, оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика командира войсковой части N 1. Кузича И.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ путём подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в окончательной форме 19 апреля 2021 г.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи Ю.А. Дубов
В.Е. Страхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.