Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Богдевич Н.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3939/2020 (УИД 54RS0006-01-2020-005979-55) по иску Матвеевой Натальи Александровны к Федеральной службе судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области о признании незаконным решения комиссии, отказа в приеме на службу, взыскании заработной платы, судебных расходов, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Матвеевой Натальи Александровны на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 11 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, возражения представителя Федеральной службе судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области Николаевой Н.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Матвеева Наталья Александровна (далее - Матвеева Н.А, истец) обратилась в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов России (далее - ФССП России), Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области (далее - УФССП России по Новосибирской области) о признании незаконным решения комиссии, отказа в приеме на службу, взыскании заработной платы, судебных расходов, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывала на то, что Матвеева Н.А. 10 июня 2009 г. принята на федеральную государственную гражданскую службу и назначена на должность судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Новосибирска. 13 января 2020 г. Матвеева Н.А. обратилась с заявлением о зачислении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации. После успешного прохождения психологического отбора (тестирования) и медицинского освидетельствования, 7 апреля 2020 г. Матвеевой Н.В. вручено уведомление о поступлении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Новосибирска. В последующем результаты психологического тестирования Матвеевой Н.А. были отменены.
После направления на повторное комплексное исследование с целью профессионального психологического отбора в связи с поступлением на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, Матвеевой Н.А. 14 мая 2020 г. вручено уведомление об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации и уведомление "о предложении для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы".
21 мая 2020 г. с Матвеевой Н.А. заключен служебный контракт, согласно которому она принята на должность специалист-эксперт (по ведению депозитного счета) ОСП по Ленинскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области. Данная должность была ниже предыдущей со всеми вытекающими последствиями.
Матвеева Н.А. полагала отказ в приеме на работу в органы принудительного исполнения Российской Федерации необоснованным и незаконным, действиями ответчиков Матвеевой Н.А. причинен моральный вред, она понесла материальные потери.
Матвеева Н.А. просила суд признать незаконным решение Центральной комиссии об отмене заключения и назначении нового комплексного обследования, оформленное протоколом заседания Центральной комиссии по психологическому отбору на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в отношении Матвеевой Н.А.; признать незаконным отказ ответчика от 14 мая 2020 г..в приеме Матвеевой Н.А. на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность судебного пристава - исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району г..Новосибирска УФССП России по Новосибирской области; обязать ответчика принять Матвееву Н.А. на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району г..Новосибирска УФССП России по Новосибирской области; обязать ответчика засчитать период времени с 1 июня 2020 г..по день принятия Матвеевой Н.А. на должность судебного пристава - исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району г..Новосибирска УФССП России по Новосибирской области в срок её стажа службы в органах принудительного исполнения, дающего право на дополнительный отпуск, надбавку за выслугу лет, пенсию за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательствам Российской Федерации, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания; взыскать с ответчика в пользу Матвеевой Н.А. разницу в заработке, полученном ею по замещаемой в настоящее время должности, и заработке по должности судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району г..Новосибирска УФССП России по Новосибирской области, за период с 1 июня 2020 г..по день принятия ее на должность судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району г..Новосибирска УФССП России по Новосибирской области; взыскать с Управления ФССП России по Новосибирской области в пользу Матвеевой Н.А. в счет компенсаций
морального вреда 400 000 руб.; взыскать с Управления ФССП России по Новосибирской области в пользу Матвеевой Н.А. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб.; взыскать с Управления ФССП России по Новосибирской области государственную пошлину.
Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 11 августа 2020 г. в удовлетворении исковых требований Матвеевой Н.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 ноября 2020 г. решение Ленинского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 11 августа 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Матвеева Н.А. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом УФССП России по Новосибирской области от 10 июня 2009 г. N 148-к Матвеева Н.А. принята на должность судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Новосибирска, заключен служебный контракт на неопределенный срок с 7 августа 2018 г.
