Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "Харанутский угольный разрез" Ишкидеева С.С. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территорииN НЗАТ-222/16 от 24 июля 2020г, решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 28 сентября 2020, решение Иркутского областного суда от 21 января 2021г, вынесенные в отношении ООО "Харанутский угольный разрез", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории N НЗАТ-222/16 от 24 июля 2020г ООО "Харанутский угольный разрез" (ООО "ХУР") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 28 сентября 2020г, оставленным без изменения решением судьи Иркутского областного суда от 21 января 2021г, постановление должностного лица от 24.07.2020г оставлено без изменения, жалоба ООО "ХУР"- без удовлетворения.
В жалобе генеральный директор ООО "ХУР" просит отменить постановление и решения, производство по делу прекратить..
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Накоплением отходов признается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
Статьей 11 названного закона установлено, что юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 N 80 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Данными правилами установлены гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму, эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов), требования которых предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивации земель.
Согласно п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается, в частности, на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить в производственных или вспомогательных помещениях, в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями), на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках (п.3.4 Правил).
Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 предусмотрено, что при временном хранении отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должны быть защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Из материалов дела следует и установлено судами, в ходе проведенной проверки, 24.03.2020 при осуществлении натурного обследования территории ООО "ХУР" на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства при накоплении отходов производства и потребления установлены места накопления отходов производства и потребления III, IV, V класса опасности не оборудованные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Такие отходы как: "Покрышки пневматических шин с тканевым кородом отработанные", "Лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные", накапливаются на внеоборудованной в соответствии с требованиями природоохранного законодательства площадке (географические координаты места накопления покрышки пневматических шин, и лома и отходов, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, приведены.
Места накопления указанных отходов не оборудованы надлежащим образом, отходы свалены в кучи, поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру указанной площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03 и п. 7.1 ГОСТ Р 54095-2010.
В ходе проверки установлено наличие образуемых отходов, подробно описанных в решениях суда.
Согласно статистическим сведениям об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления по форме 2-ТП (отходы), представленных в Управление 30.01.2020, общее количество образованных в 2019 году отходов составило 46, 7 тонн. При этом, в отчетности указано образование только твердых коммунальных отходов в количестве 46, 7 тонн, которые переданы региональному оператору.
На период проведения проверки, договора со сторонними специализированными организациями, оказывающими услуги по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов производства и потребления I-V класса опасности, в том числе ТКО и ЖБО Обществом не заключены, приемо-сдаточные документы за 2018, 2019 и 2020г не представлены по причине отсутствия договоров.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО "ХУР" требований ч.4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, согласно которой собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и места их накопления.
Обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия ООО "ХУР", не исполнившего надлежащим образом возложенные на него законом обязанности, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ООО "ХУР" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Проверяя дело об административном правонарушении по жалобам, поданным в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи двух инстанций согласились с выводами должностного лица о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, изложенными в постановлении.
Фактические обстоятельства совершения обществом административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод должностного лица административного органа и судебных инстанций о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства.
Доводы жалобы, поданной в Восьмой кассационный суд, являлись предметом проверки двух судебных инстанций, своего подтверждения не нашли и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Доводы заявителя о том, что областным судом не дана оценка всем доводам, изложенным в жалобе, несостоятельны, опровергаются решением принятым по делу, согласно которого доводы жалобы были предметом рассмотрения указанного суда, мотивы, по которым суд отверг данные доводы подробно приведены в решении.
Границы проверяемого объекта подробно описаны в акте проверки от 17.04.2020г. Каких-либо сомнений относительно границ территории, используемой Обществом, указанных в акте проверки, не имеется. Каких-либо противоречий относительно деятельности Общества, места их производства по отношению к правоустанавливающим документам и выданной в установленном порядке лицензии на право пользования недрами N, с целевым назначением и видами работ: для разведки о добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ним перерабатывающих производств, из материалов дела не следует. В ходе проведенной проверки установлено, что добычные работы производятся только в границах лицензии на использование недрами N. Лицензионный участок находится на территории Эхирит-Булагатского района Иркутской области, в 90 км. к северо-востоку от г. Иркутска. Участок имеет статус горного отвода. Границы лицензионного участка, установленные Приложением 3 к лицензии на пользование недрами, уточнены горноотводным актом от ДД.ММ.ГГГГ N N. Площадь участка составляет 1, 33 кв.км. К акту приобщена фототаблица, (л.д.106-109).
С учетом изложенного, доводы жалобы о том, что не определено, что понимается под территорией предприятия ООО "ХУР" и как установлена принадлежность обследуемого места на предмет соответствия природоохранному законодательству, отклоняются как несостоятельные.
Доводы относительно принадлежности отходов предприятия, определение координат места их обнаружения, принадлежности отходов третьим лицам были предметом подробно исследования, получили надлежащую правовую оценку с точки зрения доказательств и законодательства, регулирующего указанные правоотношения. Не согласиться с выводами суда оснований не имеется, поскольку они основаны на исследованных по делу доказательствах, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу процессуальных актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей районного и областного суда норм законодательства не свидетельствует о том, что по делу допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к отмене состоявшихся по делу актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории N НЗАТ-222/16 от 24 июля 2020г, решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 28 сентября 2020г, решение Иркутского областного суда от 21 января 2021 г, вынесенные в отношении ООО "Харанутский угольный разрез" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "ХУР" Ишкидеева С.С. - без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.