Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Богдевич Н.В, Новожиловой И.А, с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-708/2020 по иску Горячева Александра Юрьевича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении в должности дознавателя, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Горячева Александра Юрьевича на решение Тогучинского районного суда Новосибирской области от 25 августа 2020 г, апелляционное определение Новосибирского областного суда от 15 декабря 2020 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, объяснения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области -Николаеву Н..А, возражавшую по доводам кассационной жалобы, заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Горячев Александра Юрьевич (далее-Горячев А.Ю, истец) обратился с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области (далее-УФССП по Новосибирской области, ответчик) о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении в должности дознавателя, компенсации морального вреда, указав в обоснование исковых требований, что с 21 февраля 2018 года он работал дознавателем УФССП по Новосибирской области по Тогучинскому району. 15 мая 2020 года на основании приказа Управления N-к действие контракта было прекращено на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе". Увольнение считает незаконным. Так, врученное 15 января 2020 года уведомление о предстоящем сокращении штата, не содержало конкретную дату предстоящего увольнения. Истцу предлагалось не в порядке перевода при сокращении перейти на другую должность, а содержалось требование первичного трудоустройства у ответчика - пройти профотбор, медицинское освидетельствование, тестирование и пройти проверку уровня физической подготовки. Полагает, что с учетом уровня его образования, наград и благодарностей законных оснований для его увольнения не было.
В апреле 2020 года ему были предложены вакантные должности государственной гражданской службы в Управлении, от которых он отказался, так как по состоянию здоровья и возрасту не может пройти проверку физической подготовки.
Решением Тогучинского районного суда Новосибирской области от 25 августа 2020 года в удовлетворении иска Горячева А.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 декабря 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истца, поступившей в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, содержится просьба об отмене судебных актов суда первой и апелляционной инстанций, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец, о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Горячев А.Ю. 20 февраля 2018 года назначен на должность федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста- эксперта (дознавателя) отдела судебных приставов по Тогучинскому району УФССП по Новосибирской области и состоял в указанной должности по 15 мая 2020 года, до увольнения в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Закона о гражданской службе, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. 15 января 2020 года в связи с переходом на иной вид государственной службы и сокращением должностей государственной гражданской службы (в том числе должности Горячева А.Ю.) представителем нанимателя Горячев А.Ю. персонально и под роспись был предупрежден о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы.
Горячев А.Ю. был предупрежден о предстоящем увольнении, ему была разъяснена возможность поступления на службу в органы принудительного исполнения, для чего следовало пройти медицинское освидетельствование, мероприятия по профессиональному психологическому отбору, психофизиологическому исследованию, тестированию, проверке уровня физической подготовки.
Также Горяеву А.Ю. было разъяснено, что в случае несоответствия предъявляемым требованиям ему будут предложены вакантные должности федеральной государственной службы, а в случае отказа от их замещения - он будет уволен с гражданской службы.
15 января 2020 года Горячев А.Ю. изъявил желание поступить на службу в органы принудительного исполнения на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов по Тогучинскому району УФССП по Новосибирской области.
В период с 10 февраля 2020 года по 16 марта 2020 года в УФССП по Новосибирской области проводилась проверка уровня физической подготовки, участие в которой 13 марта 2020 года принимал и Горячев А.Ю, поскольку проверка уровня физической подготовки обязательна для должности, на которую претендовал Горячев А.Ю.
Однако физическое упражнение Горячев А.Ю. не выполнил, не пройдя проверку.
20 марта 2020 года Горячев А.Ю. был уведомлен, что по уровню физической подготовки он не соответствует требованиям для замещения должности в органах принудительного исполнения, установленных приказом ФССП от 1 января 2020 г. N, не может быть принят на службу в органы принудительного исполнения, в связи с чем, ответчиком было подготовлено и направлено по месту жительства и работы Горячева А.Ю. уведомление о предложении всех вакантных должностей государственной гражданской службы.
Указанное уведомление было вручено Горячеву А.Ю. по месту работы 27 апреля 2020 года, а 29 апреля 2020 года указанное уведомление Горячев А.Ю. получил и по месту жительства.
До момента своего увольнения Горячев А.Ю. не согласился на замещение предложенных ему вакантных должностей, а также не оформил отказ от замещения данных должностей.
15 мая 2020 года, по истечении срока уведомления о предстоящем увольнении, а также после окончания периода временной нетрудоспособности, Горячев А.Ю. был уволен с государственной гражданской службы.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", п. 1, 2 ст. 9, ст. 91. 92 Федерального закона от 01.10.2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пп. 8.2 п.1 ст. 37, ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пришел к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения требований Горячева А.Ю.
При этом суд исходил из того, что государственная гражданская должность, замещаемая Горячевым А.Ю, сокращена; уровень образования Горячева А.Ю. не соответствует квалификационным требованиям для замещения должности сотрудника-дознавателя, и истец не изъявлял желание проходить службу по должности дознавателя; проверку уровня физической подготовки для замещения должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов не прошел; отказался от замещения предложенных ему вакантных должностей государственной гражданской службы, в связи с чем, был уволен по сокращению; нарушений порядка увольнения Горячева А.Ю. судом не установлено.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они соответствуют обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального права.
С выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79- ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79- ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах.
Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил). По смыслу изложенных нормативных положений, в случае упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в этом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения службы в другом государственном органе. В этих целях представитель нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предложить гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При этом обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему упраздняемого государственного органа должна быть исполнена представителем нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения.
В случае отсутствия в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей гражданской службы представитель нанимателя этого государственного органа предлагает гражданскому служащему упраздняемого государственного органа вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определенном Правилами.
Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Как следует из материалов дела, 15.01.2020 г. Горячеву А.Ю, замещающему должность федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста - эксперта (дознавателя) ОСП по Тогучинскому району УФССП по Новосибирской области, было вручено уведомление о том, что, в связи со вступлением в силу с 01.01.2020 г. Федерального закона N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные, законодательные акты Российской Федерации", Федеральная служба судебных приставов переходит на иной вид государственной службы.
Данным уведомлением Горячеву А.Ю. также была разъяснена возможность поступления на службу в органы принудительного исполнения, для чего необходимо пройти медицинское освидетельствование, мероприятия по профессиональному психологическому отбору, психофизиологическому исследованию, тестированию и проверке уровня физической подготовки.
Горячев А.Ю. изъявил желание поступить на службу в органы принудительного исполнения на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов по Тогучинскому району УФССП по Новосибирской области.
Вместе с тем, по уровню физической подготовки Горячев А.Ю. не соответствует требованиям для замещения должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Уведомлением от 13.04.2020 г. Горячеву А.Ю. в соответствие со ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" были предложены для замещения должности государственной гражданской службы.
Факт реального сокращения должности, которую занимал истец, установлен судами на основании представленных в материалы дела доказательств, об увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе истец уведомлен в установленный законом срок.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.
Все обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений законодательства о государственной гражданской службе.
Доводы кассационной жалобы истца аналогичны доводам его искового заявления и апелляционной жалобы, которым судами дана надлежащая оценка в обжалуемых постановлениях.
В свою очередь, никаких доводов, направленных на опровержение выводов судов первой и апелляционной инстанции по существу спора, в том числе о неправильном применении норм материального права или о процессуальных нарушениях, повлиявших на итоговые судебные постановления, в кассационной жалобе не содержится.
Указанные выводы основаны на правильной квалификации отношений сторон, правильном определении юридически значимых обстоятельств и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, отвечающей требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, доводы кассационной жалобы истца не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тогучинского районного суда Новосибирской области от 25 августа 2020 г, апелляционное определение Новосибирского областного суда от 15 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Горячева Александра Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.