Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Богдевич Н.В, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-482/2020 по иску Трифанцева Сергея Михайловича, Решетникова Владимира Владимировича к государственному казенному учреждению Новосибирской области "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" о признании незаконными и отмене приказов, взыскании минимального размера повышения оплаты труда, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" на апелляционное определение Новосибирского областного суда от 23 октября 2020 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, объяснения представителя государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области"-Автушко О.А, поддержавшую довод кассационной жалобы, Трифанцева Сергея Михайловича, его представителя по устному ходатайству Пивоварова Никиту Юрьевичу, возражавших по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Трифанцев Сергей Михайлович (далее-Трифанцев С.М, истец) обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Новосибирской области "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" (далее-ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ НСО", ответчик) о признании незаконными и отмене приказов, взыскании минимального размера повышения оплаты труда, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда, в котором с учетом уточнений просил: признать незаконными и отменить пункты 2.2. и 3 приказаГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ НСО" от 21.06.2019 г..N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда", в части отмены ранее предоставленных гарантий и компенсаций в части сокращения продолжительности рабочего времени на его рабочем месте начальника отделов пунктов управления, и в части оформления дополнительного соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора; признать незаконным и отменить: пункт 1 приказа от 20 сентября 2019 года N "О введении в действие приказа от 21.06.2019 N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда", в части касающейся отмены действия пункта 1.2. приказа ответчика от 22.08.2019 г..N "О внесении изменений в приказ от 21.06.2019 N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда""; пункт 2 Приказа от 20 сентября 2019 года N "О введении в действие приказа от 21.06.2019 N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда"", в части касающейся, считать действующими пункты 2.2. и 3 приказа ответчика от 21.06.2019 г..N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда"; признать незаконным и отменить дополнительное соглашение от 10.10.2019 г..б/н к трудовому договору N от 03.06.2013 г, заключенное
между истцом и ответчиком; взыскать с ответчика в пользу истца Трифанцева С.М. 16 324 рубля 10 коп. минимального размера повышения оплаты труда за период работы с 01.01.2014 г..по 13.10.2016 г..; 15 418 рублей 94 коп. процентов (денежной компенсации) за нарушение сроков выплат минимального размера повышения оплаты труда, рассчитанных за период с 01.01.2014 г..по 18.10.2019 г..; взыскать проценты (денежную компенсацию) за период с 19.10.2019 г..по день взыскания с ответчика минимального размера повышения оплаты труда за период работы с 01.01.2014 г..по 13.10.2016 г..; обязать ответчика произвести расчет и выплату Трифанцеву С.М. компенсации за сверхурочную работу, за период с 15 октября 2019 года по день перехода на сокращенную 30-ти часовую рабочую неделю; взыскать с ответчика в пользу истца Трифанцева С.М. 500 000 рублей в счет компенсации морального вреда.
Решетников Владимир Владимирович (далее-Решетников В.В, истец) обратился в суд с аналогичным иском и с учетом уточнений просил: признать незаконными и отменить пункты 2.2. и 3 приказа Государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" от 21.06.2019 г..N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда", в части отмены ранее предоставленных льгот и гарантий в части сокращения продолжительности рабочего времени на его рабочем месте ведущего специалиста ГО (по ОТС) отдела пунктов управления, и в части оформления дополнительного соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора; признать незаконным и отменить: пункт 1 приказа от 20 сентября 2019 года N "О введении в действие приказа от 21.06.2019 N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда", в части касающейся отмены действия пункта 1.2. приказа ответчика от 22.08.2019 г..N "О внесении изменений в приказ от 21.06.2019 N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда"; пункт 2 приказа ответчика от 20 сентября 2019 года N "О введении в действие приказа от 21.06.2019 N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда", в части касающейся считать действующими пункты 2.2. и 3 приказа ответчика от 21.06.2019 г..N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда"; признать незаконным и отменить дополнительное соглашение от 09.10.2019 г..б/н к трудовому договору N от 16.10.2012 г, заключенное между истцом и ответчиком; взыскать с ответчика в пользу истца Решетникова В.В. 10818 рублей 68 коп. минимального размера повышения оплаты труда за период работы с 01.01.2014 г..по 13.10.2016 г..; 10 213 рублей
74 коп. процентов (денежной компенсации) за нарушение сроков выплат минимального размера повышения оплаты труда, рассчитанных за период с 01.01.2014 г..по 17.10.2019 г..; проценты (денежную компенсацию) за период с 18.10.2019 г..по день взыскания с ответчика минимального размера повышения оплаты труда за период работы с 01.01.2014 г..по 13.10.2016 г..; обязать ответчика произвести расчет и выплату истцу Решетникову В.В. компенсации за сверхурочную работу, за период с 15 октября 2019 года по день перехода на сокращенную 30-ти часовую рабочую неделю; взыскать с ответчика в пользу истца Решетникова В.В. 500 000 рублей в счет компенсации морального вреда.
