Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Латушкиной С.Б, судей: Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1507/2020, N по иску Казитова Т.Б. к Министерству здравоохранения Республики Алтай, Бюджетному учреждению здравоохранения Республики Алтай "Республиканская больница" о взыскании недоначисленной заработной платы, процентов
по кассационной жалобе Казитова Т.Б. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 17 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 18 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Казитов Т.Б. обратился с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Алтай, БУЗ РА "Республиканская больница" о взыскании недоначисленной заработной платы, процентов.
Требования мотивированы тем, что истец работает врачом-хирургом в БУЗ РА "Республиканская больница". Ответчиками не исполнены Указ Президента РФ N 597 от 7 мая 2012 г. "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", по которому Правительству Российской Федерации и Правительству Республики Алтай было поручено обеспечить повышение средней заработной платы врачам к 2017 году до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе. Истец указывает, что ему выплачивается заработная плата примерно 50-60 % от указанных в Указе Президента РФ N 597 сумм.
Истец указывает на то, что средняя зарплата по Республике Алтай составила в 2017 году - 26 316 рублей, в 2018 году - 30 953 рубля, в 2019 году - 32 873 рубля. Соответственно заработная плата истца должна составлять в 2017 году - 52 632 рубля, в 2018 году - 61 906 рублей, в 2019 году - 65 746 рублей. Таким образом, за три года с 1 июля 2017 г. по 1 июля 2020 г. истцу ответчиком БУЗ РА "Республиканская больница" недоначислена заработная плата в общей сумме 987 851 рубль 22 копеек.
Учитывая постоянно прогрессирующую денежную инфляцию, истец считает правильным применить к недоначисленной сумме индексацию по процентам рефинансирования по ставкам Центробанка России с 2017 по 2020 годы.
С учетом уточнений Казитов Т.Б. просит взыскать с Министерства здравоохранения Республики Алтай, БУЗ РА "Республиканская больница" сумму недочисленной заработной платы по Указу Президента РФ N 597 от 7 мая 2012 г. за три прошедших года в размере 643 107 рублей 57 копеек; компенсационную выплату по проценту индексации с учетом ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федеации за период с 2017 года по 2020 год в размере 161 487 рублей 56 копеек.
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 17 сентября 2020 г, оставленным без удовлетворения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 18 ноября 2020 г, в удовлетворении искового заявления Казитова Т.Б. к Министерству здравоохранения Республики Алтай, Бюджетному учреждению здравоохранения Республики Алтай "Республиканская больница" отказано.
Казитовым Т.Б. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления, как незаконного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Казитов Т.Б. с 11 июля 2011 г. работает в должности в врача-хирурга лечебно -диагностического отделения БУЗ РА "Республиканская больница". Между сторонами заключен трудовой договор N от 13 июля 2011 г. на неопределенный срок.
1 ноября 2012 г. дополнительным соглашением к трудовому договору N от 13 июля 2011 г. установлено, что за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере: оклад (должностной оклад) в размере 4100 рублей; 12 % за вредные условия труда (по результатам аттестации рабочего места) 492 рубля 00 копеек; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера. Работнику могут устанавливаться другие доплаты и надбавки к окладу, выплачиваться премии и другие виды материального вознаграждения в порядке и на условиях, предусмотренных Положением об оплате труда, Коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя.
Положение об оплате труда работников БУЗ РА "Республиканская больница" (далее ? Положение) утверждено приказом N от 7 ноября 2012 г. Премирование работников больницы осуществляется на основе - Положения о премировании, утвержденного приказом БУЗ РА "Республиканская больница".
В целях установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников БУЗ РА "Республиканская больница" от объема и качества оказанной медицинской помощи, мотивации медицинских работников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей, поэтапного перевода медицинских работников на эффективный контракт в соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р, приказом от 15 апреля 2014 г. N 96/1 внесены изменения в Положение об оплате труда работников БУЗ РА "Республиканская больница".
С целью стимулирования к качественному результату труда и поощрения работников за выполненную работу в соответствии с утвержденным Перечнем видов выплат стимулирующего характера в БУЗ РА "Республиканская больница" по решению главного врача могут устанавливаться стимулирующие выплаты: за интенсивность и высокие результаты работы, за выполнение показателей эффективности деятельности; премии за выполнение особо важных и ответственных работ; премии по итогам работы (квартал, гол).
Денежные выплаты стимулирующего характера за выполнение показателей эффективности деятельности работникам начисляются с учетом выполнения индивидуальных норм нагрузки, показателей и критериев оценки эффективности деятельности специалистов на основании решения Комиссии БУЗ РА "Республиканская больница" и оформляются протоколом.
