Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Шефер И.А. и Гусева Д.А, с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0004-01-2020-000591-38 (2-381/2020) по иску Глотоворй Л.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу, Федеральной службе судебных приставов о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы, восстановлении в должности, обязании предоставить вакантную должность, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Глотоворй Л.А. на решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 1 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 января 2021 г, которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, объяснения представителей Федеральной службы судебных приставов Якуниной Е.А, Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу Шмаковой А.Ю, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськовой Ю.С, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Глотова Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу, Федеральной службе судебных приставов (ФССП России) о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы, восстановлении в должности, обязании предоставить вакантную должность, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала на то, что согласно приказу от 21 июня 2005 г. N-к она замещала государственную должность начальника отдела-старшего судебного пристава территориального отдела судебных приставов по городу Гурьевску (впоследствии начальника МОСП по г.Гурьевску, г.Салаиру и Гурьевскому району).
30 апреля 2020 г. служебный контракт с ней был расторгнут с освобождением от занимаемой должности и увольнением с государственной гражданской службы по пункту 8.2. части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на основании приказа от 29 апреля 2020 г. N-к в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Основанием издания данного приказа послужил приказ ФССП России от 1 января 2020 г. N "Об утверждении и введении в действие штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу", а также уведомления, выданные ей от 14 января 2020 г, от 13 апреля 2020 г, от 27 апреля 2020 г.
Полагает, что как до 1 января 2020 г, так и после указанной даты сотрудники Федеральной службы судебных приставов остаются федеральными государственными служащими с сохранением фактически тех же наименований и должностей, должностных обязанностей и полномочий, что имелись и ранее. Изменение в системе государственной службы с переводом Федеральной службы судебных приставов в иной, самостоятельный вид федеральной службы не повлекло упразднение самого государственного органа, а должно было повлечь перевод гражданского служащего на иной вид государственной службы с расторжением договора как с гражданским служащим в порядке пункта 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно приказу Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу от 29 апреля 2020 г. N-к в качестве основания ее увольнения ответчик указал уведомление от 13 апреля 2020г, из которого следует, что она не может быть принята на должность в органы принудительного исполнения ввиду того, что по результатам профессионального психологического отбора ей была определена четвертая категория профессиональной пригодности.
Согласно приказу УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу от 19 марта 2020 г. Nко она была командирована для прохождения психофизиологического исследования, тестирования.
Полагает, что она не должна была проходить профессиональный психологический отбор в порядке, определенном приказом ФССП России от 1 января 2020 г. N Правилами профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N1909, статьи 19 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" как государственный гражданский служащий, претендующая на занятие должности государственного служащего в органе принудительного исполнения, а имела право поступления на службу именно в порядке перевода, а заключение специалиста, сделавшего вывод о наличии у нее четвертой категории профессиональной пригодности, могло учитываться только при приеме на службу в порядке части 4 статьи 19 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, а не при поступлении на службу в порядке перевода ввиду изменения вида государственной службы.
Считает, что процедура и порядок ее увольнения в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ, т.е. по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе, были ответчиком нарушены.
Лишь 27 апреля 2020 г, т.е. непосредственно перед увольнением, ей было вручено уведомление с предложением вакантных должностей по состоянию на 23 апреля 2020 г, при этом отрицательный результат ПФИ не помешал ответчику предлагать ей указанные должности, тогда как представитель нанимателя знал, что согласно приказу от 13 апреля 2020 г. N-КО до 28 апреля 2020 г. она будет находиться в отпуске и уже с утра 29 апреля 2020 г. известил под подпись приказом от 29 апреля 2020 г. N-К об увольнении с 30 апреля 2020 г.
Полагает, что ответчик искусственно создал ситуацию ограничения доступа к занятию должности взамен той, что подлежала сокращению, тем самым создав неравные, заведомо дискриминационные условия, при которых единственным результатам таких действий, к которым подвел ответчик, стало ее увольнение с занимаемой должности.
При этом ответчик предложил ей занять должности, не соответствующие категории и группе занимаемой ей должности гражданской службы, заведомо зная о невозможности назначения ее на данную должность.
