Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 5 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, к Правительству Нижегородской области, Городской Думе города Нижнего Новгорода о признании незаконным и отмене распоряжений Правительства Нижегородской области, признании незаконным решения городской Думы города Нижнего Новгорода.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вифлеемский А.Б, действующий в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, обратился в суд с административными исками, объединенными в одно производство, в которых просил: признать незаконным и отменить распоряжение Правительства Нижегородской области от 11 ноября 2019 года N 1193-р "Об организационных мероприятиях по приему в государственную собственность Нижегородской области муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность по адаптированным образовательным программам" в части включения в число передаваемых в областную собственность муниципальных образовательных организаций МКОУ "Санаторная школа-интернат N"; признать незаконным и отменить с момента издания пункт 4 приложения 1 и пункт 4, подпункты 4.1-4.10 приложения 2 к распоряжению Правительства Нижегородской области, распоряжение Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2019 года N 1411-р "Об утверждении перечней муниципальных учреждений муниципального имущества, предлагаемых к передаче из муниципальной собственности городского округа город Нижний Новгород в государственную собственность Нижегородской области"; признать незаконным и отменить с момента издания пункт 4 приложения 1 и пункт 4, подпункты 4.1-4.10 приложения 2 к решению Городской Думы города Нижнего Новгорода от 15 ноября 2019 года N 183 "Об утверждении Перечня муниципальных учреждений и имущества муниципальной собственности города Нижнего Новгорода, передаваемого в государственную собственность Нижегородской области".
В обоснование требований указывал, что является родителем несовершеннолетнего ФИО2, учащегося 6-го класса МКОУ "Санаторная школа-интернат N". Правительством Нижегородской области принято распоряжение от 11 ноября 2019 года N 1193-р "Об организационных мероприятиях по приему в государственную собственность Нижегородской области муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность по адаптированным образовательным программам" сославшись на исполнение части 5 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, указав в приложении к указанному распоряжению в числе передаваемых в областную собственность муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность по адаптированным программам, МКОУ "Санаторная школа-интернат N". Правительством Нижегородской области принято распоряжение от 31 декабря 2019 года N 1411-р "Об утверждении перечней муниципальных учреждений муниципального имущества, предлагаемых к передаче из муниципальной собственности городского округа город Нижний Новгород в государственную собственность Нижегородской области", согласно которому МКОУ "Санаторная школа-интернат N" включено в пункт 4 приложения 1 к распоряжению в перечень для передачи в государственную собственность Нижегородской области. Административный истец считает оспариваемые распоряжения незаконными, поскольку они противоречат федеральному законодательству и нарушают права и законные интересы несовершеннолетнего ФИО2, учащегося в 6-м классе МКОУ "Санаторная школа-интернат N", который незаконно лишается права на получение образования в указанной муниципальной общеобразовательной организации, не реализующей адаптированные общеобразовательные программы и незаконно включенной, по мнению административного истца, в число передаваемых в областную собственность образовательных организаций. Указывает, что МКОУ "Санаторная школа-интернат N" осуществляет деятельность по основным общеобразовательным программам, а не по адаптированным программам обучения.
Также указал, что оспариваемые распоряжения нарушают требования Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", поскольку в центре Нижегородского района не созданы объекты социальной инфраструктуры, которые могли заменить МКОУ "Санаторная школа-интернат N". Городской Думой города Нижнего Новгорода принято решение от 15 ноября 2019 года N 183 "Об утверждении перечня муниципальных учреждений и имущества муниципальной собственности города Нижнего Новгорода, передаваемого в государственную собственность Нижегородской области", согласно которому в пункте 4 приложения N 1 к решению МКОУ "Санаторная школа-интернат N" включено в перечень, однако, Правительством Нижегородской области принято распоряжение от 10 января 2020 года N 8-р о внесении изменений в распоряжение Правительства Нижегородской области от 11 ноября 2019 года N 1193-р, согласно которому, из перечня муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность по адаптированным образовательным программам, подлежащих передаче в государственную собственность Нижегородской области, исключен пункт 43, в котором указывалась МКОУ "Санаторная школа-интернат N", поскольку в соответствии с Уставом МКОУ "Санаторная школа-интернат N" осуществляет деятельность по реализации общеобразовательных программ.
Решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 5 октября 2020 года, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Нижегородского областного суда от 23 декабря 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 15 марта 2021 года через Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода, податель жалобы просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов указал, что судами не применена статья 3 Конвенции о правах ребенка, в соответствии с которой предписано уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка, Закон Нижегородской области от 28 ноября 2013 года N 160-З "О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области субвенций на исполнение полномочий в сфере общего образования", согласно которому органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области осуществляют полномочия по организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования, неверно истолкована часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, части 5 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", части 5 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона).
