Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника администрации муниципального образования город Алексин ФИО4 на вступившие в законную силу постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области N221 от 15 октября 2020 года, решение судьи Алексинского городского суда Тульской области от 19 ноября 2020 года, определение судьи Тульского областного суда от 1 февраля 2021 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования город Алексин по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области N221 от 15 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Алексинского городского суда Тульской области от 19 ноября 2020 года, администрация муниципального образования город Алексин (далее, администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Определением судьи Тульского областного суда от 1 февраля 2021 года жалоба администрации муниципального образования город Алексин возвращена в связи с пропуском срока на ее подачу.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации муниципального образования город Алексин ФИО4 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу актов, ссылаясь на их незаконность.
Изложенное в жалобе ходатайство о восстановлении срока обжалования, разрешению не подлежит. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен срок для подачи жалобы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 названного Кодекса. Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции настоящая жалоба принята к рассмотрению.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частями 1, 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 названного Кодекса).
Возвращая жалобу администрации на постановление должностного лица и решение судьи районного суда без рассмотрения, судья Тульского областного суда сделал вывод о том, что она подана за пределами установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока обжалования, ходатайство о его восстановлении не заявлено.
Из материалов дела следует, что копия решения судьи Алексинского городского суда Тульской области от 19 ноября 2020 года направлена заявителю 25 ноября 2020 года (л.д.101), принята в отделение связи 1 декабря 2020 года и вручена администрации 2 декабря 2020 года (л.д.102); жалоба направлена в суд 17 декабря 2020 года.
Факт регистрации входящей корреспонденции в другую дату не влияет на выводы судьи областного суда о пропуске срока подачи жалобы. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования решения судьи Алексинского городского суда Тульской области администрацией не заявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены определения судьи Тульского областного суда от 1 февраля 2021 года не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Как усматривается из представленных материалов решением Алексинского городского суда Тульской области от 10 августа 2018 года по гражданскому делу Nа-784/2018, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию возложена обязанность в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных: на территории земельного участка, прилегающего к гаражному кооперативу "данные изъяты", за гаражом N; на территории земельного участка, расположенного в "адрес".
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области от 27 февраля 2019 года на основании исполнительного листа ФС N026027391, выданного Алексинским городским судом Тульской области, в отношении администрации возбуждено исполнительное производство N18962/19/01/71001-ИП; должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области, утвержденным старшим судебным приставом 7 марта 2019 года, с должника - администрации МО город Алексин взыскан исполнительский сбор.
24 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП по Тульской области в адрес главы администрации внесено требование об исполнении исполнительного документа, согласно которому администрацию обязали в срок до 6 октября 2020 года исполнить требования исполнительного документа и предоставить в ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области документы, подтверждающие исполнение требований исполнительного документа.
07 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем установлено, что администрацией муниципального образования город Алексин не исполнены требования судебного акта в срок, установленный судебным приставом - исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в связи с чем 8 октября 2020 года в отношении администрации судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
15 октября 2020 года начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области вынесено постановление о признании администрации виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, копией решения суда, копиями определений об отказе в представлении отсрочки исполнения решения суда, копией постановления о возбуждении исполнительного производства, постановления о взыскании исполнительского сбора, протоколом об административном правонарушении и другими представленными в материалы дела доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судья городского суда сочли, что администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Факт неисполнения должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора установлен должностным лицом и судебной инстанцией на основании исследования совокупности представленных в материалы дела доказательств, признанных достаточными для его подтверждения и согласующимися между собой.
Вопреки доводам жалобы, уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П). Данное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Постановление о привлечении администрации муниципального образования город Алексин к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
определение судьи Тульского областного суда от 1 февраля 2021 года, постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов Алексинского и Заокского районов УФССП России по тульской области N221 от 15 октября 2020 года, решение судьи Алексинского городского суда Тульской области от 19 ноября 2020 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования город Алексин по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО4 - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.