Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3055/2020 (УИД 24RS0035-01-2020-003535-04) по иску Ромашкиной Галины Федоровны к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения" о признании незаконным отказа в установлении меры социальной поддержки, понуждении устранить нарушение
по кассационной жалобе Ромашкиной Галины Федоровны на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 7 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ромашкина Галина Федоровна (далее по тексту - Ромашкина Г.Ф.) обратилась в Минусинский городской суд Красноярского края с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения" (далее по тексту - КГКУ "Управление социальной защиты населения") о признании незаконным отказа в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно, выраженного в уведомлении от 4 сентября 2020 г, об обязании устранить допущенные нарушения прав путем установления меры социальной поддержки "Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно из семей, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по соответствующей группе территорий Красноярского края, за второй квартал года, предшествующего году обращения за начислением указанной выплаты".
Решением Минусинского городского суда Красноярского края от 7 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 января 2021 г. исковые требования Ромашкиной Г.Ф. оставлены без удовлетворения.
Ромашкина Г.Ф. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Минусинского городского суда Красноярского края от 7 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 января 2021 г. отменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что выводы суда, изложенные в оспариваемых актах, не соответствуют обстоятельствам дела, судами неправильно применены нормы материального и процессуального права; судами необоснованно отклонены доводы истца о необходимости исключения из расчета дохода индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, суммы уплаченного налога; в сумму дохода семьи неправомерно включена сумма мер социальной поддержки, предоставленной семье за спорный период в размере 43 626, 29 рублей, судами не применены нормы, предусмотренные пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", согласно которому в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются: государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи; среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 24 августа 2020 г. Ромашкиной Г.Ф. подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Территориальным отделением КГКУ "УСЗН" по городу Минусинску и Минусинскому району Красноярского края получены сведения о доходах семьи истца за период с февраля 2019 г. по январь 2020 г. и определен доход на одного члена семьи в размере 41 931, 61 рублей на человека, в связи с чем, уведомлением от 4 сентября 2020 г. истцу было отказано в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. При этом в расчете ответчика был учтен доход от предпринимательской деятельности супруга истца в размере 2 061 291 рублей без вычета величины его расходов. При учете расходов от предпринимательской деятельности супруга истца, доход на одного члена семьи Ромашкиной Г.Ф. составил 12 537, 33 рублей, выше величины прожиточного минимума за 2 квартал 2019 г. по центральным и южным районам Красноярского каря (3 группа территорий), составляющей 12 038 рублей.
Ромашкина Г.Ф, указав, что отказ в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет является незаконным, поскольку доход ее семьи в месяц составляет менее 12 038 рублей, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", пунктами 3.12, 3.12.9, 3.12.10 Постановления Правительства Красноярского края от 31 марта 2020 г. N 184-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что сумма дохода на одного члена семьи истца в месяц превышает величину прожиточного минимума на душу населения за II квартал 2019 г. по центральным и южным районам Красноярского каря (3 группа территорий), что исключает назначение и осуществление ответчиком истцу ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм действующего законодательства.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее по тексту - основные требования).
Согласно пункту 1 основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Пунктом 2 основных требований установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 16 основных требований).
В пункте 21 основных требований перечислены виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи.
При этом в пункте 26 основных требований установлено, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно на территории Красноярского края установлен Постановлением Правительства Красноярского края от 31 марта 2020 г. N 184-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан" предусмотрен порядок и условия осуществления ежемесячной денежной выплаты (далее по тексту - Постановление Правительства Красноярского края от 31 марта 2020 г. N 184-п).
Согласно пункту 3.12. Постановления Правительства Красноярского края от 31 марта 2020 г. N 184-п мероприятие 1.18 перечня мероприятий предусматривает предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно из семей, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по соответствующей группе территорий Красноярского края, за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты
В пункте 3.12.9. Постановления Правительства Красноярского края от 31 марта 2020 г. N 184-п перечислены виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи, к которым, в том числе отнесены доходы от предпринимательской деятельности, В соответствии с пунктом 3.12.10. Постановления Правительства Красноярского края от 31 марта 2020 г. N 184-п среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики, делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Пунктом 3.12.12. Постановления Правительства Красноярского края от 31 марта 2020 г. N 184-п установлено, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь изложенным правовым регулированием, установив по результатам оценки, представленных в материалы дела доказательств, что ежемесячный доход семьи истца составляет 62 686, 65 рублей (752 239, 77 рублей/12), при этом судами из дохода супруга истца в размере 2 061 291 рублей исключена сумма расходов в размере 1 923 989 рублей, доходы каждого члена семьи учтены до вычета налогов, исходя из количества членов семьи истца, доход на одного члена семьи в месяц составил 12 537, 33 рублей (62 686, 55 рублей/5), суды пришли к обоснованному выводу о превышении дохода семьи истца величины прожиточного минимума на душу населения, установленную по соответствующей группе территорий Красноярского края, за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, что исключает назначение и осуществление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, уведомление КГКУ "Управление социальной защиты населения" об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно от 4 сентября 2020 г. является законным.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на письма Министерства финансов Российской Федерации от 31 января 2013 г. N 03-11-10/1925, от 28 июля 2014 г. N 03-11-10/36931 о том, что расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки также следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения, является несостоятельной, поскольку как было указано выше доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", о неправомерности включения в сумму дохода семьи мер социальной поддержки, предоставленной семье за спорный период в размере 43626, 29 рублей, являются несостоятельными, поскольку в пункте 3.12.9. Постановления Правительства Красноярского края от 31 марта 2020 г. N 184-п прямо предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы семьи, полученные в денежной форме, в том числе пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления.
Доводы кассационной жалобы о незаконности оспариваемого решения, которым доход семьи определен в размере 41 931, 61 рублей, основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений не являются, с учетом всех обстоятельств по делу, судами верно установлено отсутствие у истца права на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
В целом доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Минусинского городского суда Красноярского края от 7 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ромашкиной Галины Федоровны - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Н.В. Богдевич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.