Определением суда от 11.02.2020 года производство по гражданским делам по указанным исковым заявлениям соединено в одно производство.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что они работают у ответчика: Трифанцев С.М. - в должности начальника пунктов управления филиала ГКУ Новосибирской области - "Областной Центр управления в кризисных ситуациях Новосибирской области" с 03.06.2013 г. по настоящее время; истец Решетников В.В. - в должности ведущего специалиста ГО отдела пунктов управления филиала ГКУНовосибирской области - "Областной Центр управления в кризисных ситуациях Новосибирской области" с 16.10.2012 г. по настоящее время. На момент трудоустройства истцам трудовыми договорами были установлены особенности режима рабочего времени: пунктом 4.2 - неполный рабочий день; неполная рабочая неделя - 30-ти часовая рабочая неделя, работа с вредными условиями труда; пунктом 4.4 - дополнительный отпуск 12 рабочих дней (вредные условия труда класс 3.1, установленные ранее проведенной аттестацией рабочих мест в 2010 году). В последующем с 10.10.2019 г. ответчик незаконно и необоснованно отменил указанные в пункте 4.2 трудовых договоров компенсации и гарантии, предоставленные законом - неполный рабочий день и неполную 30-ти часовую рабочую неделю, гарантированные законом при работе с вредными условиями труда. Истцы обратились к ответчику с просьбой установить оплату труда в повышенном размере, в соответствии со ст. 147 Трудового кодекса РФ за период работы во вредных условиях труда с 01.01.2014 г.
В результате обращения ответчик издал приказ от 21.06.2019 г. N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда", которым был произведен перерасчет оплаты труда, с увеличением на 4% от оклада, но не за весь период времени, а только с 14 октября 2016 года. Кроме того, приказом от 21.06.2019 г. N с истцов незаконно и необоснованно была снята часть компенсаций и гарантий, предоставленных законом. Приказ N изначально является незаконным, так как вынесен с грубыми нарушениями норм действующего законодательства. После неоднократных обращений к ответчику с возражениями на нарушающий трудовые права приказ от 21.06.2019 г. N, ответчиком дважды выносились приказы по корректировке приказа N. В результате проведения Министерством труда и социального развитияНовосибирской области Государственной экспертизы условий труда было подготовлено и утверждено Заключение государственной экспертизы условий труда от 10 сентября 2019 года N. В октябре 2019 года истцам были вручены уведомления с предложением имеющихся вакантных должностей и предложено в течении двух рабочих дней предоставить в отдел кадров согласие либо отказ по предложенным должностям.
Из-за оказываемого давления со стороны ответчика истцы были вынуждены согласиться на ухудшающиеся и не соответствующие закону условия труда. Также незаконными действиями ответчика на протяжении длительного времени, с начала 2014 года по настоящее время истцам причинен моральный вред.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 26 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 23 октября 2020 года постановлено:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 26 июня2020 года отменить, принять новое, которым исковые требованияТрифанцева Сергея Михайловича, Решетникова Владимира Владимировичаудовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить: пункт 1 приказа ГКУ НСО "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" от 20 сентября 2019 года N "О введении в действие приказа от 21.06.2019 N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда", в части касающейся отмены действия пункта 1.2. приказа ответчика от 22.08.2019 г. N "О внесении изменений в приказ от 21.06.2019 N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда"; пункт 2 Приказа ответчика от 20 сентября 2019 года N "О введении в действие приказа от 21.06.2019 N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда", в части касающейся, считать действующими пункты 2.2. и 3 приказа ответчика от 21.06.2019 г. N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда".
