Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б.
Судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-126/2020, УИД 38RS0014-01-2020-000098-20 по иску прокурора Казачинско-Ленского района в интересах Лопаткиной Веры Ивановны к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Казачинско-Ленская районная больница" о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Лопаткиной Веры Ивановны на решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 9 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения прокурора восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськовой Ю.С, полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Казачинско-Ленского района, обращаясь в суд в интересах Лопаткиной В.И. с иском к ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница", просил взыскать в пользу Лопаткиной В.И. недоначисленную заработную плату за период с марта по ноябрь 2019 года в размер 71 424, 18 руб. и компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в период с 1 января 2018 г. по 1 марта 2019 г. действовало Положение об оплате труда работников ОГБУЗ "Казачинско-Ленская больница, утверждённое приказом от 29 декабря 2017 г. Указанное Положение включало в себя, в том числе, выплаты компенсационного характера в размере 15% оклада для среднего персонала. Данный размер выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда установлен был по результатам проведенной специальной оценки условий труда. Более мероприятия по специальной оценки условий труда в больнице не проводились. Приказом от 26 ноября 2018 г. N 334/1-од/в утверждено новое Положение об оплате труда работников, введенное в действие с 1 марта 2019 г. В соответствии с Приложением N 3 к данному Положению, установленные ранее компенсационные выплаты медицинским работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда снижены до 4% к окладу. Данные действия работодателя не соответствуют действующему законодательству, произведены без проведения специальной оценки условий труда. Размер заработной платы остался на прежнем уровне.
Лопаткина В.И. работает в должности медицинской сестры палатной гинекологического отделения. В соответствии с новым Положением об оплате труда работников ее оклад установлен в размере 7 750 руб, но снижена компенсационная надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда до 4%, а за март по август 2019 ей выплачена заработная плата из оклада 4 891 руб.
В связи с чем, заработная плата Лопаткиной В.И. должна быть перерассчитана с учетом нового оклада и незаконно сниженной компенсационной надбавки за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15% и новым размером оклада.
В нарушение требований статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации Лопаткиной В.И. не оплачена сверхурочная работа.
Решением Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 9 июля 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 ноября 2020 г. принят отказ прокурора Казачинско-Ленского района от апелляционного представления на решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 9 июля 2020 г. Производство по апелляционному представлению прекращено. Решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 9 июля 2020 г. по данному делу оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Лопаткина В.И. просит отменить решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 9 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 ноября 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Лопаткина В.И. состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности медицинской сестры палатной гинекологического отделения.
По условиям дополнительного соглашения к трудовому договору от 13 февраля 2017 г. за выполнение трудовых обязанностей истцу установлена заработная плата в размере: базовый оклад в месяц, надбавка за работу в сельской местности 25 %, выплата за вредные и опасные условия труда 15%, районный коэффициент 70%, процентная надбавка 50%, а также выплата за стаж непрерывной работы 30%; выплата за интенсивность и высокие результаты труда до 50 баллов.
Из действующего на 2018 год Положения об оплате труда работников ОГБУЗ "Казачинско-Ленская РБ", утверждённого приказом N от 29 декабря 2017 г, истец Лопаткина В.И. получала, в том числе, оклад в размере 4 891 руб, выплату за вредные и опасные условия труда в размере 15%.
Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 22 ноября 2018 г. N 92-мпр внесены изменения в Примерное положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 г. N 119-мпр, в том числе, в части рекомендуемого размера оклада работников, в части рекомендуемого порядка исчисления стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в медицинских организациях, и в части рекомендуемых размеров повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
С учётом указанных изменений ответчик разработал новое Положение об оплате труда работников ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница" с применением системы оплаты труда, отличной от тарифной системы оплаты труда на 2019 год, которое утверждено приказом от 26 ноября 2018 г. N 334/1-од/в.
Согласно новой редакции указанного Положения размер оклада истца увеличен до 7 750 руб, при этом надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда снижена с 15 до 4 %.
25 октября 2018 г. Лопаткина В.И. уведомлена работодателем об изменении с 1 января 2019 г. существенных условий трудового договора в части оплаты труда.