Полагает, что приказ от 29 апреля 2020 г. N-к о расторжении служебного контракта от 22 июня 2005 г. N, освобождении ее от занимаемой должности федерального государственного гражданского служащего-начальника отдела, старшего судебного пристава МОСП по г.Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу и увольнении её с федеральной государственной гражданской службы 30 апреля 2020 г. в связи с сокращением должностей государственной службы в государственном органе является незаконным. Оценивает нанесенный ей моральный вред в сумме 100 000 рублей.
С учетом уточнения исковых требований просила:
- признать недействительным (недопустимым), как основание принятия решения в отношении нее об отказе в принятии (назначении) ее на службу в органы принудительного исполнения Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, заключение о профессиональной пригодности от 25 марта 2020 г. (протокол от 25 марта 2020 г. N);
- признать незаконным и отменить приказ от 29 апреля 2020 г. N-к о расторжении с ней служебного контракта от 22 июня 2005 г. N, об освобождении ее от занимаемой должности федерального государственного гражданского служащего-начальника отдела, старшего судебного пристава МОСП по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу и увольнении её с федеральной государственной гражданской службы 30 апреля 2020 г. в связи с сокращением должностей государственной службы в государственном органе;
- обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу восстановить ее в ранее занимаемой должности федерального государственного гражданского служащего Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу;
- признать незаконным уведомление от 13 апреля 2020 г. Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу об отказе ей в прохождении службы в органах принудительного исполнения Федеральной службы судебных приставов на должности начальника МОСП по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району старшего судебного пристава (с 10 ноября 2019 г. фактически ОСП Гурьевского муниципального округа);
- обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу принять ее на должность федерального государственного служащего-начальника МОСП по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району (с 10 ноября 2019 г. фактически ОСП Гурьевского муниципального округа) в органах принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу;
- взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области в ее пользу денежную компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.
Определением Гурьевского городского суда от 18 августа 2020 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.
Определением Гурьевского городского суда от 14 сентября 2020 г. Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Гурьевского городского суда Кемеровской области от 1 октября 2020 г. Глотовой Л.А. отказано в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу, ФССП России о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы, восстановлении в должности, обязании предоставить вакантную должность, компенсации морального вреда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 января 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Глотовой Л.А. ставится вопрос об отмене решения Гурьевского городского суда Кемеровской области от 1 октября 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 января 2021 г, как незаконных.
На кассационную жалобу прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса и УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции, в судебное заседание кассационного суда стороны не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно приказу от 21 июня 2005 г. N-к Глотова Л.А. назначена на государственную должность начальника отдела-старшего судебного пристава территориального отдела судебных приставов по городу Гурьевск.
22 июня 2005 г. между ГУ ФССП России по Кемеровской области и Глотовой Л.А. был заключен служебный контракт N о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
Приказом УФССП России по Кемеровской области от 30 сентября 2014г. N утверждено Положение о межрайонном отделе судебных приставов по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району УФССП России по Кемеровской области.
Приказом ФССП России от 23 мая 2017 г. N "Об утверждении и введение в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области" приказом ФССП России от 22 мая 2018 г. N, приказом ФССП России от 28 мая 2019г. N были определены структурные подразделения, в том числе МОСП судебных приставов по городу Гурьевску, городу Салаиру, Гурьевскому району, в составе которого были учреждены должности: начальник отдела-старший судебный пристав, заместитель начальника отдела-заместитель старшего судебного пристава.
Приказом ФССП России от 1 января 2020 г. N "Обутверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу" утверждены и введены в действие с 1 мая 2020 г. структура и штатное расписание Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу, в том числе штатное расписание Межрайонного отделения судебных приставов по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району с должностью начальника отделения-старшего судебного пристава, подполковника внутренней службы, заместитель начальника отделения-заместитель старшего судебного пристава, майора внутренней службы. Прежние приказы ФССП России от 23 мая 2017 г. N "Об утверждении и введение в действие структура и штатное расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области" с последующими изменениями, от 22 мая 2018 г. N, от 28 мая 2019 г. N отменены.
Приказом УФССП России по Кемеровской области от 10 сентября 2019г. N утверждено Положение о Межрайонном отделе судебных приставов по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району УФССП России по Кемеровской области.
Приказом УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу от 29 мая 2020 г. N утверждено Положение о Межрайонном отделении судебных приставов по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу.
