Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца фио по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио - отказать,
УСТАНОВИЛА:
истец фио обратился в суд с иском к ответчикам Департаменту городского имущества адрес, ФКУ "Объединенная дирекция Минстроя России" о признании отказа в получении государственного жилищного сертификата незаконным, признании права на получение меры социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований фио указал, что письмом Департамента городского имущества адрес от дата N 33-5-64699/20-(0)-1 ему было отказано во включении в список участников, изъявивших желание получить жилищный сертификат в дата, по тем основаниям, что истец не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. Истец полагал, что данный отказ незаконный, поскольку в соответствии с законом фио относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
Истец фио просил признать незаконным отказ Департамента городского имущества адрес от дата согласовать документы на получение фио государственного жилищного сертификата с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения как ветерана подразделений особого риска; признать за фио как за ветераном подразделений особого риска право на получение меры социальной поддержки в виде социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом; обязать ФКУ "Объединенная дирекция Минстроя России" и Департамент городского имущества адрес согласовать документы на получение фио государственного жилищного сертификата с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения как ветерана подразделений особого риска в течение 10-дневного срока со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещался, обеспечил участие в судебном заседании своего представителя, который заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным в возражениях, приобщенных в материалы дела.
Представитель ответчика ФКУ "Объединенная дирекция Минстроя России" в судебное заседание не явился, направил отзыв на иск, в котором полагал заявленные исковые требования необоснованными.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещалось.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель истца фио по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы и просит постановить новое решение об удовлетворении исковых требований.
Истец фио в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель истца фио по доверенности фио в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Ответчики Департамент городского имущества адрес, ФКУ "Объединенная дирекция Минстроя России", третье лицо Министерство строительства и ЖКХ РФ в заседание судебной коллегии своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению истца, ответчиков, третьего лица о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца фио по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Постановлением Правительства РФ от дата N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - дата, согласно которым формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно п. 2 названных Правил, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 указанных Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 22 Закона РФ от дата N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как следует из положений Закона РФ от дата N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Понятие и критерии нуждаемости определены Жилищным Кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. То есть, кроме малоимущих граждан, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающиеся в жилых помещениях.
На основании ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В субъекте Российской Федерации адрес, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены Законом адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
В силу ст. 8 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
При этом согласно ст. 9 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения исчисляется исходя из размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя.
Одним из условий постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, согласно указанному Закону адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", является обеспеченность площадью жилого помещения менее учетной нормы.
Учетная норма в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения устанавливается для отдельных квартир.
Заявители и члены его семьи не признаются малоимущими, если размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме на каждого члена семьи (п. 3 ст. 8 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения").
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фио, паспортные данные, выдано Комитетом ветеранов подразделения особого риска РФ дата удостоверение, дающее право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в пп. "б" п. 1 постановления Верховного Совета РФ от дата N 2123-1, дата истец обратился в ДГИ адрес с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Письмом Департамента городского имущества адрес от дата фио отказано в предоставлении государственной услуги ввиду обеспеченности жилым помещением по норме предоставления.
С аналогичным заявлением истец обращался и в ФКУ "Объединенная дирекция Минстроя России", в чем ему также было отказано и разъяснен порядок постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
фио является собственником 1/2 доли квартиры N 245 по адресу: адрес, площадью жилого помещения 38, 4 кв.м, и собственником жилого помещения по адресу: адрес, адрес наименование организации, адрес, площадью 57, 2 кв.м.
Таким образом, размер площади жилого помещения на праве пользования, приходящейся на фио, составляет 95, 6 кв.м, на праве собственности - 76, 4 кв.м, что составляет более учетной нормы и не соответствует установленным ст. 8 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" основаниям признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст. ст. 49, 51, 52 ЖК РФ, положениями Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", Закона РФ от дата N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлением Правительства РФ от дата N 153, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме и исходил из того, что решения Департамента городского имущества адрес об отказе в предоставлении истцу государственной услуги являются законными и обоснованными, поскольку при обеспеченности жилым помещением более учетной нормы предоставления, у фио отсутствует право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а равно и получения меры социальной поддержки в виде выдачи государственного жилищного сертификата.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца фио по доверенности фио о том, что истец является носителем льгот по пп. "б" п. 1 постановления Верховного Совета РФ от дата N2123-1 "О распространении действия Закона адрес "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска, в силу чего имеет право на получение меры социальной поддержки в виде социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, судебная коллегия отклоняет как основанный на неверном трактовании норм права учитывая, тот факт, что истец фио в установленном порядке не признавался нуждающимся в улучшении жилищных условий, не включался в списки лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца фио по доверенности фио по существу сводятся к изложению правовой позиции истца по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца фио по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.