Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление мирового судьи по 9 судебному участку Куйбышевского района г. Иркутска от 14 июля 2020г., решение Куйбышевского районного суда г.Иркутска от 06 ноября 2020 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Байкал" (далее - ООО "Байкал", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи по 9 судебному участку Куйбышевского района г. Иркутска от 14 июля 2020 г, оставленным без изменения решением Куйбышевского районного суда г.Иркутска от 06 ноября 2020 г, ООО "Байкал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Байкал" Аксенов Э.М. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Указом Губернатора Иркутской области от 17.04.2020 N 112-УГ "О внесении изменений в Указ Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года N59-УГ, внесены изменения в Указ Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года N59-УГ "О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", согласно которым, пункт 2 приложения к Указу "Организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых приостановлена (ограничена) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (covid-19) дополнен подпунктом 4 следующего содержания: "организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в нежилых помещениях в многоквартирных домах, общежитиях, включая встроенные и пристроенные помещения. Установить, что розничная продажа алкогольной продукции в нежилых помещениях в многоквартирных домах, общежитиях, включая встроенные и пристроенные помещения, допускается с 9-00 до 19-00 часов".
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выводы мирового судьи о том, что 07 мая 2020 года в 20 часов 47 минут в магазине "Ретро", расположенном по адресу: "адрес", ООО "БАИКАЛ" допустило реализацию алкогольной продукции, а именно пива "Ретро" (классическое светлое нефильтрованное), объемом 01 литр, крепостью 4, 5 % об, стоимостью 70 рублей/литр, в количестве 1 единицы, в нежилом помещении многоквартирного дома.
Куйбышевский районный суд г.Иркутска поддержал выводы мирового судьи.
Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать нельзя.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Ограничения, предусмотренные пп. 4 п. 2 Перечня организаций и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых приостановлена (ограничена) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), установленного Указом Губернатора Иркутской области от 18.03.2020 г. N59-УГ "О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в редакции Указа Губернатора Иркутской области от 17.04.2020 г. N 112-УГ, действовали в период с 17 апреля 2020 г. по 12 мая 2020 г.
Указом Губернатора Иркутской области от 12.05.2020 г. N144-УГ пп. 4 п. 2 Перечня организаций и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых приостановлена (ограничена) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), установленного Указом Губернатора Иркутской области от 18.03.2020 г. N 59-УГ "О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"" изложен в новой редакции, не предусматривающей запрет продажи алкогольной продукции, пива и пивных напитков в нежилом помещении многоквартирного дома в период времени с 19 часов до 09 часов.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении был составлен 29 мая 2020 г, то есть уже после внесения соответствующих изменений.
Поскольку на момент составления административным органом протокола об административном правонарушении, а также на момент вынесения мировым судьей постановления о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ действия Общества по реализации алкогольной продукции в нежилом помещении многоквартирного дома в 20 часов 47 минут не являлись нарушением законодательства об алкогольном регулировании и, соответственно, не образовывали состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, а также учитывая норму части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, привлечение Общества к указанной административной ответственности является неправомерным.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении настоящего дела указанные требования закона судьями обеих инстанций не были выполнены.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, состоявшиеся в отношении ООО "Байкал" о привлечении его к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу директора ООО "Байкал" Аксенова Э.М. удовлетворить.
Постановление мирового судьи по 9 судебному участку Куйбышевского района г. Иркутска от 14 июля 2020г, решение Куйбышевского районного суда г.Иркутска от 06 ноября 2020 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Байкал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
Судья И.В.Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.