Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Козловой Н.И.
судей
Барминой Е.А.
Сальниковой В.Ю.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Надежиной Е. Г. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2020 года по делу N 2-3211/2020 по иску Надежиной Е. Г. к Правительству Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, об обязании включить в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, об обязании предоставить государственный жилищный сертификат.
Заслушав доклад судьи Козловой Н.И, объяснения истца Надежиной Е.Г, представителя ответчика Захарчук А.Г. (действует на основании доверенности N... от 16.03.2021г, выданной сроком до 31.12.2021г, диплом NМ/0431 от 13.03.2014г.), представителя третьего лица комитета по жилищно-коммунальному хозяйству "адрес" Кравцовой О.Е. (действует на основании доверенности от 13.01.2021г, выданной сроком до 31.12.2021г, диплом N... от 29.06.2005г.), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Надежина Е.Г. обратилась в суд с иском к Правительству Ленинградской области, уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, просила признать незаконным решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, оформленного протоколом рабочей группы N 4 от 10 июня 2019 года, обязать включить в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, предоставить государственный жилищный сертификат, в обоснование иска ссылаясь на то, что решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области N 4 от 10.06.2019 г. ей было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата как не соответствующей требованиям п. 5 п.п. "е", п. 17 п.п. "а" Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанных подпрограмм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153.
Данное решение истец полагает незаконным, поскольку является вдовой, потерявшей кормильца из числа граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с Чернобыльской катастрофой, который в 1986 году принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и признан инвалидом 1 группы. Причина смерти связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС (удостоверение серии "Б" N... выдано КСЗН от "дата" посмертно). Истец нуждается жилом помещении, проживала с 21.06.1994 г. в зарегистрированном браке совместно с ФИО, который умер 09.07.2011 г, находилась на его иждивении, что подтверждено решением суда по делу N 2-371/2011 от 28.09.2011 г. Данным решением суда было установлено, что с момента заключения брака и до смерти мужа истец проживала с ним одной семьей, вела совместное хозяйство, находилась у него на иждивении.
Однако в своем решении рабочая группа неверно указывает на то, что отсутствовало совместное проживание с супругом ФИО, руководствуясь лишь тем, что они были прописаны по разным адресам.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2020 года в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Надежина Е.Г. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.
Истец в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, полагал решение суда подлежащим отмене.
Представитель ответчика в заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области в заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо Администрация МО Тихвинский муниципальный район Ленинградской области на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явилось, о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представило.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 17 указанного Закона обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью осуществляется в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Подпункт "е" пункта 5 указанных Правил предусматривает, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов членами семьи гражданина - участника ведомственной целевой программы признаются следующие граждане: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года в целях организации работы и контроля по оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов в Ленинградской области постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2006 N 235 утверждено Положение о порядке организации в Ленинградской области работы по оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам-участникам ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
Согласно п. 3.2.1 указанного Положения в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год уполномоченный орган на основании списков граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, полученных от администраций муниципальных образований, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, с учетом рекомендаций рабочей группы формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 Правил, сводные списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме согласно приложению 2 к Правилам.
В соответствии с п. 3.3 указанного Положения включение граждан - участников ведомственной целевой программы в сводные списки после их утверждение допускается на основании решения уполномоченного органа с учетом рекомендации Рабочей группы.
Сводные списки с учетом внесенных изменений утверждаются правовым актом уполномоченного органа и направляются ответственному исполнителю государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (на бумажном носителе и в электронном виде). Согласно п. 7 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" из числа граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпунктах "а", "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются во внеочередном порядке гражданам, имеющим право на предоставление жилых помещений вне очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в первоочередном порядке - гражданам, указанным в абзацах девятом и двенадцатом подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Надежина Е.Г. с 21.06.1994 г. состояла в браке с ФИО, умершим 09.07.2011 г.
Постановлением главы администрации Тихвинского района Ленинградской области от 01.04.1998 г. N 221 ФИО принят на учет по улучшению жилищных условий составом семьи из одного человека, как лицо, подвергшееся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вступившим в законную силу 18.07.2012 г. решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 15.03.2012 г. по делу N... Надежиной Е.Г. было отказано в удовлетворении иска к администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" с присвоением номера 1 участника подпрограммы на 2012 г. в качестве члена семьи ФИО, инвалида катастрофы на ЧАЭС, умершего 09.07.2011 г. (л.д. 64-75).
Постановлением администрации МО Тихвинский муниципальный район Ленинградской области N 01-2284-а от 01.09.2017 г. истец признана нуждающейся в жилых помещениях и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, как относящаяся к определенной категории граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, (находившаяся на иждивении вдова инвалида, перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 11).
