Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу защитника ФИО1, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Кубаньмасло - Ефремовский маслозавод" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 18 Ефремовского судебного района Тульской области от 13 августа 2020 года, решение судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 30 сентября 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кубаньмасло - Ефремовский маслозавод" (далее ООО "Кубаньмасло - Ефремовский маслозавод", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 18 Ефремовского судебного района Тульской области от 13 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 30 сентября 2020 года, ООО "Кубаньмасло - Ефремовский маслозавод" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества по доверенности Подколзин А.А. просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Ефремовская межрайонная прокуратура Тульской области, уведомлённая в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче указанной жалобы, представила возражения, в которых просит постановление мирового судьи судебного участка N 18 Ефремовского судебного района Тульской области от 13 августа 2020 года, решение судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 30 сентября 2020 года, оставить без изменения, а жалобу защитника ООО "Кубаньмасло - Ефремовский маслозавод" Подколзина А.А. - без удовлетворения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Кубаньмасло - Ефремовский маслозавод" к административной ответственности) привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно положениям части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции"), статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 названного Закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (абзац второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46).
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Ефремовской межрайоной прокуратурой Тульской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в ООО "Кубаньмасло-Ефремовский маслозавод", в ходе которой установлено, что 11 июня 2019 года между ООО "Кубаньмасло - Ефремовский маслозавод" в лице исполнительного директора Боброва С.А. и Спиридоновым С.Ю. заключен трудовой договор N-В, в соответствии с которым ФИО6 с 11 июня 2019 принят на работу в ООО "Кубаньмасло - Ефремовский маслозавод" на должность оператора загрузки, о чем издан приказ от 11 июня 2019 года N 149а и этой же датой выполнена соответствующая запись в трудовой книжке.
Ранее Спиридонов С.Ю. замещал должность государственной службы, работая с 20 октября 2014 года по 15 мая 2019 года в ОМВД России по городу Новомосковску полицейским (водителем) 1 отделения 1 взвода отдельной роты патрульно-постовой службы. Приказом от 29 апреля 2019 года N 24 л/с Спиридонов С.Ю. уволен с вышеуказанной должности.
Данная должность включена в Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Приказом МВД России от 16 декабря 2016 года N 848 (в ред. от 02.11.2018).
Вместе с тем в нарушение требований статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" ООО "Кубаньмасло - Ефремовский маслозавод" в установленный законом 10-дневный срок не направило сообщение о заключении трудового договора со Спиридоновым С.Ю. представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту его государственной службы.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для возбуждения 9 июля 2020 года заместителем Ефремовского межрайонного прокурора дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Кубаньмасло - Ефремовский маслозавод", и привлечения его 13 августа 2020 года постановлением мирового судьи судебного участка N 18 Ефремовского судебного района Тульской области к административной ответственности, установленной данной нормой.
Постановление мирового судьи было поддержано решением судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 30 сентября 2020 года.
Вместе с тем при рассмотрении дела судебными инстанциями не учтено следующее.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Выполнение установленных Кодексом задач должно быть обеспечено на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении дела об административном правонарушении в суде первой инстанции, в жалобе на постановлении мирового судьи и при ее рассмотрении судом второй инстанции защитник ООО "Кубаньмасло - Ефремовский маслозавод" последовательно указывал на то, что при приеме Спиридонова С.Ю. на работу у общества отсутствовали сведения о занимаемой им в период службы в органах внутренних дел Российской Федерации должности.
Данные доводы защитника привлекаемого к административной ответственности юридического лица должным образом судебными инстанциями не исследованы и не проверены.
Как следует из материалов дела, при трудоустройстве в общество Спиридоновым С.Ю. была предъявлена трудовая книжка, в которой отсутствовали сведения о занимаемой им в период службы в органах внутренних дел Российской Федерации должности. В трудовой книжке содержалась лишь запись о прохождении им службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период с 20 октября 2014 года по 15 мая 2019 года и ссылка на номер приказа об увольнении.
Привлекая ООО "Кубаньмасло - Ефремовский маслозавод" к административной ответственности, установленной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции сослались на объяснения исполнительного директора общества Боброва С.А. от 9 июля 2020 года, данные им в ходе проведения прокуратурой проверки, из которых следует, что до приема на работу в общество Спиридонов С.Ю. являлся сотрудником ОМВД России по г. Новомосковску, на основании приказа N 24 л/с от 29 апреля 2019 года он уволен со службы, уведомление о приеме Спиридонова С.Ю. на работу в общество представителю нанимателя служащего по последнему месту его службы не направлялось.
На основании данных объяснений исполнительного директора общества Боброва С.А. суды пришли к выводу о его осведомленности о службе Спиридонова С.Ю. в органах внутренних дел со ссылкой на приказ об его увольнении, в котором указана должность Спиридонова С.Ю.
Вместе с тем из данных объяснений исполнительного директора общества Боброва С.А. не следует о том, что при приеме Спиридонова С.Ю. на работу в ООО "Кубаньмасло - Ефремовский маслозавод" ему была известна должность, занимаемая Спиридоновым С.Ю. в период службы в ОМВД России по г. Новомосковску.
При этом, судами при рассмотрении дела и жалобы на постановление мирового судьи не было принято достаточных мер для вызова в судебное заседание исполнительного директора общества Боброва С.А. для его допроса и установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а именно, был ли он на момент приема Спиридонова С.Ю. на работу в общество осведомлен о занимаемой им должности в период службы в органах внутренних дел, предоставлялся ли в общество приказ N 24 л/с от 29 апреля 2019 года об увольнении Спиридонова С.Ю. со службы, в котором значится должность последнего, которую он замещал в период работы в ОМВД России по г. Новомосковску.
Также в ходе судебного разбирательства не были допрошены Спиридонов С.Ю. и сотрудник отдела кадров или иной сотрудник общества, принимавший Спиридонова С.Ю. на работу, по обстоятельствам его приема на работу в ООО "Кубаньмасло - Ефремовский маслозавод", не выяснено, сообщалось ли Спиридоновым С.Ю. при его трудоустройстве в общество о месте службы и замещаемой им должности, предоставлялся ли приказ об увольнении со службы.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах решение судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 30 сентября 2020 года, вынесенное в отношении ООО "Кубаньмасло - Ефремовский маслозавод" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Ефремовский районный суд Тульской области.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
решение судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 30 сентября 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кубаньмасло - Ефремовский маслозавод" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Ефремовский районный суд Тульской области.
Судья подпись О.Н. Найденова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.