26 февраля 2019 г. Лопаткиной В.И. предложено подписать дополнительное соглашение N к трудовому договору, согласно которому ей установлена заработная плата с повышением оклада до 7 750 руб. и одновременным снижением выплаты за вредные и (или) опасные условия труда до 4 %, с которым она не согласилась, но продолжила работать. При этом работодателем за период с января по август 2019 года размер заработной платы истца исчислялся и выплачивался, исходя из прежнего оклада 4 891 руб. и компенсационной выплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях в размере 15%, за период с сентября по ноябрь расчет заработной платы работодателем производился из расчёта: оклад 7 750 руб. и компенсационной выплаты в размере 4%.
Полагая, что работодатель незаконно снизил надбавку за вредные и опасные условия труда, а также необоснованно выплачивал заработную плату с 1 марта 2019 г. без учёта установления нового размера оклада, неправильно произвёл оплату за сверхурочную работу, прокурор Казачинско-Ленского района обратился с настоящим иском в суд в защиту интересов Лопаткиной В.И.
Разрешая требования истца в части необоснованного снижения ответчиком надбавки за вредные и опасные условия труда с 15% до 4% и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 72, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, пункты 16, 18, 37 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников, государственных и муниципальных учреждений на 2019 г, утверждённых решением Российской трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г, исходил из правомерности действий ответчика.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции в данной части, дополнительно указал, что изменение размера компенсации за работу с вредными условиями труда с 15% оклада до 4% оклада произведено в связи с введением новой системы оплаты труда. Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 22 ноября 2018 г. N 92-мпр "О внесении изменений в приказ министерства здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 г. N 119-мпр" произведено перераспределение средств в структуре заработной платы должностных окладов, которые в свою очередь устанавливаются с учётом финансирования этих расходов соответствующими бюджетами и их возможностей. Учитывая, что размер фонда оплаты труда бюджетных учреждений ограничен лимитом выделяемых на цели выплаты заработной платы бюджетных средств, обязанность ответчика по выплате компенсационной части оплаты труда также ограничена лимитом бюджетных обязательств на эти цели, в связи с чем, введением новой системы оплаты труда составные части заработной платы (оклад, надбавки и т.д.) могут быть пересмотрены и перераспределены.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашаясь с выводами суда первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика в пользу Лопаткиной В.И. задолженности по заработной плате с учётом ранее установленной надбавки за вредные условия труда в размере 15 %, исходит из следующего.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
В силу части 5 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год" (утв. решением Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г, протокол N 12) (далее - Единые рекомендации), определено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе в том числе принципов недопущения снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений.
Пунктом 6 Единых рекомендаций предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 указанных Единых рекомендаций установление и изменение (совершенствование) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются в том числе, с учётом:
а) обеспечения в 2019 году уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2018 году при реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
в) обеспечения достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики);
г) обеспечения государственных гарантий по оплате труда.
В соответствии с подпунктами "б" и "ж" пункта 37 Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать, что в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда рекомендуется продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников в части увеличения доли выплат по окладам в структуре заработной платы, сбалансировав её таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55 - 60 процентов заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 процентов структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты преимущественно за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации, 10 - 15 процентов структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда работников.
Повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам устанавливаются работодателем в порядке, установленном статьёй 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 г. N 119-мпр утверждено примерное Положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, пунктом 33 которого, в редакции Приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12 декабря 2017 г. N 73-мпр, вступившего в силу с 1 февраля 2019 г, определено, что выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьёй 147 Трудового кодекса Российской Федерации. Размер повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда иным работникам медицинских организаций осуществляется по результатам специальной оценки рабочих мест по условиям труда. Конкретные размеры повышенной оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским и иным работникам организаций устанавливаются работодателем по результатам специальной оценки условий труда в размерах не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда, с учётом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьёй 372 Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с принятием названного Примерного положения об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, ответчик разработал новое Положение об оплате труда работников ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница" на 2019 г. в соответствии с которым размер оклада истца увеличен до 7 750 руб, надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда уменьшена с 15% до 4 % (Приложение N 1 и Приложение N 3).
Таким образом изменение размера компенсации за работу с вредными условиями труда с 15% от должностного оклада истца (который увеличен по сравнению с ранее установленным с 4 891 руб. до 7 750 руб.) до 4% произведено в связи с введением новой системы оплаты труда Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 г. N 119-мпр, в редакции приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12 декабря 2017 г. N 73-мпр, которое распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие, в том числе в части недопустимости уменьшения установленных этим постановлением размеров повышения оплаты труда без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда.