Признать незаконными и отменить пункты 2.2. и 3 приказаГосударственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр пообеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайныхситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" от 21.06.2019 г. N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых наработах с вредными условиями труда".
Признать незаконным и отменить Дополнительное соглашение от 10.10.2019 г. б/н к Трудовому договору N от 03.06.2013 г, заключенное между Трифанцевым Сергеем Михайловичем и ГКУ НСО "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области";
Взыскать с ответчика в пользу истца Трифанцева Сергея Михайловича 16 324 рубля 35 копеек минимального размера повышения оплаты труда за период работы с 01.01.2014 г. по 13.10.2016 г.; проценты за нарушение сроков выплат минимального размера повышения оплаты труда в размере 14 417 рублей 30 копеек.
Обязать ГКУ НСО "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" произвести расчет и выплату Трифанцеву Сергею Михайловичу компенсации за сверхурочную работу, за период с 15 октября 2019 года по день перехода на сокращенную 30-ти часовую рабочую неделю.
Взыскать с ответчика в пользу истца Трифанцева Сергея Михайловича 10 000 рублей в счет компенсации морального вреда.
Признать незаконным и отменить дополнительное соглашение от 09.10.2019 г. б/н к Трудовому договору N от 16.10.2012 г, заключенное между Решетниковым Владимиров Владимировичем и ГКУ НСО "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области.
Взыскать с ГКУ НСО "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" в пользу истца Решетникова Владимира Владимировича 10 818 рублей 68 копеек минимального размера повышения оплаты труда за период работы с 01.01.2014 г. по 13.10.2016 г.; проценты за нарушение сроков выплат минимального размера повышения оплаты труда в размере 9 554 рубля 34 копейки.
Обязать ответчика произвести расчет и выплату истцуРешетникову Владимиру Владимировичу компенсацию за сверхурочнуюработу, за период с 15 октября 2019 года по день перехода на сокращенную30-ти часовую рабочую неделю.
Взыскать с ГКУ НСО "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" в пользу Решетникова Владимира Владимировича 10 000 рублей в счет компенсации морального вреда.
В кассационной жалобе ответчика, поступившей в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, содержится просьба об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции, как незаконного.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец Решетников В.В, о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, а доводы жалоб не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, Трифанцев С.М. и Решетников В.В. являются работниками ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области". Трифанцев С.М. работает в ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" в должности "начальник отдела пунктов управления филиала ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области "Областной Центр управления в кризисных ситуациях Новосибирской области"" (заявление Трифанцева С.М. от 29.05.2013 г. о приеме на работу, трудовой договор N от 03.06.2013 г, приказ о приеме работника на работу N от 03.06.2013 г.).
Решетников В.В. работает в ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" в должности "ведущий специалист гражданской обороны (по ОТС) отдела пунктов управления филиала ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области"- "Областной Центр управления в кризисных ситуациях Новосибирской области" (заявление Решетникова В.В. от 12.09.2012 г. о приеме на работу, трудовой договор N от 16.10.2012 г, приказ о приеме работника на работу N-лс от 16.10.2012 г.).По результатам проведенной специальной оценки условий труда 2016 года: карта специальной оценки условий труда N (начальник отдела пунктов управления филиала ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области"-"Областной Центр управления в кризисных ситуациях Новосибирской области"), карта специальной оценки условийтруда N (ведущий специалист гражданской обороны (по ОТС) отдела пунктов управления филиала ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области"-"Областной Центр управления в кризисных ситуациях Новосибирской области"), работникам Трифанцеву С.М. и Решетникову В.В. был установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2- вредный 2 степени.
Согласно специальной оценки условий труда 2016 года работникам были определены гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, занятым на рабочих местах с итоговым классом (подклассом) условий труда 3.2 - вредный 2 степени: повышенная оплата; ежегодный дополнительный отпуск; проведение медицинских осмотров.
