Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Орловой А.И. судей Мехонцевой Е.М., Некрасовой А.С. при помощнике судьи Мезенцевой Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 14 апреля 2021 года гражданское дело по иску Долматовой Ларисы Юрьевны к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, об обязании предоставить земельный участок в собственность
по апелляционной жалобе Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 14 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Орловой А.И, объяснения представителя ответчика Тетеркиной Ю.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Шамарова С.И, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Долматова Л.Ю. обратилась в суд с иском к МУГИСО о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, об обязании предоставить земельный участок в собственность.
В обоснование иска указала, что является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером "N" по адресу: "адрес" имеющем статус "актуальный, ранее учтенный". Долматова Л.Ю. обратилась в МУГИСО с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, однако в удовлетворении требований Долматовой Л.Ю. было отказано со ссылкой на то, что в отношении территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, решением Свердловского горисполкома от 12 июля 1989 года N 296 утвержден проект детальной планировки "... ", в соответствии с которым земельный участок частично расположен в границах красных линий проектируемой улицы на территории общего пользования. Просила признать незаконным отказ МУГИСО от 06 июля 2020 года N 17-01-82/2282ну о предоставлении в собственность Долматовой Л.Ю. земельного участка с кадастровым номером "N", площадью 1151 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Возложить на МУГИСО обязанность продать без проведения торгов в собственность Долматовой Л.Ю. земельный участок с кадастровым номером "N", площадью 1151 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
Долматова Л.Ю. в судебное заседание не явилась, ее представитель Шамаров С.И. требования и доводы искового заявления поддержал.
В судебном заседании представитель МУГИСО Тетеркина Ю.В. исковые требования не признала, указала на то, что испрашиваемый Долматовой Л.Ю. земельный участок расположен в границах красных линий.
Представитель третьего лица Администрации г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 14 января 2021 года исковые требования Долматовой Л.Ю. удовлетворены. Признано незаконным решение МУГИСО, оформленное ответом от 06 июля 2020 года N17-01-82/2282ну об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером "N" площадью 1151 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". На МУГИСО возложена обязанность продать без проведения торгов в собственность Долматовой Л.Ю. земельный участок с кадастровым номером "N" площадью 1151 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе МУГИСО просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что спорный земельный участок частично расположен в границах красных линий проектируемой улицы на территории общего пользования, в связи с чем в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок не может быть передан в собственность истца.
В заседание суда апелляционной инстанции Долматова Л.Ю, третье лицо не явились. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы МУГИСО назначено на 14 апреля 2021 года, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам почтой 19 марта 2021 года (л.д. 163). Долматова Л.Ю. также уведомлена 19 марта 2021 года по средствам SMS извещении (л.д. 164). Кроме того, участвующие в деле лица извещались также публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что не явившиеся лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с частью 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользование и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенные для размещения линейных объектов.
Установив, что Долматова Л.Ю. на основании вступивших в законную силу решений суда является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: "адрес" что объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером "N" истец в установленном законом порядке обратилась с заявлением о продаже ей без торгов земельного участка под принадлежащими ей объектами недвижимости, а также что объекты общего пользования на спорном земельном участке отсутствуют, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Долматова Л.Ю. в силу закона имеет право приобрести земельный участок под принадлежащими ей объектами в собственность и правомерно признал незаконным решение МУГИСО, оформленное ответом от 06 июля 2020 года N17-01-82/2282ну об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером "N" площадью 1151 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" возложив на МУГИСО обязанность продать без проведения торгов в собственность истца спорный земельный участок.
Доводы жалобы о том, что спорный земельный участок частично расположен в границах красных линий проектируемой улицы на территории общего пользования, в связи с чем в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок не может быть передан в собственность истца, не могут быть признаны состоятельными.
