Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Савинова К.А, Бушминой А.Е.
при секретаре
Кощеевой Р.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фартунина А.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан "Государственная оценка и техническая инвентаризация" об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельного участка, равной рыночной стоимости
по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 февраля 2021 года, которым административное исковое заявление Фартунина А.В. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, установила:
административный истец Фартунин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельного участка, равной рыночной стоимости.
В обоснование требований, изложенных в административном исковом заявлении, Фартунин А.В. указал, что является собственником нежилых зданий:
с кадастровым номером "Номер", склад, площадью 63, 5 кв.м, по адресу: "Адрес"
с кадастровым номером "Номер", деревообрабатывающий цех, площадью 315, 8 кв.м, по адресу: "Адрес"
с кадастровым номером "Номер", деревообрабатывающий цех лопат, площадью 466, 8 кв.м, по адресу: "Адрес"
с кадастровым номером "Номер", автогараж, площадью 450, 1 кв.м, по адресу: "Адрес"
Кроме того, административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером "Номер", общей площадью 13298+/-40 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: строительная промышленность, для иных видов жилой застройки, по адресу: "Адрес", кадастровая стоимость которого определена на основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на 1 января 2019 года" по состоянию на 1 января 2019 года в размере 3 584 874, 84 рублей.
Согласно условиям договора аренды земельного участка, а также расчета годовой арендной платы, арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами "Номер" определена актами ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" по состоянию на 7 декабря 2016 года, 30 ноября 2016 года, 30 ноября 2016 года в размере 416 624, 77 рублей, 1 013 016, 68 рублей и 2 851 424, 01 рубля соответственно.
Кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером "Номер" определена на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года N 496 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2015 года" по состоянию на 1 января 2015 года в размере 685 668, 12 рублей.
Административный истец, полагая кадастровую стоимость объектов капитального строительства и земельного участка завышенной и оспаривая результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, представил отчеты об оценке, подготовленные "данные изъяты" от 19 сентября 2020 года NN 356/2020, 382/2020, 387/2020, в соответствии с которыми рыночная стоимость объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером "Номер" по состоянию 1 января 2019 года составляет 1 170 000 рублей, объектов капитального строительства нежилых зданий с кадастровыми номерами "Номер" - 272 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года, "Номер" - 390 000 рублей по состоянию на 30 ноября 2016 года, "Номер" - 346 000 рублей по состоянию на 30 ноября 2016 года, "Номер" - 40 000 рублей по состоянию на 7 декабря 2016 года.
В ходе рассмотрения административного дела определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2020 года назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, а также объектов капитального строительства, согласно которой рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером "Номер" составляет 83 000 рублей по состоянию на 7 декабря 2016 года, с кадастровым номером "Номер" - 426 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года, с кадастровым номером "Номер" - 517 000 рублей по состоянию на 30 ноября 2016 года, "Номер" - 584 000 рублей по состоянию на 30 ноября 2016 года, а земельного участка с кадастровым номером "Номер" - 1 947 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 февраля 2021 года, административное исковое заявление удовлетворено. Суд решил:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером "Номер", склад, площадью 63, 5 кв.м, по адресу: "Адрес" равной рыночной стоимости по состоянию на 7 декабря 2016 года, в размере 83 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером "Номер", деревообрабатывающий цех, площадью 315, 8 кв.м, по адресу: "Адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года, в размере 426 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером "Номер", деревообрабатывающий цех лопат, площадью 466, 8 кв.м, по адресу: "Адрес" равной рыночной стоимости по состоянию на 30 ноября 2016 года, в размере 517 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером "Номер", автогараж, площадью 450, 1 кв.м, по адресу: "Адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 30 ноября 2016 года, в размере 584 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", общей площадью 13298+/-40 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: строительная промышленность, для иных видов жилой застройки, по адресу: "Адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 1 947 000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта капитального строительства считать 23 ноября 2020 года.
С решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 февраля 2021 года не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее Министерство) и предъявило апелляционную жалобу, в которой содержится требование об отмене упомянутого решения суда.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерство указало, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, в частности, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и подлежит отмене. Судом неверно определена рыночная стоимость спорных объектов недвижимости, поскольку экспертное заключение является недопустимым доказательством, так как оно составлено с нарушением Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки, а также общей методологии оценки; вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата и занижения итоговой стоимости по предмету исследования; не корректно осуществлен подбор объектов-аналогов по основным ценообразующим факторам, что привело к занижению рыночной стоимости объектов оценки.
Относительно доводов изложенных в апелляционной жалобы представителем административного истца представлены возражения об их необоснованности и законности принятого решения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
На основании части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Следовательно, Фартунин А.В. права и обязанности которого, затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, является надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Из материалов дела следует, что административный истец Фартунин А.В. является собственником нежилых зданий:
с кадастровым номером "Номер", склад, площадью 63, 5 кв.м, по адресу: "Адрес" (л.д.16-17 т.1);
с кадастровым номером "Номер" деревообрабатывающий цех, площадью 315, 8 кв.м, по адресу: "Адрес" (л.д.19-20 т.1);
с кадастровым номером "Номер", деревообрабатывающий цех лопат, площадью 466, 8 кв.м, по адресу: "Адрес" (л.д.22-23 т.1);
с кадастровым номером "Номер", автогараж, площадью 450, 1 кв.м, по адресу: "Адрес" (л.д.25-26 т.1)
На основании договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности N 02-20-62 зем/03 от 20 февраля 2020 года, административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером "Номер", общей площадью 13298+/-40 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: строительная промышленность, для иных видов жилой застройки, по адресу: "Адрес" (л.д.37-40 т.1).
Как следует из условий договора аренды земельного участка и расчета арендной платы, арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка (п.4.2 договора, расчет арендной платы, л.д.37, 41, 42 т.1).