В целях реализации положений статей 92, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденного приказом ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" N от 01.11.2016 г. работникам Трифанцеву С.М. и Решетникову В.В. на основании приказа от 21.06.2019 г. N был произведен перерасчет оплаты труда из расчета повышенной оплаты в размере 4% от должностного оклада за период с 14.10.2016 г. и установлена доплата за работу с вредными условиями труда 2 степени в размере 4 % от должностного оклада.
С учетом отмены сокращенной продолжительности рабочего времени 21.06.2019 г. Трифанцеву С.М. было вручено уведомление об изменении определенных сторонами условий трудового договора, которое Трифанцев С.М. отказался получить, о чем был составлен акт от 21.06.2019 г. Также 24.06.2019 г. Решетникову В.В. было вручено уведомление об изменении определенных сторонами условий трудового договора, отметка о вручении имеется (24.06.2019 г.). В связи с несогласиями перехода на новые условия труда работников, ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" обратилось в министерство труда и социального развития Новосибирской области с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда на рабочих местах отдела пунктов управления филиала ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" - "Областной Центр управления в кризисных ситуациях Новосибирской области", ввиду чего был издан приказ N от 22.08.2019 "О внесении изменений в приказ от 21.06.2019 N "Об оплате труда и изменений условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда", который приостановил действие п.п. 2.2. пункта 2 и пункта 3 приказа N от 21.06.2019 до окончания проведения и утверждения заключения государственной экспертизы условий труда на рабочих местах отдела пунктов управления филиала ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" - "Областной Центр управления в кризисных ситуациях Новосибирской области".
Также приказом N была внесена правка в преамбулу приказа N от 21.06.2019 г, заменены слова "приказом от 14.10.2016 N" на слова "приказом от 10.11.2016 N". 20.09.2019 г. ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" издало приказ N "О введении в действие приказа от 21.06.2019 N "Об оплате труда и изменений условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда" в связи с полученным заключением государственной экспертизы условий труда министерства труда и социального развития Новосибирской области N от 10.09.2019 г. и ввело в действие приостановленные п.п. 2.2. пункта 2 и пункта 3 приказа N от 21.06.2019 г.
Согласно полученного заключения государственной экспертизы условий труда министерства труда и социального развития Новосибирской области специальная оценка условий труда на рабочих местах N начальника отдела пунктов управления, N ведущий специалист гражданской обороны (по ЗПУ) отдела пунктов управления, N ведущий специалист гражданской обороны (по ОТС) отдела пунктов управления филиала ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области"-"Областной Центр управления в кризисных ситуациях Новосибирской области" проведена в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. В примечании к заключению государственной экспертизы сказано: при предоставлении гарантий и компенсаций работодатель должен руководствоваться пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда". Работникам Трифанцеву С.М. и Решетникову В.В. был установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2 - вредный 2 степени. 20.09.2019 работникам Трифанцеву С.М. и Решетникову В.В. были вручены информационные письма с просьбой, предоставить в отдел кадров информацию о согласии или несогласии на работу в новых условиях труда по уведомлению от 21.06.2019 г. и 24.06.2019 г. соответственно. По результатам процедуры вручения работники были проинформированы о содержащейся информации в письмах работодателя, однако, принять их отказались, расписав формулировки на самих письмах.
07.10.2019 г. Решетников В.В. высказал согласие работать на новых условиях, в виду чего с работником было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору.
08.10.2019 г. Трифанцев С.М. высказал согласие работать на новых условиях, в виду чего с работником было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору.
10.10.2019 г. было заключено дополнительное соглашение б/н к трудовому договору от 03.06.2013 г. N с Трифанцевым С.М. согласно которому, работнику устанавливается нормальный режим рабочего времени - 40 часовая рабочая неделя, надбавка за работу с вредными условиями труда в размере 4% от должностного оклада с сохранением остальных условий трудового договора от 03.06.2013 г. N, в том числе с предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными условиями труда в количестве 12 рабочих дней.
09.10.2019 г. было заключено дополнительное соглашение б/н к трудовому договору от 16.10.2012 г. N с Решетниковым В.В. согласно которому, работнику устанавливается нормальный режим рабочего времени - 40 часовая рабочая неделя, надбавка за работу с вредными условиями труда в размере 4% от должностного оклада с сохранением остальных условий трудового договора от 16.10.2012 г. N, в том числе с предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными условиями труда в количестве 12 рабочих дней.