Как видно из материалов дела, Долматовой Л.Ю. принадлежат здания 1961 и 1991 годов постройки (л.д. 80), здания располагаются на изначально отведенном для их использования земельном участке, что подтверждается планами земельного участка по данным инвентаризации на 20 июня 1972 года и на 25 июля 1994 года (л.д. 81, 82). 14 апреля 2005 года данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером "N" с видом разрешенного использования "земли, занятые под административные здания, для размещения административных зданий" (л.д. 77, 78).
Из материалов дела также следует, что решением Свердловского горисполкома от 12 июля 1989 года N 296 утвержден проект детальной планировки " "адрес"", разработанный институтом "Свердловскгражданпроект" в 1987 году, в соответствии с которым земельный участок истца частично расположен в границах красных линий проектируемой улицы на территории общего пользования.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 25 февраля 2016 года N 242-О, следует, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 года N 387-О и от 15 июля 2010 года N 931-О-О). С учетом этого Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1). Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий (это понятие раскрывается в пункте 11 статьи 1), выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (пункт 2 части 5 статьи 43). Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30). Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
В силу статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Красные линии отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в проекте межевания территории (пункт 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), относящихся к документации по планировке территорий.
Проект планировки территории и проект межевания территории подготавливаются в целях реализации положений документов территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а именно: обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения регламентируется Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 "РДС 30-201-98". Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которая применяется в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1 Инструкции РДС 30-201-98).
Красные линии разрабатываются в составе: плана красных линий в масштабе исходного проекта; разбивочного чертежа красных линий в масштабе 1:2000 (пункт 4.2 Инструкции РДС 30-201-98).
При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. Перечень согласовывающих организаций определяется заданием на проектирование. Как правило, согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
После утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий (пункт 4.5 Инструкции РДС 30-201-98).
Таким образом, из системного толкования приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и указанной инструкции следует, что проект красных линий утверждается в соответствии с определенным порядком отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории. Следовательно, только после утверждения в составе проекта планировки территории красные линии становятся общеобязательными и обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты.
Такой утвержденный в соответствии с требованиями законодательства проект красных линий в виде плана красных линий или разбивочного чертежа красных линий в составе документации по планировке территории суду не представлен, само по себе решение Свердловского горисполкома от 12 июля 1989 года N 296 (л.д. 137-143) и цифровой инженерно-топографический план Главархитектуры Администрации г. Екатеринбурга (л.д. 116) утверждение красных линий в установленном порядке не подтверждают.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что решение Свердловского горисполкома от 12 июля 1989 года N 296 не было реализовано на протяжении длительного периода с 1989 года до настоящего времени, на территории, в границах которой расположен участок истца, сохраняется существующая на протяжении многих лет застройка, объектами общего пользования земельный участок не занят, что видно из Публичной кадастровой карты, цифрового инженерно-топографического плана земельного участка, выкопировки из Генерального плана развития городского округа - МО "город Екатеринбург" функциональных зон (л.д. 5, 25-28), и не оспаривалось сторонами.
Между тем, запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, спорный же земельный участок на протяжении десятилетий находится во владении частных лиц и используется для эксплуатации нежилого здания.
Не реализуемое государством на протяжении нескольких десятилетий намерение использовать спорный земельный участок под территорию общего пользования в настоящее время препятствует реализации прав собственника в отношении принадлежащего ему имущества, не соответствует принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), а также нарушает разумный и справедливый баланс частных и публичных прав и интересов.
С учетом вышеизложенного, поскольку на спорном земельном участке располагаются объекты, принадлежащие истцу, земельный участок находится в ее владении и пользовании, законом предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность собственников расположенных на них объектов недвижимости, установление красных линий в соответствии с требованиями законодательства и нахождение в их границах спорного земельного участка допустимыми доказательствами не подтверждено, в настоящее время земельный участок объектами общего пользования не занят, то основания для отказа в передаче Долматовой Л.Ю. земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 14 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: А.И. Орлова
Судьи: Е.М. Мехонцева
А.С. Некрасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.