Приказом от 20 февраля 2015 г. N утверждены, в том числе: показатели и критерии оценки эффективности деятельности врачей-специалистов, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь (Приложение N); порядок установления, начисления и предоставления денежных выплат стимулирующего характера за выполнение показателей эффективности деятельности работникам БУЗ РА "Республиканская больница", оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь (Приложение N); Положение о комиссии поликлиники БУЗ РА "Республиканская больница" по оценке деятельности медицинских работников, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь для осуществления выплат стимулирующего характера за выполнение показателей эффективности деятельности (Приложение N).
Дополнительным соглашением от 1 октября 2015 г. к трудовому договору N от 13 июля 2011 г. были установлены показатели и критерии оценки деятельности врача-хирурга, оказывающего амбулаторно-поликлиническую помощь. При условии достижения значений показателей и критериев оценки эффективности деятельности с учетом условий, предусмотренных приказом по учреждению, положением об оплате труда и Приложением N к трудовому договору (без районного коэффициента) работнику ежемесячно производится выплата стимулирующего характера в размере 7 810 рублей.
Дополнительными соглашениями к трудовому договору неоднократно вносились изменения, в том числе в части увеличения должностного оклада.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку работодателем в спорный период производилась выплата заработной платы истцу с учетом условий трудового договора и соглашений к нему, исходя из должностного оклада, количества отработанных дней и часов, установленных договором компенсационных и стимулирующих надбавок, нарушений статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации при начислении заработной платы работодателем не допущено, задолженность работодателя перед работником отсутствует.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и суда апелляционной инстанций.
В силу абзаца 5 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях склоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки симулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительству Российской Федерации в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики предписано обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Правительством Российской Федерации была принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 года N 2190-р). В приложении N 4 к указанной Программе утверждена динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах. Указанные значения носят индикативный характер и могут быть уточнены в "дорожных картах" по мере реализации Программы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 N 2599-р утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по изменениям в отраслях социальной сферы, направленным на повышение эффективности здравоохранения.
В рамках исполнения вышеуказанных нормативных актов распоряжением Правительства Республики Алтай от 28 февраля 2013 г. N133-р утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Алтай".
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности, качества и условий выполняемой работы, работодателем в спорный период производилась выплата заработной платы истцу с учетом условий трудового договора и соглашений к нему, исходя из должностного оклада, количества отработанных дней и часов, установленных договором компенсационных и стимулирующих надбавок.
Суд апелляционной инстанции указал, что согласно официальной статистике, размещенной на сайте Росстата, среднемесячная заработная плата врачей и работников медицинских работников, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) в Республике Алтай составила в 2017 году - 44 507 рублей 40 копеек (197, 7 % к средней заработной плате по региону), в 2018 году - 54 410 рублей 50 копеек (211, 5 %), в 2019 году ? 58 225 рублей 20 копеек (210%), в период январь-июнь 2020 года - 75 616 рублей 70 копеек (247, 7 %).
Также судебная коллегия пришла к выводу, что материалами дела подтверждается осуществление ответчиком в спорный период поэтапного увеличения заработной платы истца.
Оценив указанные обстоятельства в их совокупности судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что поскольку ответчиками в спорный период осуществлялась реализация мероприятий, в целях обеспечения исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р по повышению оплаты труда медицинских работников, истцу выплачивались причитающиеся ему денежные средства в размере, определенном трудовым договором, в редакции дополнительных соглашений к нему, и в порядке, установленном локальным актом работодателя, регулирующим вопросы оплаты труда работников, отсутствуют основания полагать о нарушении трудовых прав истца ответчиками, и, следовательно, о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях в части неверного указания суммы заявленных исковых требований являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, не подтверждают существенных нарушений норм процессуального права, повлиявших на исход дела.
Указание кассатора о допущенных нарушениях при принятии уточненного искового заявления не может повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку истцом в уточненном исковом заявлении общая сумма ранее заявленных исковых требований была уменьшена, в судебном заседании 17 сентября 2020 г. вопрос о принятии уточненного искового заявления и об отложении судебного заседания был поставлен на обсуждение и с учетом мнения участвующих лиц, положений статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточненное исковое заявление было приобщено к материалам дела, судебное заседание было продолжено.
Выводы судебных инстанций в обжалуемых актах мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, основаны на доказательствах, надлежаще оцененных в решении по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика в суде первой и суде апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 17 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 18 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Казитова Т.Б. - без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.