14 января 2020 г..Глотова Л.А. как начальник МОСП по г..Гурьевску, г..Салаиру и Гурьевскому району уведомлена о том, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 г..N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральная служба судебных приставов переходит на иной вид государственной службы. В целях реализации приказа ФССП России от 1 января 2020 г..N 31 "Об утверждении и введение в действие штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу", вступающего в силу 1 мая 2020 г, замещаемая Глотовой Л.А. должность государственной гражданской службы будет сокращена. ГлотовойЛ.А. сообщено о том, что она вправе изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, не позднее 29 февраля 2020 г, проинформировав руководителя УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу (кадровое подразделение) в письменном виде. Глотовой Л.А. также сообщено, что ей в этом случае необходимо в соответствии с частью 2 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г..N 328-ФЗ пройти профессиональный психологический отбор, медицинское освидетельствование, а при включении в перечень должностей, утвержденный руководителем органа принудительного исполнения Российской Федерации, необходимо пройти психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверку уровня физической подготовки.
Глотова Л.А. предупреждена о том, что в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органа принудительного исполнения, ей при наличии будут предложены вакантные должности государственной гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой ею должности гражданской службы, уровня ее квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданкой службы по специальности. При отсутствии таких должностей либо отказа Глотовой Л.А. от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, Глотова Л.А. подлежит увольнению по пункту 8.2. части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г..N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не позднее 30 июня 2020 г..
14 января 2020 г. Глотова Л.А. обратилась с заявлением на имя директора ФССП России, в котором сообщила о своем намерении поступить на службу в органы принудительного исполнения на должность начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району, сообщив о том, что права и обязанности, закрепленные Федеральным законом от 1 октября 2019г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также порядок прохождения профессионального психологического отбора, медицинского освидетельствования, психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявления потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки ей разъяснен.
Из уведомления от 13 апреля 2020 г, полученного Глотовой Л.А, следует, что ей в процессе профессионального психологического отбора присвоена четвертая категория профессиональной пригодности и она не может быть принята на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в силу части 3 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1909.
Глотовой Л.А. 27 апреля 2020 г. направлено уведомление о том, что в связи с направленным ей ранее уведомлением о сокращении замещаемой ею должности государственной гражданской службы, ей предлагаются вакантные должности, имеющиеся в УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, по состоянию на 23 апреля 2020 г. согласно списку. В уведомлении Глотовой Л.А. указано, что Отделение судебных приставов по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району не является межрайонным, в связи с чем она не обязана была проходить психофизиологическое исследование при помощи полиграфа.
30 апреля 2020 г. служебный контракт от 22 июня 2005 г. N с Глотовой Л.А. был расторгнут с освобождением от занимаемой должности и увольнением с государственной гражданской службы по пункту 8.2. части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на основании приказа от 29 апреля 2020 г. N-к в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 31, пункта 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1909 "Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации", руководящие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре от 22 июня 2016 г, исходил из того, что материалами дела подтверждается факт сокращения должности, замещаемой истцом, соблюдение порядка уведомления истца о предстоящем сокращении с предложением проинформировать руководителя структурного подразделения о желании поступить в органы принудительного исполнения, факт прохождения с учетом волеизъявления истца на исследование с целью психологического отбора, по результатам которого его кандидатура отнесена к четвертой категории профессиональной пригодности, что не позволило принять по заявлению истца о поступлении на службу в органы принудительного исполнения положительного решения, соблюдение порядка уведомления истца с предложением вакантных должностей государственной гражданской службы согласно штатному расписанию, вступающему в действие с 1 мая 2020 г, факт отказа истца от предложенных вакансий. Нарушений со стороны нанимателя процедуры предложения вакантных должностей государственной гражданской службы, нарушений порядка проведения психологического отбора, судом первой инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда полностью соглашается с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Регулирование отношений, связанных с государственной гражданской службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 апреля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 апреля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 апреля 2004 г. N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Правоотношения, связанные со службой в органах принудительного исполнения регулируются Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты", вступившим в силу 1 января 2020 г.
В соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах вводятся должности, при назначении на которые предусмотрены специальные звания.
К указанным должностям в соответствии с приказом ФССП России от 1 января 2020 г. N 31 "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу" в частности относится и должность начальника МОСП по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району.
