Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника по доверенности фио на постановление судьи Нагатинского районного суда адрес от 14 июля 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении заместителя директора по региональному управлению наименование организации фио, УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Нагатинского районного суда адрес от 14 июля 2020 года заместитель директора по региональному управлению наименование организации фио признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма
В жалобе, в Московский городской суд, защитник фио, действуя в интересах фио, просит об отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении, приводя доводы о незаконности и необоснованности постановления.
фио, защитник в судебное заседание Московского городского суда не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайство об отложении судебного заседания в установленном ст. 24.4 КоАП РФ порядке не представили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель Управления Роспотребнадзора по адрес по доверенности фио против удовлетворения жалобы возражала, пояснила, что предписание от 21 февраля 2020 г. направлено, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции во исполнение в том числе Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.01.2020 N2 "О дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной (2019-nCoV)", Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 31.01.2020 N3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических(профилактических) мер мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" и др, где руководителю предписывалось обеспечить указанные в предписании мероприятия, проверка проведена в апреле 2020 г. уже в период режима чрезвычайной ситуации. Ответственным должностным лицом за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения по торговым объектам наименование организации является заместитель директора по региональному управлению фио, что входит в его должностные обязанности.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя Роспотребнадзора прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно ч асти 1 статьи 29 указанного закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ч. 3 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 утверждены санитарные правила СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан (п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 63 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.
30 января 2020 года комитетом по чрезвычайным ситуациям ВОЗ вспышка новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV признана чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющего международное значение.
В связи с чем Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.01.2020 N2 "О дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной (2019-nCoV)", Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 31.01.2020 N3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мер мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" предусмотрено обязательное проведение санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятий.
В соответствии с пп "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" могут предусматриваться дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ, в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", на территории адрес введен режим повышенной готовности, а также установлены дополнительные правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории адрес.
Как следует из материалов дела, 29 апреля 2020 г. в 10 часов 20 минут в рамках внеплановой выездной проверки в отношении наименование организации (ИНН 7729355029, юридический адрес: адрес), на основании распоряжения от 16.04.2020 г. N 02-05-00093 в магазине "Детский мир" по фактическому адресу: адрес, установлено, что должностным лицом - заместителем директора по региональному управлению наименование организации фио допущено не проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения среди населения адрес новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а именно:
- в магазине "Детский мир" (месте массового скопления людей) отсутствует бактерицидный облучатель для обеззараживания воздуха, таким образом, не проводятся мероприятия по уничтожению болезнетворных микроорганизмов (возбудителей инфекционных заболеваний), передающихся воздушно-капельным путем, что не исключает возможность распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, среди персонала и посетителей (предписание заместителем Главного государственного санитарного врача по адрес "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" от 21.02.20);
- не проводится входной контроль (в т.ч. бесконтактная термометрия) персонала при входе в магазин "Детский мир" (место массового скопления людей) с целью своевременного выявления и изоляции лиц с признаками ОРВИ и других инфекционных заболеваний (температура, кашель, насморк), в наличии имеется два электронных термометра (сведения о температуре тела сотрудников фиксируются в журнале учета термометрии и жалоб лиц); 29.04.2020 г. проведена термометрия 4-х сотрудников, фактически находилось в смене 5 сотрудников;
- в магазине "Детский мир" (месте массового скопления людей) отсутствует достаточный запас кожных антисептиков или дезинфицирующих средств для обработки рук персонала и покупателей (в наличии имеется 1 флакон с дозатором средства дезинфицирующее Экобриз антисептик (объемом 300 мл), что является недостаточным для обеспечения возможности обработки рук персонала магазина в 3-х кассовых зонах и при наличии двух санитарных узлов (для сотрудников), что может привести к распространению болезнетворных микроорганизмов (возбудителей инфекционных заболеваний), передающихся контактным и (или) фекалыю-оральным путем, что не исключает возможность распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, среди персонала и посетителей (в соответствии предписанием заместителем Главного государственного санитарного врача по адрес "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" от 21.02.2020 г.;
- ранее, 22 апреля 2020 г. в 15 часов 30 минут в ходе внеплановой выездной проверки в магазине "Детский мир" по фактическому адресу: адрес установлено, что должностным лицом -заместителем директора по региональному управлению наименование организации фио не обеспечено проведение на предприятии торговли (месте массового скопления людей), сотрудники которого относятся к | группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ, плана мероприятий по -' профилактике гриппа и ОРВИ и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а именно:
- не проводится входной контроль (в т.ч. бесконтактная термометрия) персонала при входе в магазин (место массового скопления людей) с целью своевременного выявления и изоляции лиц с признаками ОРВИ и других инфекционных заболеваний (температура, кашель, насморк);
в магазине (месте массового скопления людей) отсутствует бактерицидный облучатель для обеззараживания воздуха (в соответствии предписанием заместителем Главного государственного санитарного врача по адрес "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" от 21.02.2020 г.).
В подтверждение указанных обстоятельств исследованы доказательства, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протокол об административном правонарушении от 07 мая 2020 г, копия предписания от 21 февраля 2020 года, распоряжение от 16 апреля 2020 г. о проведении внеплановой выездной проверки, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 29 апреля 2020 г, акт проверки от 07 мая 2020 г, копия должностной инструкции заместителя директора по региональному управления наименование организации, копия приказа от 01 января 2015 г. о назначении на должность заместителя директора по региональному управления наименование организации фио, из которых следует, что в его должностные обязанности входит обеспечение соблюдения в магазинах требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения проведение всех санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятий; и иные материалы дела.
Доказательствам дана оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Анализ материалов дела позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо допустил нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период чрезвычайной ситуации при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Утверждение в жалобе о том, что отсутствовали основания для привлечения должностного лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, является неубедительным, поскольку опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Рассмотрение судьей районного суда дела в отсутствие фио не повлекло нарушения его прав.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Частями 1, 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
При этом согласно разъяснению, приведенному в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом наименование организации от 31 августа 2005 г. N 343.
Из материалов дела следует, что судебная повестка с извещением о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного в районном суде на 14 июля 2020 г, направлена фио по адресу места регистрации его жительства, указанному в протоколе об административном правонарушении: адрес, (л.д.62), по почте регистрируемым отправлением 11573847390277, что согласуется с положениями статьи 25.15 КоАП РФ. Из данных отчета об отслеживании отправления с указанным почтовым идентификатором, следует, что почтовое отправление с повесткой прибыло в место вручения 29 июня 2020 г, после неудачной попытки вручения 29 июня 2020 г, 08 июля 2020 г. возвращено отправителю за истечением срока хранения (л.д.63).
Таким образом, судом были приняты необходимые меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, созданы условия, необходимые для осуществления этим лицом права на защиту.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с установленными судьей районного суда фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что не может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого судебного акта.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям должностного лица наименование организации и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено фио в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы являться основанием к отмене постановления не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Нагатинского районного суда адрес от 14 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении заместителя директора по региональному управлению наименование организации фио - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.