Приказом от 14.10.2019 г. N "О внесении изменений в правила внутреннего трудового распорядка ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" внесены изменения в распорядок дня начальника отдела пунктов управления и ведущего специалиста ГО (ОТС) отдела пунктов управления - установлен 8 часовой рабочий день.Работникам Трифанцеву С.М. и Решетникову В.В, установлена и выплачивается доплата за работу с вредными условиями труда 2 степени в размере 4 % от должностного оклада, предоставляется дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда в количестве 12 рабочих дней.
Отказывая в удовлетворении требований истцов, суд первой инстанции руководствовался п. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, ст. 1, 3, абз. 6 п. 2 ст. 22, ст. 21, 22, 74, 92, 117, 129, 135, 147, 212, 219, п.1 ст. 287 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 3, 8, 9, п. 1, 4 ст. 14, п. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", ст. 1, 2 Конвенции N 11 Международной организации труда "Относительно дискриминации в области труда и занятий" и исходил из того, что оспариваемые приказы соответствуют требованиям действующего законодательства, дополнительные соглашения с Трифанцевым С.М, Решетниковым В.В. заключены в соответствии с действующим Трудовым кодексом Российской Федерации и не противоречат законодательству в части предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда, истцам произведен перерасчет на основании отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденного приказом ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" N от 01.11.2016 г, в связи с чем, оснований для взыскания дополнительной компенсации в пользу истцов не усмотрел.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что доводы истцов о том, что занимаемые ими должности предусмотрены Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, предусматривающим право на сокращенную продолжительность рабочего времени, являются несостоятельными, поскольку основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, признаются конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции не согласилась с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан без учета установленных по делу обстоятельств, при неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
С выводами суда апелляционной инстанции соглашается судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37, часть 3); каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 37, часть 5); каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41, часть 1).
Провозглашая право каждого на безопасные условия труда, на отдых и на охрану здоровья, Конституция Российской Федерации исходит из того, что здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль в жизни общества и государства. Этим предопределяется характер обязанностей государства, признающего свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья людей, и, соответственно, содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами указанных конституционных прав, что в сфере труда требует от законодателя помимо установления мер, направленных на охрану здоровья работников непосредственно в процессе трудовой деятельности, введения для тех из них, кто осуществляет трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий, призванных компенсировать негативное воздействие на их здоровье обусловленных этими условиями факторов.
С учетом этого в Трудовом кодексе Российской Федерации для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени (часть первая статьи 92), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (статья 117) и повышенная оплата труда (часть первая статьи 146 и статья 147).Закрепление таких мер в законе обусловлено стремлением государства предоставить указанной категории работников дополнительные возможности по оздоровлению и восстановлению работоспособности, т.е. преследует конституционно значимую цель охраны здоровья граждан.
Трифанцев С.М. и Решетников В.В. были приняты на работу ответчиком с вредными условиями труда и трудовыми договорами были установлены особенности режима рабочего времени: пунктом 4.2 - неполный рабочий день; неполная рабочая неделя - 30-ти часовая рабочая неделя, работа с вредными условиями труда; пунктом 4.4-дополнительный отпуск 12 рабочих дней (вредные условия труда класс 3.1, установленные ранее проведенной аттестацией рабочих мест в 2010 году).
Указанные компенсации и гарантии предоставлены на основании Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. N 298/П - 22, раздел XXXIV, п. 6 (дополнительный отпуск 12 рабочих дней), продолжительность рабочей недели 30 часов), которое не отменено и действует в настоящее время.
В соответствии со ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается, в том числе, для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).
По результатам проведенной специальной оценки условий труда 2016 г.: карта специальной оценки условий труда N (начальник отдела пунктов управления филиала ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области"- "Областной Центр управления в кризисных ситуациях Новосибирской области"), карта специальной оценки условийтруда N (ведущий специалист гражданской обороны (по ОТС) отдела пунктов управления филиала ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области"- "Областной Центр управления в кризисных ситуациях Новосибирской области"), работникам Трифанцеву С.М. и Решетникову В.В. был установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2- вредный 2 степени.