В соответствии с частью 2 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г..N 328-ФЗ гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения, и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации. Перечень таких заболеваний устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики информативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Перечень отдельных должностей, при замещении которых проводятся психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверка уровня физической подготовки, а также порядок их проведения определяется руководителем федерального органа принудительного исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на службу в органы принудительного исполнения вправе поступать граждане, соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи, а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Поскольку законодатель не устанавливает конкретные критерии, по которым должна быть произведена оценка гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения работников по производительности труда и квалификации. Выбор критериев, имеющих значение для работодателя, является прерогативой именно работодателя.
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ порядок профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1909 утверждены Правила профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации (далее-Правила).
Настоящие Правила определяют порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации (пункт 1 Правил).
В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности кандидатов (пункт 3 Правил).
Психологический отбор осуществляется путем проведения психологических исследований, тестирований, а в отношении кандидатов на отдельные должности в органах принудительного исполнения-психофизиологических исследований, тестирований, направленных на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде (пункт 4 Правил).
Критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов принудительного исполнения (далее-личные и деловые качества), наличие или отсутствие факторов риска (пункт 5 Правил).
Факторами риска, подлежащими выявлению в ходе комплексных обследований, являются: а) злоупотребление алкоголем или токсическими веществами; б) потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ; в) совершение уголовно наказуемых деяний; г) сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; д) склонность к злоупотреблению должностными полномочиями; е) склонность к зависимости от азартных игр; ж) участие в деятельности общественных или религиозных организаций, деятельность которых запрещена; з) участие в незаконном обороте оружия (пункт 7 Правил).
С учетом результатов комплексного обследования специалисты составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата (пункт 16 Правил).
Заключение должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из следующих выводов: а) рекомендуется в первую очередь (первая категория профессиональной пригодности); б) рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности); в) рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности); г) не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (четвертая категория профессиональной пригодности) (пункт 17 Правил).
Согласно пункту 20 правил к четвертой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых имеется низкий уровень развития личных и деловых качеств, не позволяющий в установленные сроки овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков, умений и выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения, или выявлен фактор риска (за исключением случая, предусмотренного пунктом 20 настоящих Правил).
Согласно пункту 20 Правил к третьей категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.
Для урегулирования разногласий по вопросам, касающимся проведения профессионального психологического отбора в органах принудительного исполнения, руководителем федерального органа принудительного исполнения формируется центральная комиссия по психологическому отбору (пункт 27 Правил).
Кандидат в случае несогласия с заключением вправе обратиться в письменной форме в центральную комиссию (пункт 30 Правил). Согласно приказу ФССП России от 1 января 2020 г. N 8 утвержден порядок и процедура проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами федеральных государственных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ. Согласно данному порядку, в ходе тестирования подлежат изучению морально-этические и психологические качества, ПФИ проводится в целях выявления факторов риска.
Согласно Перечню отдельных должностей, при замещении которых проводятся психофизиологические исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, утвержденному указанным Приказом направлению на исследования, тестирования подлежат гражданские служащие, претендующие на должности в структурных подразделениях межрайонного уровня, на которых возлагается исполнение функций старшего судебного пристава.
Приказом ФССП России от 1 января 2020 г. N 8 утвержден Порядок проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами (Приложение N1).
В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка он определяет процедуру проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами (далее - комплексное исследование) федеральных государственных гражданских служащих (далее-кандидаты), изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка комплексное исследование включает в себя проведение тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами (далее-тестирование), после которого проводится психофизиологическое исследование с применением полиграфа (далее-ПФИ).
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка для проведения комплексного исследования кадровое подразделение федерального органа принудительного исполнения (территориального органа принудительного исполнения (далее-кадровое подразделение) выдает кандидату направление (приложение N к Порядку).
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка комплексное исследование проводится в отношении кандидатов, претендующих на замещение должностей, перечень которых содержится в приложении N3 к настоящему приказу.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка комплексное исследование осуществляется специалистами кадровых подразделений центрального аппарата ФССП России, территориальных органов ФССП России (далее-специалист) или специалистами в области проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа, привлеченными на договорной основе(далее-привлеченный специалист).
В соответствии с пунктом 6 указанного Порядка в ходе тестирования изучаются морально-этические и психологические качества.
