Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Полынцева С.Н, судей - Шавриной А.И, Данцевой Т.Н, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Суровым Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
административное дело по административному иску Гурьянова Андрея Алексеевича к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным ответа об отказе в предварительном согласовании, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления лесных участков
по апелляционной жалобе представителя Гурьянова А.А.- Муравьёвой Ф.З.
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 5 августа 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Гурьянова Андрея Алексеевича к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным ответа от 05.08.2019 N МЛХ/5-11946 "о повторном отказе в предварительном согласовании" и обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления лесных участков, отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гурьянов А.А. обратился в суд с административным иском к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным ответа от 5 августа 2019 года N МЛХ/5-11946 об отказе в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование для ведения сельского хозяйства (пчеловодства) лесных участков:
- площадью 9, 6 га, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", кадастровый номер N;
- площадью 1, 9 га, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- площадью 3 га, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", кадастровый номер N;
и возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование указанных лесных участков.
В обоснование своих требований сослался на то, что поводом для принятия оспариваемого акта послужил факт нахождения испрашиваемых участков на основании договоров аренды во владении иных лиц, осуществляющих на них рекреационную деятельность. Полагает, что Министерство лесного хозяйство Красноярского края неверно применило положения п.п.2 п. 8 ст. 39.15 и п.2 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, без учета специальных норм - п.1, п. 2 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации, допускающих возможность многоцелевого использования лесных участков разными лицами.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Муравьёва Ф.З, действующая в интересах Гурьянова А.А. на основании доверенности, ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного, указывая в рамках аргументации своей позиции на доводы, аналогичные изложенным в административном иске.
Участники процесса (за исключением Гурьянова А.А. и его доверенного лица), надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции, не явились, причины неявки не сообщили, от представителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края - Иконниковой Е.И. поступило ходатайство о проведении судебного разбирательства в ее отсутствие. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения Гурьянова А.А. и его представителя Муравьевой Ф.З, настаивавших на удовлетворении предъявленных требований, судебная коллегия находит оспариваемый судебный акт подлежащим отмене ввиду следующего.
Как видно из представленных материалов, 31 июля 2019 года Гурьянов А.А. обратился в Министерство лесного хозяйства Красноярского края с заявлениями о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование для ведения сельского хозяйства (пчеловодства) трех лесных участков из состава земель лесного фонда:
- площадью 9, 6 га, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- площадью 1, 9 га, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- площадью 3 га, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N.
К указанным заявлениям была приобщена проектная документация испрашиваемых наделов (т. 1 л.д. 20-22).
По результатам рассмотрения названных обращений Министерством лесного хозяйства Красноярского края 5 августа 2019 года принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления желаемых заявителем участков на том основании, что спорные наделы уже обременены правами третьих лиц - на условиях договоров аренды от 22 октября 2008 года (с учетом дополнительных соглашений) переданы ООО "Дивное место" и ООО "Кемпинг "Манский плес" для осуществления рекреационной деятельности, - а потому, согласно п. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, не могут быть предоставлены иным лицам. Дополнительно отмечено, что приказом Министерства природы России "Об утверждении типовых форм аренды лесных участков" от 20 декабря 2017 года N 693 исключено право арендодателя предоставлять арендованный для рекреационной деятельности лесной участок или его часть третьим лицам для иных видов использования лесов (т. 1 л.д. 23-24).
Суд первой инстанции, признавая административные исковые требования Гурьянова А.А. необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходил из того, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края при подготовке оспариваемого ответа действовало в строгом соответствии с положениями земельного законодательства, устанавливающими запрет на одновременное пользование участком несколькими лицами, а также на совместное осуществление рекреационной деятельности и пчеловодства.
Однако указанный вывод суда первой инстанции является неправильным, основанным на неверном толковании норм материального права и оценке обстоятельств дела.
В силу ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) полномочия по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 9 ЛК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется главой 6 ЛК РФ.
Статьей 74.2 ЛК РФ предусмотрено, что по договору безвозмездного пользования лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на срок от одного года до пяти лет лицам, использующим леса, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Возможность предоставления на указанных условиях лесного участка для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки оговорена в ч. 4 ст. 38 ЛК РФ.
На основании ч. 1 ст. 74.3 ЛК РФ договор безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов на основании заявления заинтересованного лица.
Судебная коллегия признает ошибочным утверждение Министерства лесного хозяйства Красноярского края о нарушении норм действующего законодательства при предоставлении Гурьянову А.А. как третьему лица лесных участков, ранее предоставленных в аренду ООО "Дивное место" и ООО "Кемпинг "Манский плес", ввиду следующего.
В соответствии с пп. 1 п. 1, п 1.1 ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Пункт 1 статьи 25 ЗК РФ также определяет, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К указанному договору применяются правила, предусмотренные ст. 607, п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 610, п.п. 1 и 3 ст. 615, п. 2 ст. 621, п.п. 1 и 3 ст. 623 настоящего Кодекса.
Согласно статье 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Передача вещи в безвозмездное пользование, с учетом положений 694 ГК РФ, не является основанием для изменения или прекращения прав третьих лиц на эту вещь. При заключении договора безвозмездного пользования ссудодатель обязан предупредить ссудополучателя о всех правах третьих лиц на эту вещь (сервитуте, праве залога и т.п.).
Таким образом, земельный участок из земель лесного фонда может быть образован уполномоченным органом и выступать самостоятельным объектом гражданского оборота.
