Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-1148/2021 по административному исковому заявлению АО "Бест Лэнд" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 55 944 266 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 48 944 433 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 23 666 833 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 56 014 770 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 46 991 602 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 48 470 114 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. ---с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 49 645 618 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером ---равной рыночной стоимости в размере 17 629 563 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. ---с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 17 025 014 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: г. Москва, ул. --- равной рыночной стоимости в размере 212 454 843, 66 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственниками помещений. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости помещений. Одновременно административный истец является арендатором земельного участка, размер арендной платы по условиям договора исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Несоответствие внесенной в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г." в следующем размере:
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- в размере 116 768 120, 88 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- в размере 102 082 406, 3;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- в размере 49 112 672, 24 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. ---с кадастровым номером --- в размере 116 906 918, 12 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. ---с кадастровым номером --- в размере 97 965 506, 72 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- в размере 101 102 604, 15 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- в размере 103 556 433, 32 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. ---с кадастровым номером --- в размере 36 447 596 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- в размере 35 176 829, 45 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: г. Москва, ул. --- в размере 254 945 812 рублей. (т. 1 л.д. 13-23).
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику ООО "Оптимал групп" за составлением отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости. В отчетах об оценке N ОО2020О-497-1, N ОО2020О-497-1.1 определена рыночная стоимость объектов недвижимости, которая указана в административном иске при обращении в суд.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административные истцы обратились с иском в Московский городской суд.
Рассмотрев в открытом судебном заседании настоящее дело, изучив административное исковое заявление, возражения на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 Закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат помещения с кадастровыми номерами с -----, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра недвижимости.
На основании договора аренды земельного участка NМ-02-046576 от 09.04.2015г. с учетом дополнительных соглашений административный истец является арендатором земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Большая Новодмитровская, вл. 23, стр. 1, 2, 8. Приложением 2 к договору аренды определено, что размер арендной платы составляет 1, 5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Актуальная кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г.". С установленной кадастровой стоимостью объектов недвижимости административный истец не согласен.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представили в суд отчеты об оценке, составленные ООО "Оптимал Групп". Согласно отчетам об оценке N ОО2020О-497-1, N ОО2020О-497-1.1 рыночная стоимость объектов недвижимости на дату установления их кадастровой стоимости определена в следующем размере:
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- в размере 55 944 266 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- в размере 48 944 433 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- в размере 23 666 833 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- в размере 56 014 770 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- в размере 46 991 602 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. ---с кадастровым номером --- в размере 48 470 114 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- в размере 49 645 618 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- в размере 17 629 563 рублей;
- помещения по адресу: г. Москва, ул. --- с кадастровым номером --- в размере 17 025 014 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: г. Москва, ул. --- в размере 212 454 843, 66 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости и в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 04 марта 2021 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "---". (т.2 л.д.18).
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N04/03/2021-СЭ от 09 апреля 2021 года, отчеты об оценке, представленные административным истцом и составленные ООО "Оптимал Групп" N ОО2020О-497-1, N ОО2020О-497-1.1 не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения. Данный вывод эксперта стороны не оспаривали.
Рыночная стоимость по результатам судебной экспертизы определена экспертом в следующем размере:
- объект с кадастровым номером --- в размере 97 948 000 рублей, - объект с кадастровым номером --- в размере 86 177 000 рублей, - объект с кадастровым номером --- в размере 44 383 000 рублей, - объект с кадастровым номером --- в размере 98 022 000 рублей, - объект с кадастровым номером --- в размере 84 056 000 рублей, - объект с кадастровым номером --- в размере 85 305 000 рублей, - объект с кадастровым номером --- в размере 87 510 000 рублей, - объект с кадастровым номером --- в размере 29 250 000 рублей, - объект с кадастровым номером --- в размере 28 363 000 рублей, - объект с кадастровым номером --- в размере 217 996 000 рублей.
Стороны возражений к заключению эксперта не представили, ходатайств о назначении по делу повторной, дополнительной экспертизы на основании статьи 83 КАС РФ не заявляли.
Оценивая экспертное заключение, суд отмечает, что определенная в них итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
Экспертное заключение выполнено экспертом --- Е.Ю, которая имеет необходимое образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению "Оценка недвижимости", она предупреждена об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, ее ответственность как оценщика застрахована должным образом. Рыночная стоимость объектов недвижимости определена экспертом безотносительно НДС, как следует из текста экспертного заключения.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административного ответчика о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцам Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административного ответчика о законности государственной кадастровой оценки, результаты которых в части просят пересмотреть административные истцы. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административные истцы уточнили исковые требования, предлагая определить кадастровую стоимость по результатам дополнительной судебной экспертизы, суд находит, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения административных истцов с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 12 января 2021 года.
Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка и помещений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:
- объект с кадастровым номером --- в размере 97 948 000 рублей, - объект с кадастровым номером --- в размере 86 177 000 рублей, - объект с кадастровым номером --- в размере 44 383 000 рублей, - объект с кадастровым номером --- в размере 98 022 000 рублей, - объект с кадастровым номером --- в размере 84 056 000 рублей, - объект с кадастровым номером --- в размере 85 305 000 рублей, - объект с кадастровым номером --- в размере 87 510 000 рублей, - объект с кадастровым номером --- в размере 29 250 000 рублей, - объект с кадастровым номером --- в размере 28 363 000 рублей, - объект с кадастровым номером -- в размере 217 996 000 рублей.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 января 2021 года.
Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.