В соответствии с пунктом 7 указанного Порядка одним из факторов риска является риск злоупотребления должностными полномочиями (подпункт "г").
В соответствии с пунктом 9 указанного Порядка ПФИ осуществляется с письменного согласия кандидата, оформленного его заявлением.
В соответствии с пунктом 10 указанного Порядка кандидат во время проведения комплексного исследования может отказаться от дальнейшего участия в нем. Отказ от участия оформляется в письменной форме и приобщается специалистом к материалам изучения кандидата.
В соответствии с пунктом 13 указанного Порядка специалист прекращает ПФИ в случае ухудшения самочувствия кандидата, при возникновении обстоятельств, препятствующих проведению ПФИ, при отказе кандидата от участия в ПФИ на любом из его этапов.
Судами установлено, что Глотова Л.А, наряду с другими руководителями межрайонных отделов судебных приставов УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, в соответствии с приказом УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу от 19 марта 2020 г. N-ко была командирована ФССП России для прохождения профессионально-психологического отбора в ФССП России.
Согласно заключению о профессиональной пригодности от 25 марта 2020 г. (протокол N) специалиста (психолога) С.И.Е. выявлен фактор риска-склонность к злоупотреблению должностными полномочиями (заключение от 25 марта 2020 г. N) и сделан вывод о том, что Глотова Л.А. на должность не рекомендуется, так как установлена четвертая категория профессиональной пригодности.
Рассматривая требование истца о признании недействительным (недопустимым), как основание принятия решения в отношении нее об отказе в принятии (назначении) ее на службу в органы принудительного исполнения Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации заключение о профессиональной пригодности от 25 марта 2020 г..(протокол от 25 марта 2020 г..N 1205), суды правильно руководствуясь приведенными положениями норм права, оценив имеющиеся в деле доказательства в том числе заключение от 25 марта 2020 г..N, согласно которому по результатам психофизиологического исследования с использованием полиграфа (исследование, ПФИ) Глотова Л.А. дала добровольное письменное согласие на данный вид исследования, исследование проводила специалист-полиграфолог Ларина Т.В, прошедшая профессиональную подготовку "Проведение специальных психофизологических исследований с применением полиграфа", согласно заключению установлен фактор риска-склонность к злоупотреблению должностными полномочиями; письмо Директора ФССП России Аристова Д.В. на имя руководителя УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Ткаченко Д.Г. от 6 апреля 2020 г, согласно которому последнему сообщено о том, что Глотова Л.А. наряду с другими сотрудниками прошла комплексное обследование в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г..N1909, ей установлена четвертая категория профессиональной пригодности; заявление Глотовой Л.А. от 25 марта 2020 г, согласно которому она дает согласие на производство видео-записи при проведении психофизиологического исследования с использованием полиграфа, обработку персональных данных, выражает свое согласие на проведение данного исследования, ознакомлена с его целями и порядком проведения, указывает на то, что никаких причин, препятствующих проведению данного исследования, не имеется, также после проведения исследования указывает на то обстоятельство, что никаких претензий к специалисту, проводившему исследование, она не имеет; анкеты
проведения психофизиологических исследований, заполненной Глотовой Л.А. перед проведением ПФИ, согласно которой ее состояние здоровья удовлетворительное, гипертонию 3-4 степени она отрицает, в настоящее время отсутствует какое-либо событие, которое ее отвлекает больше, чем исследование на полиграфе; протокол личностно-профессиональной диагностики от 25 марта 2020 г..N 1205, заполненного истцом лично, согласно которому состояние Глотовой Л.А. в день проведения исследования хорошее, пришли к выводу о том, что заключение соответствует требованиям, предъявленным к нему Правилами профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г..N 1909. ПФИ проведено в соответствии с Порядком и процедурой проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами федеральных государственных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденным приказом ФССП России от 1 января 2020 г..N 8.
Данное заключение судами как доказательство оценено по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как полученное в соответствии с требованиями закона.
Поскольку заключение о профессиональной пригодности от 25 марта 2020 г. (протокол от 25 марта 2020 г. N1205) соответствует требованиям, предъявленным к нему Правилами профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1909, то связанные с заключением доводы жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 2 приказа Минюста России от 30 марта 2020г. N64 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов" Территориальным органом ФССП России является Главное управление (Управление) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 указанного приказа ФССП России руководит деятельностью территориального органа и осуществляет контроль за его деятельностью.