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, административный истец представил отчеты об оценке NN 356/2020, 382/2020, 387/2020 от 19 сентября 2020 года выполненные "данные изъяты" согласно которым рыночная стоимость:
земельного участка с кадастровым номером "Номер" по состоянию 1 января 2019 года составляет 1 170 000 рублей;
объектов капитального строительства нежилых зданий с кадастровыми номерами:
"Номер" - 272 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года, "Номер" - 390 000 рублей по состоянию на 30 ноября 2016 года
"Номер" - 346 000 рублей по состоянию на 30 ноября 2016 года, "Номер" - 40 000 рублей по состоянию на 7 декабря 2016 года.
На основании частей 4, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года N 183 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Республике Башкортостан - 1 июля 2017 года.
Принятым во исполнение приведенных нормативных правовых актов Приказом Министерства земельных и имущественных отношении Республики Башкортостан от 18.10.2019 N 1443 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на 1 января 2019 года" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2019 года.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 N 496 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2015 года" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 января 2015 года.
Как следует из материалов дела нежилое здание с кадастровым номером "Номер" поставлено на учет 7 декабря 2016 года. Кадастровая стоимость указанного объекта определена актом ФГБУ "ФКП Росреестра" N 02-0-1-264/3023/2016-2105/1 от 8 декабря 2016 года с применением удельного показателя кадастровой стоимости для вида объектов "здание", имеющих назначение "нежилое" по состоянию на 7 декабря 2016 года в размере 416 624, 77 рублей (л.д.169 т.3).
Кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером "Номер" была определена в ходе работ по актуализации государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда, утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года N 496 и составила 685 668, 12 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Нежилое здание с кадастровым номером "Номер" поставлено на учет 1 июля 2011 года. Кадастровая стоимость указанного объекта определена актом ФГБУ "ФКП Росреестра" N У16-238444/1 от 1 декабря 2016 года с применением удельного показателя в связи с изменением учетных характеристик (площади здания) по состоянию на 30 ноября 2016 года в размере 1 013 016, 68 рублей (л.д.172 т.3).
Нежилое здание с кадастровым номером "Номер" поставлено на учет 27 мая 2011 года. Кадастровая стоимость указанного объекта определена актом ФГБУ "ФКП Росреестра" N У16-238098/1 от 1 декабря 2016 года с применением удельного показателя в связи с изменением учетных характеристик по состоянию на 30 ноября 2016 года в размере 2 851 424, 01 рубля (л.д.175 т.3).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" категории "земли населенных пунктов" была утверждена Приказом Министерства земельных и имущественных отношении Республики Башкортостан от 18.10.2019 N 1443 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на 1 января 2019 года" по состоянию на 1 января 2019 года в размере 3 584 874, 84 рублей.
Аналогичные сведения о кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельного участка содержатся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д.11, 12, 13, 14, 15 т.1).
В ходе рассмотрения дела для правильности определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости определением суда первой инстанции от 24 декабря 2020 года по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту "данные изъяты" (л.д.155-159 т.2).
Согласно заключению эксперта "данные изъяты" N 12/01-И-2021 от 20 января 2021 года рыночная стоимость нежилых зданий:
с кадастровым номером "Номер" составляет 83 000 рублей по состоянию на 7 декабря 2016 года, с кадастровым номером "Номер" составляет 426 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года, с кадастровым номером "Номер" составляет 517 000 рублей по состоянию на 30 ноября 2016 года, с кадастровым номером "Номер" составляет 584 000 рублей по состоянию на 30 ноября 2016 года, земельного участка с кадастровым номером "Номер" составляет 1 947 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года (л.д.4-163 т.3).
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, исходил из того, что заключение эксперта "данные изъяты" N 12/01-И-2021 от 20 января 2021 года соответствует требованиям федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки; является достоверным, допустимым, относимым и достаточным; эксперт предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объекта недвижимости; выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами; итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, в связи с чем, у суда первой инстанции не возникло сомнений в его правильности или обоснованности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан указало, что экспертное заключение изготовлено с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральных стандартов оценки, заключение эксперта вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата и занижения итоговой стоимости по предмету исследования; не корректно осуществлен подбор объектов-аналогов по основным ценообразующим факторам.
Судебная коллегия с данными доводами апелляционной жалобы согласиться не может в силу следующего.
Как следует из заключения экспертизы, рыночная стоимость объектов недвижимости как объектов капитального строительства так и земельного участка определена сравнительным подходом к оценке, методом сравнения продаж, основанном на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами.
В пункте 10 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297 (далее - ФСО N 1), указано, что объект-аналог это объект, сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
В соответствии с пунктом 13 ФСО N 1 сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений.
Согласно пункту 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает следующие положения:
а) сравнительный подход применяется для оценки недвижимости, когда можно подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами сделок и (или) предложений;
б) в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным;
в) при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки и нормам Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов и все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов оценки, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта является ясным и полным, не допускает неоднозначного толкования полученных результатов, выводы эксперта не являются противоречивыми. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное образование, длительный стаж экспертной работы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административного ответчика заключение эксперта не вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата и сопоставимости подобранных объектов-аналогов.
Экспертом произведен анализ рынка объектов оценки, подробно описан процесс оценки объектов недвижимости с обоснованием применения сравнительного подхода и отказа от применения доходного и затратного подходов, правильно определен сегмент рынка, к которому относятся объекты оценки.
При отборе объектов - аналогов эксперт использовал сведения о продаваемых объектах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов.
Судебная коллегия полагает, что подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, определенной судебной экспертизой, с учетом дополнения к ней, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется, ходатайств о назначении повторной экспертизы в суде апелляционной инстанции не заявлено.
Другие доводы апелляционной жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено - 21 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.