Лесные участки, на предоставлении которых в безвозмездное пользование настаивает Гурьянов А.А, не образовывалась в том смысле, который предусмотрен нормами главы I.1 ЗК РФ (статьи 11.2 - 11.10), не выступают новым объектом, который предстоит образовать или чьи границы подлежат уточнению, характеристики испрашиваемых наделов сохранились неизменными, земельный участок с учета снят не был. Право пользование спорными наделами на основании договора аренды, ООО "Дивное место" и ООО "Кемпинг "Манский плес" не утрачивают.
С учетом изложенного, положения статей 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в части предварительного согласования и оснований отказа в предоставлении земельного участка в связи с предоставлением его в аренду, на которые ссылалось Министерство лесного хозяйства Красноярского края при подготовке оспариваемого ответа, в рассматриваемой ситуации не применимы.
В данном случае надлежит руководствоваться специальными нормами.
Так, статьей 1 ЛК РФ установлено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
В соответствии с п. 1 ст. 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, в том числе ведение сельского хозяйства (пчеловодства).
Согласно п. 2 этой же статьи леса могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 1 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.
Системное толкование указанных норм законодательства показывает, что ограничение, как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
Данный вывод согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27 июля 2010 года N 2111/10, определении Верховного Суда Российской Федерации от 7 мая 2020 года N 302-ЭС20-6238.
В силу ст. 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Согласно Лесохозяйственному регламенту Красноярского лесничества, утвержденному приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28 сентября 2018 года N 1463-од, в квартале N 7 Усть-Манского участкового лесничества (где расположены испрашиваемые лесные участки) возможно как ведение рекреационной деятельности, так и пчеловодство (т. 1 л.д. 171-180).
Таким образом, спорные участки имеют два вида разрешенного использования. ООО "Дивное место и ООО "Кемпинг "Манский плес" лесные участки переданы на условиях аренды для ведения рекреационной деятельности, Лукьянов А.А. претендует на предоставление ему тех же наделов для осуществления пчеловодства, что не противоречит ч. 2 ст. 25 ЛК РФ, так как заявленное целевое использование территории названными лицами не идентично. Более того, арендаторы против удовлетворения требований административного истца не возражают, свою позицию довели до сведения суда в своем отзыве на исковое заявление (т. 1 л.д. 103), аналогичные пояснения дала в ходе рассмотрения дела и представитель названных Обществ.
Следовательно, многоцелевое лесопользование в рассматриваемом случае не создает препятствий по использованию участка Оществам и не может служить основанием для отказа в его предоставлении Гурьянову А.А. по заложенным административным ответчиком в своем ответе основаниям.
Ссылка Министерства лесного хозяйства Красноярского края на то, что запрет на одновременное осуществление рекреационной деятельности и сельского хозяйства (пчеловодства) предусмотрен типовой формой аренды лесных участков, утвержденной приказом Министерства природы России от 20 декабря 2017 года N 693 (приложение N 8), подлежит отклонению. Предложенные данным нормативным правовым актом типовые формы носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы, согласно ст. 87 ЛК РФ, с учетом видов разрешенного использования, определенных лесохозяйственным регламентом лесничества.
Отсутствие запрета на одновременное осуществление обозначенных видов деятельности следует и из анализа п. 1 ст. 113, п. 2 ч. 2, п. 2 ч. 4 ст. 114, п. 3 ч. 2 ст. 116, п. 3 ч. 3 п. 2 ч. 4 ст. 119 ЛК РФ, оговаривающих правовой режим отдельных видов лесов, а также Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденного Министерством природного ресурсов и экологии Российской Федерации от 2 июля 2020 года N 408.
Требования же к размещению пасек устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса (п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 450), а соответственно и контроль за их соблюдением возлагается на данный орган государственной власти и его территориальные структурные подразделения.
Вследствие этого Министерство лесного хозяйства Красноярского края, вопреки выводам суда первой инстанции, не является лицом, уполномоченным при решении вопроса о предоставлении лесного участка давать оценку правильности применения Ветеринарных правил содержания медоносных пчел и Методических рекомендаций по технологическому проектированию объектов пчеловодства РД-АПК 1.10.08.01-10, утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации соответственно 19 мая 2016 года и 6 августа 2010 года.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, считает необходимым отменить решение суда и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований о признании ответа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 5 августа 2019 года незаконным, возложив на данный орган государственной власти обязанность в течение месяца повторно рассмотреть заявления Гурьянова А.А. от 31 июля 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 5 августа 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным ответ Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 5 августа 2019 года N МЛХ/5-11946 о повторном отказе Гурьянову Андрею Алексеевичу в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование (для собственных нужд) для ведения сельского хозяйства (пчеловодства) лесных участков с кадастровыми номерами N, N, находящихся в Усть-Манском участковом лесничестве.
Возложить на Министерство лесного хозяйства Красноярского края обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Гурьянова Андрея Алексеевича от 31 июля 2019 года N МЛХ/5-11948, N МЛХ/5-11946, N МЛХ/5-11947 о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование для ведения сельского хозяйства (пчеловодства) лесных участков с кадастровыми номерами N, находящихся в Усть-Манском участковом лесничестве.
Возложить на Министерство лесного хозяйства Красноярского края обязанность о принятом по результатам рассмотрений заявлений Гурьянова Андрея Алексеевича решении в течение 30 дней сообщить Гурьянову Андрею Алексеевичу и в Советский районный суд г. Красноярска.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.