В связи с новым правовым регулированием работодатель приказом от 21.06.2019 г. N отменил истцам сокращенную рабочую неделю - 30 часов и сокращенный рабочий день - 6 часов.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке труда", (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Основанием для установления сокращенной продолжительности рабочего времени работникам до 01.01.2014 г. явилось включение их профессий в Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. N и специальная оценка условий труда, установленная в 2010 году с классом вредности 3.1.
Суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что поскольку на 01.01.2014 г. - момент внесения изменений в статьи 92 ТК РФ истцы имели право на сокращенную продолжительность рабочего времени, пересмотреть данное право и не сокращать продолжительность рабочего времени возможно только при несохранении, то есть улучшении соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Соответственно, так как условия труда истцов после по результатам специальной оценке условий труда, проведенной в 2016 году, не улучшились, напротив ухудшились, с подкласса вредности 3.1. изменились на подкласс вредности 3.2, с учетом п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке труда", оснований для изменения режима работы с 30-ти часовой на 40-часовую рабочую неделю у работодателя не имелось и он обязан был сохранить истцам компенсационную меру, установленную до 01.01.2014 г.
С учётом изложенного выше, являются правильными выводы суда апелляционной инстанции о том, что нельзя признать законными выводы суда первой инстанции о законности п.2.2 и 3 приказа ГКУ НСО "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" от 21.06.2019 г. N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда", а также законности дополнительных соглашений от 19.10.2019 г. б/н к трудовому договору N от 03.06.2013 г, заключенное с Трифанцевым С.М, и от 09.10.2019 г. б/н к трудовому договору N от 16.10.2012 г, заключенное с Решетниковым В.В, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции правомерно пришла к выводу о признании дополнительных соглашений, заключенных работниками и работодателем незаконными, поскольку они противоречат ст. 92 ТК РФ и п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке труда".
Правомерными также являются выводы суда апелляционной инстанции об обязании ответчика произвести расчет и выплату истцам компенсации за сверхурочную работу, за период с 15.10.2019 г. по день перехода на сокращенную 30-ти часовую рабочую неделю.
В силу ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В силу абз. 4 ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Как следует из материалов дела, ответчиком произведен перерасчет заработной платы истцов за период с 14.10.2016 г, с момента утверждения специальной оценки условий труда, проведенной в 2016 г. Между тем, по результатам оценки условий труда в 2010 г. также были установлены вредные условия труда, подкласс 3.1.
Как указано выше, с учетом п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке труда", за работником сохраняется право на компенсации за работу во вредных условиях труда. Ответчиком ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" произведен перерасчет заработной платы лишь за период с 14.10.2016 г, что противоречит указанному Закону, поскольку повышенный размер оплаты труда работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотрен Федеральным законом от 28.12.2013 г. N421-ФЗ) и неисполнение работодателем законодательно предусмотренной обязанности не умаляется право работника на получение компенсаций за работу во вредных условиях труда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда апелляционной инстанции правомерно пришла к выводу об удовлетворении требований Трифанцев С.М. и Решетников В.В. о взыскании с ответчика в их пользу минимального размера повышения оплаты труда за период с 01.01.2014 г. по 13.10.2016 г, признании п. 1 и 2 приказа ГКУ НСО " Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" от 20.09.2019 г. N "О введении в действие приказа от 21.06.2019 N "Об оплате труда и изменении условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда", незаконными, взыскания компенсации за нарушение сроков выплаты истцам минимального размера повышения оплаты труда, взыскании компенсации морального вреда за нарушение трудовых прав.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебного акта в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
В свою очередь, никаких доводов, направленных на опровержение выводов суда апелляционной инстанции по существу спора, в том числе о неправильном применении норм материального права или о процессуальных нарушениях, повлиявших на итоговое судебное постановление, в кассационной жалобе не содержится.
Указанные выводы основаны на правильной квалификации отношений сторон, правильном определении юридически значимых обстоятельств и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, отвечающей требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения Новосибирского областного суда от 23 октября 2020 года.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение Новосибирского областного суда от 23 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.