Распоряжением Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области N 173 от 21.08.2018 г. "Об утверждении сводных списков граждан-участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", подтвердивших свое участие в основном мероприятии и изъявивших желание получить жилищные сертификаты в 2019 году, истец внесена в данный сводный список под номером 6 (л.д. 22-23).
Решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по организации работы по реализации в Ленинградской области основных мероприятий "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" и "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", оформленным протоколом N 4 от 10.06.2019 г, было рекомендовано Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области отказать Надежиной Е.Г. в выдаче государственного жилищного сертификата, как не соответствующей требованиям п. 5 п.п. "е" и п. 17 п.п. "а" Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанных подпрограмм, поскольку отсутствовало совместное проживание с супругом ФИО (инвалидом-чернобыльцем) в период нахождения его на учете нуждающихся в жилых помещениях и на дату смерти, жильем была обеспечена; льгот в части жилищного обеспечения в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 не имеет (с учетом разъяснений Тихвинского городского суда от 15.03.2012 г).
Также из материалов дела следует, что в период нахождения в браке с истцом ФИО был зарегистрирован по адресу: "адрес", что не оспаривается сторонами (л.д. 47).
Согласно архивной справки о регистрации истец была зарегистрирована с 24 мая 1983 года по 27 июня 2012 года с дочерью ФИО3 в двухкомнатной квартире по адресу: "адрес" метраж жилой площади квартиры - 27, 2 кв.м, общей площади - 41, 7 кв.м. (л.д. 45).
Как установлено решением Тихвинского городского суда Ленинградской области по гражданскому делу N 2-70/2012 от 15 марта 2012 года, в соответствии с заявлением от 02.03.2005 г. Надежина Е.Г. отказалась от участия в приватизации указанной квартиры, дочь и внук истицы ФИО3 и ФИО2 приняли квартиру в долевую собственность.
В материалах учетного дела Надежиной Е.Г. имеется выписка из ЕГРН, согласно которой в собственности истца с 25.02.2008 года находится жилой дом площадью 31, 2 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" который постановлением администрации Пашозерского сельского поселения от 21.03.2012 г. N 08-17-а признан непригодным для постоянного проживания.
Таким образом, истица, являясь членом семьи собственника жилого помещения по адресу: "адрес" была обеспечена жилым помещением более учетной нормы (41, 7:3=13, 9 кв.м.).
Как следует из материалов учетного дела Надежиной Е.Г, она с 07.11.2016 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес" что подтверждается справкой о регистрации. Указанная квартира находится в пользовании истца в соответствии с заключенным между собственником ФИО1 и истцом договором найма жилого помещения от 27.10.2019 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, оформленного протоколом рабочей группы N 4 от 10 июня 2019 года, суд первой инстанции исходил из того, что у Надежиной Е.Г. отсутствует право на получении данного сертификата, поскольку она не соответствует требованиям п. 17 Правил (утв. постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года) - в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не доказан факт того, что Надежина Е.Г. проживала совместно с умершим супругом, имевшим право на меру социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата.
Также суд первой инстанции указал, что Надежина Е.Г. не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и не состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований, поскольку, указанные условия, необходимые для принятия решения о выдаче государственного жилищного сертификата и должны были существовать на момент смерти ФИО
С указанными выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку они основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО относился к категории граждан, указанных в п. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе рассмотрения дела не оспаривался факт того, что ФИО имел право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной пунктом 7 статьи 17 указанного Закона.
Ссылки заявителя на решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 28 сентября 2011 года по делу N 2-371/2011 которым установлен факт нахождения Надежиной Е.Г. на иждивении у супруга ФИО, не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчик Администрация Ленинградской области стороной в деле N 2-371/2011 не являлась.
Кроме того, оценка судом представленных доказательств по указанному делу преюдициального значения при разрешении настоящего спора не имеет.
Довод о том, что решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 28 сентября 2011 года по делу N 2-371/2011 имеет преюдициальное значение при разрешении настоящего спора, основан на ином толковании норм права.
Согласно п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года) членами семьи гражданина - участника ведомственной целевой программы признаются следующие граждане: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для удовлетворения требований Надежиной Е.Г. являлось, в том числе, установление факта совместного проживания истца и ее супруга ФИО, однако доказательств наличия такого факта суду представлено не было, в связи с чем в удовлетворении иска правомерно отказано.
Иные доводы апелляционной жалобы истца сводятся к изложению нормативно-правовой базы, подлежащей применению при разрешении настоящего спора, не указывают на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Надежиной Е. Г. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.