Утверждённым приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 г. N 119-мпр, в редакции приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12 декабря 2017 г. N 73-мпр, Примерным положением об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, произведено перераспределение средств в структуре заработной платы на увеличение (за счёт оптимизации иных видов доплат и надбавок) должностных окладов, которые в свою очередь, устанавливаются с учётом финансирования этих расходов соответствующими бюджетами и их возможностей.
Учитывая, что размер фонда оплаты труда бюджетных учреждений ограничен лимитом выделяемых на цели выплаты заработной платы бюджетных средств, обязанность ответчика по выплате стимулирующей части оплаты труда также ограничена лимитом бюджетных обязательств на эти цели, в связи с чем с введением новой системы оплаты труда составные части заработной платы (оклад, надбавки, доплаты и т.д.) могут быть пересмотрены и перераспределены.
При этом, несмотря на уменьшение процентного выражения компенсации за работы с вредными условиями труда с 15% до 4% при изменении с 1 марта 2019 г. системы оплаты труда в учреждении, с учётом произведённого увеличения размеров окладов установленные выплаты компенсационного характера занятым на работах с вредными и (или) опасными) условиями труда работникам в абсолютном выражении снижены не были.
При изложенных обстоятельствах введение новой системы оплаты труда и применение её к истцу в части размера компенсации за вредные условия труда с 1 марта 2019 г. не влечёт удовлетворения требований истца о взыскании в её пользу задолженности по заработной плате с 1 марта 2019 г. с учётом ранее установленной компенсации за вредные и (или) опасные условия труда исходя из размера 15%.
Разрешая требования истца в части невыплаты истцу заработной платы за сверхурочную работу, суд первой инстанции исходил из того, что такая работа оплачена истцу в полном объёме в соответствии с требованиями статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно представленным расчётным листкам не работала сверхурочно, работала по внутреннему совместительству.
Отказывая в удовлетворении требований о перерасчёте заработной платы Лопаткиной В.И. в связи с изменением с 1 марта 2019 г. должностного оклада, суд первой инстанции исходил из того, что с 1 сентября 2019 г. согласно предписанию государственного инспектора по труду N от 25 сентября 2019 г. главный врач ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница" обязан произвести выплату заработной платы работникам, которые не согласились на новые условия труда, но продолжили работать, в соответствии с действующим Положением об оплате труда.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы о преждевременности выводов судов нижестоящих инстанций о выплате истцу заработной платы за период с марта 2019 г. в полном объёме, в том числе с учётом установления нового должностного оклада.
Так, обращаясь с настоящим иском в суд, прокурор указал, что с 1 марта 2019 г. в ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница" введено новое Положение об оплате труда, в соответствии с которым с 1 марта 2019 г. размер оклада истца составляет 7 750 руб, однако работодатель не применил к истцу улучшение условий труда, не увеличил размер оклада, в связи с чем начисленная Лопаткиной В.И. заработная плата с марта 2019 г. по август 2019 г. подлежит перерасчёту исходя из оклада 7 750 руб.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании задолженности по заработной плате за спорный период в полном объёме, суд первой инстанции исходил из того, что предписанием государственного инспектора по труду N от 25 сентября 2019 г. главный врач ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница" обязан произвести выплату заработной платы работникам, которые не согласились на новые условия труда, но продолжили работать, в соответствии с действующим в учреждении локальным нормативным актом о системах оплаты труда - Положением об оплате труда с 1 сентября 2019 г. В связи с чем оснований для перерасчёта заработной платы Лопаткиной В.И. не имеется.
Соглашаясь с данными выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что поскольку работник Лопаткина В.И. фактически не согласилась с изменениями, произведёнными в системе оплаты труда, и продолжила осуществлять свои трудовые функции, работодателем обоснованно выплата заработной платы производилась исходя из размера оклада, установленного Положением об оплате труда от 29 декабря 2017 г.
Между тем, выводы судов первой и апелляционной инстанций не основаны на подлежащих применению нормах материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны с нарушением норм процессуального права.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
По смыслу приведённых норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Как следует из материалов дела, с 1 марта 2019 г. ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница" введено новое Положение об оплате труда, предусматривающее увеличение должностного оклада буфетчицы до 7 750 руб.
