Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 апреля 2021 г. по делу N 16-1095/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., изучив жалобу защитника акционерного общества "ЮТэйр-Инжиниринг" (далее - АО "ЮТэйр-Инжиниринг", Общество) Белова В.Н. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тюменской области "данные изъяты" от 29 мая 2020 года, решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 05 августа 2020 года, решение судьи Тюменского областного суда от 16 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "ЮТэйр-Инжиниринг",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тюменской области "данные изъяты" от 29 мая 2020 года, оставленным без изменения решениями судей Калининского районного суда г. Тюмени от 05 августа 2020 года, Тюменского областного суда от 16 сентября 2020 года, АО "ЮТэйр-Инжиниринг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты защитник юридического лица Белов В.Н. просит их отменить, считая необоснованными и незаконными, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Из протокола об административном правонарушении следует, что в результате плановой выездной проверки, проведенной должностным лицом в период с 03 марта по 22 апреля 2020 года, установлено нарушение АО "ЮТэйр-Инжиниринг" требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха, выразившееся в эксплуатации источников выбросов: пункт слива автоцистерн на складе ГСМ; пункт налива топливозаправщиков (ТЗА); емкости для сбора отстоя авиакеросина некондиционного в количестве 2 шт.; заправка ВС централизованная посадочная площадка с трубопроводом централизованной заправки авиационной техники, расположенных по адресу: Тюменская обл, Тобольский район, д. Медянки Татарские, ул. Портовая, д. 10; открытая площадка "сухой" мойки, расположенная по адресу: г. Тюмень, аэропорт "Плеханово", для которых не отражена информация в составе инвентаризации, в не установлении нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для вышеуказанных источников выбросов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностным лицом АО "ЮТэйр-Инжиниринг" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Судьи нижестоящих судебных инстанций признали обоснованными выводы должностного лица о виновности АО "ЮТэйр-Инжиниринг" в совершении данного правонарушения.
Между тем, при рассмотрении дела не учтено следующее.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 года N 1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном Приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года N352 (далее - Порядок проведения инвентаризации).
Должностное лицо, судьи нижестоящих судебных инстанций, устанавливая вину Общества в совершении административного правонарушения, исходили из того, что АО "ЮТэйр-Инжиниринг" нарушены требования пунктов 4, 42, 45 вышеназванного Порядка проведения инвентаризации.
В силу пункта 4 Приказа Минприроды России от 07 августа 2018 года N352 Порядок проведения инвентаризации вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.
Порядок проведения инвентаризации опубликован 25 октября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, вступил в силу 26 апреля 2019 года.
Документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу настоящего приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком. В случае, если для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отсутствует утвержденная документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, такая документация должна быть оформлена в соответствии с требованиями Порядка и утверждена не позднее двух лет со дня вступления в силу настоящего приказа (пункт 2 Приказа Минприроды России от 07 августа 2018 года N352).
В силу пункта 42 Порядка проведения инвентаризации корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в следующих случаях: изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ; изменение объемов производства; замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов; выявление при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ; изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов; реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.
Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 настоящего Порядка (пункт 45).
Применительно к названному Порядку корректировка данных инвентаризации выбросов должна быть проведена в срок до 26 апреля 2020 года, а для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на которые отсутствует утвержденная документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - до 26 апреля 2021 года.
Проверка АО "ЮТэйр-Инжиниринг" была осуществлена должностным лицом в период с 03 марта по 22 апреля 2020 года, акт проверки составлен 22 апреля 2020 года.
При таких обстоятельствах по состоянию на 22 апреля 2020 года (дата обнаружения нарушения) оснований для вывода о нарушении пунктов 4, 42, 45 Порядка проведения инвентаризации АО "ЮТэйр-Инжиниринг" у должностного лица и судей не имелось.
При этом ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении должностного лица не конкретизирован момент, с которым связано возникновение обязанности по инвентаризации данных объектов с учетом правил исчисления сроков, закреплённых в части 3 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Кроме этого, АО "ЮТэйр-Инжиниринг" признано виновным в не установлении нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для вышеуказанных источников выбросов в нарушение требований статей 12, 22, 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
В соответствии пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Соответственно, при разработке проекта предельно допустимых выбросов для предприятия определяются нормативы выбросов исключительно для стационарных источников.
Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определен Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 (далее - Положение).
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) (пункт 8 Положения).
Таким образом, установление нормативов выбросов связано с инвентаризацией источников выбросов.
Между тем, нарушение иного порядка проведения инвентаризации, кроме установленного Приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года N352, АО "ЮТэйр-Инжиниринг" вменено при возбуждении дела об административном правонарушении не было.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решения судей районного и областного судов, состоявшиеся в отношении АО "ЮТэйр-Инжиниринг" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные акты.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тюменской области "данные изъяты" от 29 мая 2020 года, решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 05 августа 2020 года, решение судьи Тюменского областного суда от 16 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "ЮТэйр-Инжиниринг" отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.