Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Ившиной Т.В, Непопалова Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 решение Самарского районного суда г. Самары от 20 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 02 февраля 2021 г. по гражданскому делу N 2-959/2020 по иску ФИО1 к ГКУ СО "Центр занятости населения г.о. Самара" о признании безработным, назначении выплаты, назначаемой безработным гражданам, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 16.04.2020 года им подано заявление в электронном виде о регистрации его в качестве безработного с приложением всех необходимых документов, в том числе о заработной плате за последние два года с детализацией помесячно. Однако, ГКУ "Центр занятости населения городского округа Самара" (далее Центр занятости) до настоящего времени безработным истца не признало, пособие по безработице не назначило, мотивируя это отсутствием справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы Формы 56-П. В условиях самоизоляции получить данную справку затруднительно. Заместитель министра труда Самарской области Фурсова О.П. в письме от 09.06.2020 года ответила, что в условиях самоизоляции на основании п.4 Временных правил, Центр занятости проверяет предоставленные документы путем обращения в Пенсионный фонд РФ. Выданная ФИО1 Управлением пенсионного фонда справка предоставлена в Центр занятости 16.06.2020 года, однако, Центр занятости отказывается регистрировать истца в качестве безработного. Таким образом, действия ответчика, выраженные в отказе признать безработным и назначить выплаты, предусмотренные законом, нарушают права истца, причиняют ему моральный вред и материальный ущерб.
На основании изложенного просил суд обязать ответчика признать его безработным с 16.04.2020 года, назначить выплаты по безработице, включая выплаты на несовершеннолетних детей с 16.04.2020 года, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 20 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 02 февраля 2021 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неприменение судом законодательства, подлежащего применению, просит суд отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить его исковые требования.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом дважды, в том числе посредством телефонограммы 27 апреля 2021 г, уведомлялись судом кассационной инстанции о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 25.12.2019 года ФИО1 уволен с последнего места работы.
16 апреля 2020 года подал электронное заявление о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы через Интерактивный портал службы занятости населения Самарской области, работа в котором осуществляется в соответствии с требованиями Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N891 "О порядке регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".
К своему заявлению ФИО1 прикрепил скан-копии следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа об образовании, справки о сумме заработной плате и иных выплатах за 2 года.
В целях признания ФИО1 безработным через "Личный кабинет Интерактивного портала" он был проинформирован о необходимости предоставления полного пакета документов, в том числе справки о среднем заработке с приложением бланка указанной справки.
17.04.2020, 19.04.2020, 15.05.2020, 12.06.2020, 15.06.2020, 19.06.2020 от ФИО1 поступали заявления на регистрацию документов в электронном виде через Интерактивный портал службы занятости населения "адрес".
Между тем, ФИО1 справка о среднем заработке не была представлена ответчику.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что без предоставления полного пакета документов, установленного законом, у Центра занятости отсутствовали основания для регистрации ФИО1 в качестве безработного.
Истец с заявлением по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, к ответчику в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" не обращался. Соответственно, вопреки доводам истца у ответчика обязанность направлять самостоятельно запросы в Пенсионный фонд и применять Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N460, в том числе по принятию решений о назначении пособия по безработице, о признании его безработным, не возникла.
Представленная истцом распечатка экрана компьютера свидетельствует о том, что истцом было подано заявление через Интерактивный портал службы занятости Самарской области с использованием Единой системы идентификации и аутентификации Госуслуги, что указывает на правомерность доводов ответчика.
Таким образом ответчик действовал в соответствии с нормами действующего законодательства, оснований для признания его действий (бездействия) незаконным не имеется, права истца ответчиком не нарушены.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит доводы кассационной жалобы заслуживающими внимания на основании следующего.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Главой III Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Исходя из содержания данной статьи пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 этой статьи, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Пособие по безработице в случаях, указанных в пункте 2 статьи 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (например, выплата пособия по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия), устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено данным законом.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.
Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.
В пункте 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в числе документов, которые граждане могут предъявить при постановке на учет в целях поиска подходящей работы, указана справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (абзац первый пункта 7 Правил регистрации безработных граждан).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказа гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) двух отказов гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявки гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявки гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (пункт 9 Правил регистрации безработных граждан).
Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц (пункт 10 Правил регистрации безработных граждан).
Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (пункт 11 Правил регистрации безработных граждан).
Таким образом защита граждан от безработицы является одним из направлений государственной политики в сфере занятости населения. Названная цель реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на нейтрализацию негативных и нежелательных последствий, связанных с утратой гражданами работы, и социальную поддержку граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода).
К числу таких мер относится пособие по безработице, которое выплачивается гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости населения при представлении таким гражданином ряда документов, среди которых справка о его среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Представление гражданином, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы связано с необходимостью подбора ему подходящей работы, определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
Вместе с тем обязательная форма такой справки, равно как и обязательные требования к сведениям, содержащимся в такой справке, законом не установлены, а приведенный в пункте 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" исчерпывающий перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, не включает граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости документ, содержащий сведения о размере среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.
Таким образом, истребование от гражданина документов, при представлении которых он должен быть признан безработным, может быть обусловлено исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы.
Само по себе непредставление гражданином, зарегистрированным органами службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы либо представление им справки о заработной плате в произвольной форме, при соблюдении таким гражданином иных условий, установленных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", не может служить безусловным основанием для отказа в признании гражданина безработным и лишения его права на получение мер социальной поддержки, обусловленных таким статусом.
Согласно пункту 4 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 г. N 460 Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным,, в. установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).
Срок подготовки и направления сведений, указанных в пунктах 4 и 4(1) настоящих Временных правил, по запросу центра занятости населения не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления такого запроса (п. 5 Временных правил)
Пункт 11 Временных правил указывает на то, что решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице.
При рассмотрении настоящего дела по иску ФИО1 судебные инстанции неправильно применили к спорным отношениям приведенные выше правовые нормы об условиях и порядке признания гражданина безработным так как истребование от граждан документов, указанных в пункте 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в целях признания таких граждан безработными не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований ФИО1 возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства: представлялись ли истцом в Центр занятости населения справка о его средней заработной плате за последние три месяца работы; содержалась ли в этой справке информация (сведения) о размере заработной платы истца в период его работы в ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" в г. Казани; имел ли возможность ГКУ "Центр занятости населения г.о. Самара" на основании предоставленной справки, произвести расчет размера пособия истцу по безработице; была ли у истца реальная возможность представить ГКУ "Центр занятости населения г.о. Самара" иную справку о средней заработной плате за последние три месяца его работы в ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" в г. Казани, в том числе справку по форме, рекомендованной в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; была ли у ГКУ "Центр занятости населения г.о. Самара" возможность на основании поданного истцом заявления самостоятельно запросить предоставить на основании пункта 4 Временных правил с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) ФИО1 и предоставить истцу предусмотренные Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" меры государственной поддержки.
Однако судебные инстанции при рассмотрении исковых требований ФИО1 в результате неправильного применения норм материального права и существенного нарушения норм процессуального права не определили и не установили названные обстоятельства, имеющие значение для дела, произвольно применили статью 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нарушили требования процессуального закона, касающиеся доказательств и доказывания в гражданском процессе, не оценили имеющиеся по делу доказательства, как это предписывает процессуальный закон (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Делая вывод о том, что истцом не исполнена обязанность по представлению в ГКУ "Центр занятости населения г.о. Самара" полного пакета документов, необходимых для признания безработным, а именно справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, судебные инстанции, сославшись на положения пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", которым определен перечень документов, при представлении которых гражданин должен быть признан безработным, спор о правомерности фактического отказа истцу ГКУ "Центр занятости населения г.о. Самара" в постановке на учет в качестве безработного и лишения истца тем самым права на меры социальной поддержки, предусмотренные названным законом как гарантии государства на защиту от безработицы, по существу не разрешили.
Допущенные судами нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Самарского районного суда г. Самары от 20 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 02 февраля 2021 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Самарский районный суд г. Самары
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Т.В. Ившина
Г.Г. Непопалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.