Дополнительным соглашением N от 26 февраля 2019 г. к трудовому договору, которое вступает в силу с 1 марта 2019 г, Лопаткиной В.И. установлен оклад в размере 7 750 рублей, надбавка за вредные и опасные условия труда 4%. Истец данное дополнительное соглашение не подписала, при этом продолжила работу.
В соответствии с абзацем 6 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Абзац шестой части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, обязывающий работодателя устанавливать одинаковый размер оплаты труда работникам, выполняющим одинаковые трудовые обязанности в одних и тех же условиях, а также статья 132 названного Кодекса, устанавливающая зависимость заработной платы работника от количества и качества затраченного труда, направлены на реализацию основных принципов правового регулирования трудовых отношений - равенства прав и возможностей работников, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, запрещения дискриминации в сфере труда (статьи 2 и 3 Трудового кодекса Российской Федерации), учитывают баланс интересов сторон трудового договора, являющийся условием гармонизации трудовых отношений, а также гарантируют надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 1605-О-О).
Поскольку Положением об оплате труда, действующим у ответчика, предусмотрено увеличение должностных окладов с 1 марта 2019 г, заработная плата Лопаткиной В.И. должна была выплачиваться с 1 марта 2019 г. исходя из нового размера должностного оклада.
При таких обстоятельствах нельзя признать правильным выводы нижестоящих судов об отсутствии нарушений трудовых прав истца и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Делая вывод о том, что предписанием государственного инспектора по труду N от 25 сентября 2019 г. главный врач ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница" обязан произвести выплату заработной платы работникам, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований о взыскании в пользу Лопаткиной В.И. задолженности по заработной плате, суды не установили было ли исполнено данное предписание и была ли фактически произведена выплата задолженности по заработной плате Лопаткиной В.И. в связи с её перерасчётом, исходя из нового размера должностного оклада.
В соответствии с предписанием N Государственной инспекции труда в Иркутской области главный врач ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница" обязан устранить нарушения статей 2, 22, 135 Трудового кодекса Российской Федерации и произвести начисление заработной платы работникам ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница", в том числе Лопаткиной В.И. с целью исключения нарушения одного из основных принципов трудовых отношений, равенства прав и возможностей работников и соблюдения действующего в учреждении локального нормативного акта о системах оплаты труда - Положения об оплате труда работников ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница".
Согласно приказа ОГБУЗ "Казачинско-Ленская центральная районная больница" от 21 мая 2020 г. N-од/в в связи с переходом на новую систему оплаты труда с 1 марта 2019 г. приказано произвести перерасчёт Лопаткиной В.И. заработной платы в июне 2020 г. за период с 1 марта 2019 г. по 31 августа 2019 г.
Вместе с тем надлежащих и допустимых доказательств, подтверждающих факт выплаты в пользу истца задолженности по заработной плате за спорный период исходя из нового должностного оклада, материалы дела не содержат.
Представленные в материалы дела расчётные листки за период с марта по август 2019 г, содержащие информацию о начислении заработной платы по новому и по старому окладу, факт выплаты перерасчёта заработной платы не подтверждают, при том, что как следует из пояснений представителя ответчика, задолженность по заработной плате должна была быть выплачена в июле 2020 г. Документов, подтверждающих факт выплаты суду не представлено.
Между тем, ни суд первой инстанции, ни суд апелляционной инстанции разрешая требования Лопаткиной В.И. о перерасчёте заработной платы за период с марта 2019 г, указанным обстоятельствам оценку не дал.
Кроме того, указывая на то, что, согласно расчётным листам, оплата за сверхурочную работу истцу оплачена, в спорные периоды истец не привлекалась к сверхурочной работе, работала по внутреннему совместительству, суд первой инстанции не учёл, что бремя доказывания своевременной и в полном объёме выплаты заработной платы работнику лежит на работодателе, которым не опровергнуты представленные истцом расчёты о неправильном начислении заработной платы. Кроме того, выводы суда о работе истца по внутреннему совместительству не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 ГПК РФ выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьёй 2 названного кодекса.
Оценка доказательств и отражение её результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текстов судебных постановлений, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора выполнены не были. Также ими не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учётом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закреплённое в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
С учётом изложенного обжалуемые решение суда первой инстанции и апелляционное определение нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с подлежащими применению нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 9 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 ноября 2020 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Т.В. Леонтьева
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.