В соответствии с пунктом 5 указанного приказа, подпунктом 4 пункта 10 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316, Директор Федеральной службы судебных приставов-главный судебный пристав Российской Федерации утверждает штатное расписание структурных подразделений центрального аппарата ФССП России, структуру и штатное расписание территориальных органов в пределах установленной Президентом Российской Федерации предельной штатной численности работников органов принудительного исполнения.
Приказом ФССП России от 1 января 2020 г. N подразделения службы судебных приставов, действовавшее на территории Гурьевского муниципального района, было определено как межрайонное отделение судебных приставов по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району, что соответствует полномочиям Директора Федеральной службы судебных приставов-главный судебный пристав Российской Федерации, установленной приказом Минюста России от 30 марта 2020 г. N 64, Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N13.
Федеральным законом от 1 мая 2019 г..N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему местного самоуправления введен новый вид муниципального образования-муниципальный округ. Со дня вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2019 г..N 87-ФЗ до 1 января 2025 г..устанавливается переходный период, в котором федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований приводятся в соответствие с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г..N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно статье 2 Федерального закона от 1 мая 2019 г..N 87-ФЗ со дня вступления в силу данного закона до окончания переходного периода муниципальные округа участвуют в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях. Органы местного самоуправления муниципальных округов решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено указанными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также переходными положениями или нормами о вступлении в силу законов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа. Советом народных депутатов Кемеровской области 30 октября 2019 г..принят Закон Кемеровской области-Кузбасса от 30 октября 2019 г..N 112-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Гурьевского муниципального района". Данным законом внесены изменения в Закон Кемеровской области от 17 декабря 2004 г..N 104-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований".
Согласно части 1 статьи 1 Закона Кемеровской области-Кузбасса от 30 октября 2019 г..N 112-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Гурьевского муниципального района" с целью наделения статусом муниципального округа преобразованы муниципальные образования, входящие в состав Гурьевского муниципального района, во вновь образованное муниципальное образование "Гурьевский муниципальный округ" (административный центр-город Гурьевск).
Следовательно, суды пришли к выводу о том, что в результате преобразования муниципального района в муниципальный округ полномочия сотрудников МОСП по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району по-прежнему распространяются на территорию 27 населенных пунктов, в том числе двух городских поселений, что является дополнительным основанием для определения статуса ОСП по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району как межрайонного отделения.
Судами установлено, что Глотова Л.А. 9 января 2020 г. ознакомлены с приказом ФССП России от 1 января 2020 г. N.
В связи с изложенным доводы истца о том, что она не должна была проходить психофизиологическое исследование по той причине, что возглавляемое ею подразделение не являлось с 10 ноября 2019 г. межрайонным, то есть являлось фактически ОСП Гурьевского муниципального округа, судами правомерно отклонены как необоснованные, поскольку определение статуса подразделения службы судебных приставов, входящего в состав Территориального органа ФССП России, является исключительной компетенцией Директора Федеральной службы судебных приставов-главного судебного пристава Российской Федерации, установленной вышеуказанными нормативными актами.
В силу части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Частью 6 названной статьи регламентировано, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки (Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2016 г.).
Судами установлено, что Глотова Л.А. была предупреждена о предстоящем сокращении занимаемой ею должности 14 января 2020 г, т.е. более чем за два месяца до предстоящего увольнения. Ей было разъяснено права претендовать на замещение должности в органе принудительного исполнения. При этом работодателем было разъяснено, что в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органа принудительного исполнения, ей при наличии будут предложены вакантные должности государственной гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой ею должности гражданской службы, уровня ее квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданкой службы по специальности. При отсутствии таких должностей либо отказа Глотовой Л.А. от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе Глотова Л.А. подлежит увольнению по пункту 8.2. части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не позднее 30 июня 2020 г.
Как установлено судами, 14 января 2020 г. Глотова Л.А. добровольно выразила намерение поступить на службу в органы принудительного исполнения в соответствии с частью 2 статьи 92 Федерального закона N 328-ФЗ, в связи с чем работодателем была начата процедура принятия Глотовой Л.А. в органы принудительного исполнения, следовательно суды правильно пришли к выводу о том, что основания для предложения должностей гражданской службы, с учетом волеизъявления Глотовой Л.А, на период проведения указанной процедуры отсутствовали.