Полномочия, основания, порядок принятия Правительством Нижегородской области, городской Думой города Нижнего Новгорода распоряжений и решений по вопросу утверждения перечней муниципальных учреждений муниципального имущества, предлагаемых к передаче из муниципальной собственности городского округа города Нижнего Новгорода в государственную собственность Нижегородской области" установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-З "О Правительстве Нижегородской области", Законом Нижегородской области от 8 мая 2003 года N 31-З "Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области", Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года N 183, Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом города Нижнего Новгорода, о порядке принятия имущества в муниципальную собственность, утвержденным решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 27 мая 2015 года N 114, Регламентом городской Думы города Нижнего Новгорода, принятым решением городской Думы
города Нижнего Новгорода от 23 мая 2018 года N 121, Уставом города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 ноября 2005 года N 91.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Вифлеемский А.Б. является отцом несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МКОУ "Санаторная школа-интернат N", является учеником 6 класса МКОУ "Санаторная школа-интернат N" Нижегородского района города Нижнего Новгорода на 2019-2020 учебные годы. В учебное время обеспечивается бесплатным питанием и находится на неполном государственном обеспечении, в школе не ночует.
Правительством Нижегородской области принято распоряжение от 11 ноября 2019 года N 1193-р "Об организационных мероприятиях по приему в государственную собственность Нижегородской области муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность по адаптированным образовательным программам", с приложением к распоряжению перечня муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность по адаптированным образовательным программам, подлежащих передаче в государственную собственность Нижегородской области, согласно которому в пункте 43 перечня включено МКОУ "Санаторная школа-интернат N".
Городской Думой города Нижнего Новгорода принято решение от 15 ноября 2019 года N 183 "Об утверждении перечня муниципальных учреждений и имущества муниципальной собственности города Нижнего Новгорода, передаваемого в государственную собственность Нижегородской области", согласно которому в пункте 4 приложения N к указанному решению МКОУ "Санаторная школа-интернат N" включено в перечень учреждений, передаваемых в государственную собственность Нижегородской области.
Правительством Нижегородской области издано распоряжение от 31 декабря 2019 года N 1411-р "Об утверждении перечней муниципальных учреждений муниципального имущества, предлагаемых к передаче из муниципальной собственности городского округа город Нижний Новгород в государственную собственность Нижегородской области", согласно которому МКОУ "Санаторная школа-интернат N" включено в пункт 4 приложения 1 к указанному распоряжению в перечень для передачи в государственную собственность Нижегородской области.
Согласно акту приема-передачи муниципальных учреждений и имущества, передаваемого из собственности города Нижнего Новгорода в государственную собственность Нижегородской области от 31 декабря 2019 года, Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области принимает учреждения и имущество муниципальной собственности города Нижнего Новгорода в государственную собственность Нижегородской области, в том числе МКОУ "Санаторная школа-интернат N".
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения, поскольку оспариваемые распоряжение Правительства Нижегородской области и решение Городской Думы города Нижнего Новгорода приняты уполномоченными должностными лицами в соответствии с представленной им компетенцией, с соблюдением установленного законом порядка, прав и свобод административного истца, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, при вынесении судебных актов не нарушены, препятствий к их осуществлению прав и свобод не создано, оснований для их отмены не имеется.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий(бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия(бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела в суде первой инстанции, апелляционной инстанции не установлена.
Доказательств нарушения прав несовершеннолетнего сына административного истца не представлено. Доводов относительно конкретного нарушения прав административного истца, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, оспариваемыми распоряжениями Правительства Нижегородской области и решением Городской Думы города Нижнего Новгорода, доказательств наступления для административного истца, действующего в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, неблагоприятных последствий также не представлено. В то время, как обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов в соответствии со ст. ст. 62, 226 КАС РФ лежит в данном случае на административном истце.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии не имеется, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении норм законодательства.
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрены случаи обязательной передачи имущества в связи с разграничением компетенции органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Положений, запрещающих передачу имущества в иных случаях в рамках компетенции органов, федеральным законодательством не установлено.
Как следует из позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 30 июня 2006 года N 8-П, Определении от 7 декабря 2006 года N 542-О, Определении от 4 декабря 2007 года N 828-О-П, Определении от 7 февраля 2012 года N 234-О-Р, передача объектов из муниципальной собственности в государственную собственность возможна на основании договоренности между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления, исходя из необходимости обоснования невозможности фактического использования рассматриваемого учебного заведения, как наиболее эффективного в социально-экономическом плане, для решения вопросов местного значения.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 24 июля1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской помощи детям и профилактики заболеваний у них, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.
Вопреки доводам административного истца передача МКОУ "Санаторная школа-интернат N" из муниципальной собственности в государственную собственность Нижегородской области не влечет изменения назначения имущества и не нарушает указанную норму - часть 5 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Имущество государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Санаторная школа-интернат N" (далее - ГКОУ "Санаторная школа-интернат N") предназначено для осуществления ГКОУ "Санаторная школа-интернат N" образовательной деятельности.
На основании приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 31 декабря 2019 года N 316-01-63-3022 МКОУ "Санаторная школа-интернат N" переименовано в ГКОУ "Санаторная школа-интернат N", и утвержден Устав учреждения в новой редакции.
Согласно информации, представленной Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, ГКОУ "Санаторная школа-интернат N" продолжило реализацию общеобразовательных программ, его назначение и категория зачисляемых детей не изменились, здание осталось в оперативном управлении школы.
Поскольку совокупность оснований для признания незаконными распоряжений, решения административных ответчиков при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия находит данные выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивы, по которым суды пришли к вышеуказанным выводам, подробно, со ссылкой на установленные судами обстоятельства и нормы права, изложены в оспариваемых судебных актах, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Вопреки доводам заявителя жалобы, выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 5 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 6 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.