Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника наименование организации фио на постановление судьи Зеленоградского районного суда Москвы от 25 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении наименование организации, УСТАНОВИЛ:
Постановление судьи Зеленоградского районного суда Москвы от 25 декабря 2020 года наименование организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник наименование организации по доверенности фио просит отменить постановление, приводя доводы об его незаконности и необоснованности.
Законный представитель наименование организации, в судебное заседание Московского городского суда не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил, направил в судебное заседание защитника фио с доверенностью, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие законного представителя.
Защитник фио доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Управы адрес не явился, извещен о времени и мете рассмотрения жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом адрес от 28.06.1995 "Устав адрес" (далее - Устав адрес) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава адрес в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей адрес, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения адрес, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории адрес введён режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ).
В соответствии с пунктом 12.2 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 N 12-УМ, в редакции действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности, возложена обязанность на органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Как следует из материалов дела, 16 октября 2020 года в 13 час. 13 мин. по адресу: адрес, адрес, наименование организации в помещении в котором осуществляется деятельность, связанная с совместном пребыванием граждан (универсам "Пятерочка") в период режима повышенной готовности не обеспечило соблюдение посетителями указанного объекта требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски) и рук (перчатки), а именно: допустило нахождение посетителей без средств индивидуальной защиты рук (перчатки) и отпуск им продуктов питания, в нарушение п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Действия наименование организации квалифицированы по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина наименование организации" в совершении административного правонарушения подтверждаются: протоколом осмотра помещений, в которых осуществляется деятельность юридического лица от 16 октября 2020 г, с видеозаписью, на которой видно, что посетители находятся без средств индивидуальной защиты (без перчаток), и которым производится отпуск продуктов питания и производится расчет в кассе; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 16 октября 2020 г, протоколом об административном правонарушении от 18 ноября 2020 г, в котором изложено существо правонарушения, фотоматериалом, выпиской из ЕГРЮЛ, иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении в отношении наименование организации составлен 18 ноября 2020 г. в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в связи с чем, протокол отвечает требованиям о допустимости доказательств по делу, составлен с участием защитника по доверенности.(л.д.1).
Дело рассмотрено судьей Зеленоградского районного суда адрес 11 декабря 2020 г. с участием защитника Общества, который давал объяснения по обстоятельствам дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В ходе рассмотрения дела судьей районного суда проверены материалы дела об административном правонарушении и установлены место и время совершения правонарушения, обстоятельства совершения правонарушения, которые соответствуют указанным в протоколе об административном правонарушении, что изложено в постановлении.
Право на защиту в ходе производства по делу об административном правонарушении нарушено не было.
Довод жалобы о том, что протокол осмотра помещения, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Общества составлены неуполномоченными должностными лицами, является несостоятельным.
Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статьи 28.3 Кодекса дополнена частью 6.4, согласно которой протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса, вправе составлять также должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Указом Мэра Москвы от 04.04.2020 N 40-УМ "Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в адрес" установлено, что в целях обеспечения соблюдения в адрес режима повышенной готовности и в соответствии со статьёй 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями в части обеспечения соблюдения требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей, требований по использованию работниками и посетителями средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых осуществляется торговая деятельность, на территориях ярмарок выходного дня осуществляется уполномоченными должностными лицами Департамента торговли и услуг адрес, префектур административных округов адрес и управ районов адрес (п. 1.2.5 Указа).
Распоряжением главы управы адрес от 10 апреля 2020 г. оN8-рг утверждён Список должностных лиц управы адрес, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.6.1 "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе её возникновения" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому заместитель главы управы по вопросам экономики, торговли и услуг фио и заведующий сектором по вопросам торговли и услуг управы адрес фио уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса, осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений был осуществлен заведующим сектором по вопросам торговли и услуг управы адрес фио, которая уполномочена на составление протоколов об административном правонарушении, осмотр произведен без участия понятых, но с осуществлением видеозаписи, о чем имеется отметка в протоколе, указано техническое средство, которым произведена видеозапись. Видеозапись на видеоносителе приобщена к материалам дела. Протокол составлен с участием представителя Общества. Правовых оснований для признания данного доказательства недостоверным не усматривается.
Протокол об административном правонарушении также составлен надлежащим должностным лицом.
Приведенные доказательства судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у наименование организации имелась возможность для соблюдения режима повышенной готовности, установленного положениями Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", за нарушение которого ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
В целях снижения рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), защиты населения адрес и создания условий для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ определены требования, обязанности, а также рекомендации работодателей организаций и предприятий, деятельность которых не была приостановлена.
В данном случае сам по себе факт нахождения посетителей и их обслуживание работниками наименование организации в помещении, доступном для неограниченного круга лиц, без средств индивидуальной защиты, свидетельствует о том, что Обществом не было принято достаточных и эффективных мер, направленных на исключение нарушения вышеназванных требований Указа Мэра со стороны его работников.
Факт формального предупреждения о необходимости использования средств индивидуальной защиты и выдача таких средств, при отсутствии принятия мер по контролю за исполнением работниками соблюдения мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, свидетельствует о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины наименование организации, в совершении вмененного административного правонарушения, материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод о нарушении процессуальных требований, о том что должностным лицом не рассмотрено ходатайство от 18.11.2020 г. о признании протокола об административном правонарушении от 18.11.2020 г. ненадлежащим доказательством и прекращении производства по делу, не может быть признан состоятельным.
Из материалов дела следует, что данное ходатайство было фактически проверено должностным лицом, 18.11.2020г. вынесено определение о направлении протокола об административном правонарушении с иными материалами дела на рассмотрение судьей районного суда.
Ходатайство заявленное судьей районного суда в ходе рассмотрения дела о приобщении к материалам дела дополнительных документов и прекращении производства по делу об административном правонарушении, также рассмотрено. Как следует из материалов дела представленные с ходатайством документы приобщены к материалам дела, по результатам исследования указанных материалов, доказательств судьей вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности.
Нарушений процессуальных требований, которые могли бы является основанием к отмене постановления не допущено.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание в виде предупреждения назначено Обществу в пределах санкции ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является нарушение общественной безопасности при чрезвычайной ситуации, применено судьей с учетом конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
При таких обстоятельствах постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья, РЕШИЛ:
Постановление судьи Зеленоградского районного суда адрес от 25 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении наименование организации оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.