С учетом профессионального психологического отбора определившего четвертую категорию профессиональной пригодности, 8 апреля 2020 г. было принято решение об отказе Глотовой Л.А. в прохождении службы в органах принудительного исполнения ФССП на должности начальника МОСП по г.Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району, о чем она была уведомлена 13 апреля 2020 г.
27 апреля 2020 г. Глотовой Л.А. были предложены вакантные должности, имеющиеся в УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, в том числе две должности соответствующие ее категории и группе (заместитель начальника отдела документационного обеспечения и заместитель начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности в аппарате Управления ФССП России по Кемеровской области) по состоянию на 23 апреля 2020 г.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, указанные должности относятся к категории "руководители", группе "ведущие", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (подраздел 2, код должностей 11-1-3-058), что также следует из штатного расписания, утвержденного приказом ФССП России от 23 мая 2017 г. N 215.
Судом апелляционной инстанции был дополнительно поставлен и исследован вопрос (согласно протоколу судебного заседания) о предложении всех имеющихся вакантных должностей с момента принятия решения об отказе Глотовой Л.А. в назначении на должность службы принудительного исполнения и по день увольнения. Суд апелляционной инстанции исследовав в том числе штатную расстановку по состоянию на 8 апреля 2020 г. (принятие решения об отказе Глотовой Л.А. в назначении на должность службы принудительного исполнения), представленную в суд апелляционной инстанции, установил, что сведений о иных вакантных должностях соответствующей категории и группы, кроме предложенных Глотовой Л.А. в уведомлении от 27 апреля 2020 г. также не имеется, установив, что Глотовой Л.А. были предложены все имеющиеся должности соответствующей категории и группы, но она не изъявила желания на них претендовать.
В соответствии с требованиями частью 3 статьи 92 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения, с учетом заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе в органах принудительного исполнения, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:
заключить с гражданином контракт с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона;
допустить гражданина к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения;
заключить с гражданином контракт без условия об испытании;
отказать гражданину в допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения и (или) приеме на службу в органы принудительного исполнения.
Реализуя полномочия нанимателя, принимая во внимание заключение о профессиональной пригодности, которым истец отнесен к четвертой категории профессиональной пригодности, принимая во внимание особый характер и предназначение службы в органах принудительного исполнения, суды обоснованно пришли к выводу о том, что основания для предложения руководителем УФССП России по Кемеровской области-Кузбасс Глотовой Л.А. должностей службы принудительного исполнения, к которым, в частности относятся должности заместителей начальников МОСП и начальников ОСП, с учетом результатов профессионального психологического отбора, не имелось.
При этом довод стороны истца о том, что должность начальника МОСП по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району не была сокращена до 1 июня 2020 г. отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку противоречит приказу ФССП России от 1 января 2020 г. N 31 "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу", согласно которому учреждена новая должность начальника отделения-старшего судебного пристава, подполковника внутренней службы Межрайонного отделения судебных приставов по г.Гурьевску, г.Салаира и Гурьевскому району с 1 мая 2020 г, Глотова Л.А. была уволена 30 апреля 2020 г, что свидетельствует об отсутствии нарушения её прав со стороны работодателя.
Доводы жалобы о том, что несоответствие требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, не может служить самостоятельным основанием для отказа в принятии на службу в органы принудительного исполнения, поскольку в силу части 4 статьи 17 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанное обстоятельство отсутствует в перечне оснований указанных в статье, основаны на неверном толковании норм законодательства, поскольку указанная норма распространяется на правоотношения связанные с приемом на службу в органы принудительного исполнения, в то время как положения части 3 статьи 93 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ регулируют правоотношения связанные с переходом и назначением на должность сотрудников органов принудительного исполнения из числа лиц ранее замещавших должности государственной гражданской службы.
С учетом установленных судами обстоятельств, на основании исследованных доказательств, руководствуясь приведенными положениями норм права суды установили, что процедуры увольнения работодателем нарушена не была.
Учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суды правильно разрешили возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебных актов.
При этом доводы жалобы не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Гурьевского городского суда Кемеровской области от 1 октября 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 января 2021 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 1 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Глотовой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.