В целях реализации Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ФССП России издан приказ от 1 января 2020 г. N 34 "Об утверждении и введении в действие структуры штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области", согласно которому с 1 мая 2020 г. введены в действие новые структура и штатное расписание УФССП России по Новосибирской области.
Указанным штатным расписанием должность (судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Новосибирска) отнесена к должности сотрудника территориального органа принудительного исполнения, по которой установлено специальное звание "старший лейтенант внутренней службы".
Замещаемая истцом должность федеральной государственной гражданской службы подлежала сокращению с 1 мая 2020 г.
13 января 2020 г. Матвеевой Н.А. вручено уведомление о предстоящем сокращении замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы.
В уведомлении истцу разъяснена возможность реализации права на поступление на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Одновременно Матвеева Н.А. была предупреждена о том, что в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, и при наличии возможности ей будут предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой ею должности гражданской службы, уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
Матвеевой Н.А. сообщено, что в случае отсутствия таких должностей она будет освобождена от замещаемой должности гражданской службы и уволена с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
13 января 2020 г. Матвеева Н.А. в заявлении изъявила желание поступить на службу в органы принудительного исполнения.
Истцом выражено согласие на проведение комплексного обследования в связи с поступлением на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации; выдано направление на прохождение комплексного обследования.
По результатам комплексного обследования психологом было подготовлено заключение о профессиональной пригодности Матвеевой Н.А.
Согласно данному заключению по результатам истцу присвоена третья категория профессиональной пригодности. Заключение также содержит сведения о том, что на момент принятия решения психологом Плугиной Т.А, установлен интеллектуальный показатель на низком уровне, самооценка неустойчива, в затруднительных ситуациях склонна отстраняться от решения проблем. Отсутствуют сведения об изучении психологом характеристики.
Протоколом заседания оперативного штаба УФССП России по Новосибирской области от 6 апреля 2020 г. N 19 комиссией из 9 членов оперативного штаба рассмотрен вопрос о штатно-должностной расстановке служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения.
7 апреля 2020 г. истцу вручено уведомление о предложении должности в органах принудительного исполнения. В этот же день истцом подано заявление о назначении на должность в органы принудительного исполнения.
29 апреля 2020 г. на имя руководителя УФССП России по Новосибирской области от ведущего специалиста-эксперта государственной службы и кадров Кураковой С.А. поступила служебная записка о необходимости проведения дополнительного обследования Матвеевой Н.А. в связи с выявлением недостоверной информации при заполнении анкетных данных.
Согласно резолюции руководителя, имелась необходимость проведения дополнительного профессионального психологического отбора в отношении Матвеевой Н.А.
6 мая 2020 г. истцу выдано направление на проведение дополнительного профессионального психологического отбора.
6 мая 2020 г. ведущим специалистом-экспертом Кураковой С.А. дано заключение о том, что Матвеева Н.А. не рекомендуется для занятия должности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (д.л. 60а Т.2).
13 мая 2020 г. Центральной комиссией принято решение об отмене заключения и проведении повторного комплексного исследования (л.д. 58 Т.2), 13 мая 2020 г. проведено повторное исследование.
14.05.2020 Матвеевой Н.А. вручено уведомление о результатах повторного профессионального психологического отбора.
Согласно данному заключению по результатам выявлено сокрытие и искажение анкетных данных.
Также сделан вывод: "не рекомендуется (четвертая категория профессиональной пригодности)".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводам о том, что порядок обязательного профессионального отбора, в том числе порядок проведения психологического отбора, проведенный представителем нанимателя в отношении Матвеевой Н.А, соответствует требованиям Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 190, ввиду несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, а также, поскольку оценка деловых и личных качеств лиц, претендующих на поступление на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, относится к компетенции руководителя федерального органа принудительного исполнения, отказ истцу в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации является законным.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального права и сделанными с нарушением норм процессуального права.
В связи вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определен новый правовой статус службы в ФССП России, как государственной службы иного вида в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации".
В соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены должности в органах принудительного исполнения, а также их классификация.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на службу в органы принудительного исполнения вправе поступать граждане, соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 92 вышеуказанного закона гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи, а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудников в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа принудительного исполнения. Порядок прохождения военно-врачебной экспертизы гражданами, поступающими на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудниками и порядок профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения определяются Правительством Российской Федерации.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 190 утверждены Правила профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, которые вступили в силу с 1 января 2020 г. (далее - Правила).
Данные Правила определяют порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности (пункт 3 Правил); психологический отбор осуществляется путем проведения психологических исследований, тестирований, а в отношении кандидатов на отдельные должности в органах принудительного исполнения - психофизиологических исследований, тестирований, направленных на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде (пункт 4); критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов принудительного исполнения (далее - личные и деловые качества), наличие или отсутствие факторов риска.
Согласно пункту 23 Правил заключение действительно в течение 12 месяцев со дня его составления.
Повторное определение категории профессиональной пригодности до истечения срока, указанного в пункте 23 настоящих Правил, проводится в случае, если требуется определить категорию профессиональной пригодности кандидата к службе иного направления деятельности, чем при предыдущем комплексном обследовании (пункт 24 Правил).
Кандидат в случае несогласия с заключением вправе обратиться в письменной форме в центральную комиссию (пункт 30 Правил).
Руководитель в случае несогласия с заключением направляет в центральную комиссию полученные в процессе психологического отбора документальные материалы с пояснительной запиской, отражающей суть несогласия (пункт 31 Правил).
В случае если по результатам рассмотрения обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 31 настоящих Правил, в деятельности специалиста выявлены нарушения установленного порядка проведения психологического отбора, центральная комиссия принимает решение об отмене заключения и назначает новое комплексное обследование, которое проводится специалистом, определяемым центральной комиссией, в 10-дневный срок. Новое комплексное обследование не может быть поручено специалисту, который нарушил установленный порядок проведения психологического отбора (пункт 33 Правил).
Из смысла указанных положений следует, что заключение о профессиональной пригодности действительно в течение 12 месяцев. Повторное определение категории профессиональной пригодности до истечения данного срока проводится только, если требуется определить категорию профессиональной пригодности кандидата к службе иного направления деятельности, чем при предыдущем комплексном обследовании.
После выдачи заключения о профессиональной пригодности проведение дополнительного профессионального психологического отбора не предусмотрено Правилами.
Правом отмены заключения обладает только центральная комиссия.
Между тем, центральной комиссией заключение было отменено 13 мая 2020 г, а потому у нанимателя не имелось правовых оснований для проведения дополнительного профессионального психологического отбора и выдачи 6 мая 2020 г. (л.д. 60а Т.2) повторного заключения о непригодности Матвеевой Н.А. для занятия должности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведение психологического отбора осуществляется специалистами, выполняющими функции по психологическому отбору; специалисты должны иметь высшее образование по направлению подготовки (специальности) "Психологические науки" (пункт 10).
Между тем, наличие у специалиста Кураковой С.А, проводившего повторное психологическое исследование Матвеевой Н.А, соответствующего образования, не было установлено судами.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что истец не заявляла ходатайств об истребовании документов об образовании данного специалиста, является ошибочным, поскольку Матвеевой Н.А. заявлялось такое ходатайство суду первой инстанции (л.л. 7 Т.2).
Более того, проверка соблюдения нанимателем Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации входит в предмет доказывания ответчиком соблюдения порядка отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения.
Указанные обстоятельства являются юридически значимыми и подлежащими установлению судами вне зависимости от наличия ходатайства истца о проверке наличия соответствующего образования у специалиста, проводившего психологическое исследование.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований в результате неправильного применения норм материального права и существенного нарушения норм процессуального права не определили обстоятельства, имеющие значение для дела, и то, какой стороне надлежит их доказывать, не установили эти обстоятельства, не приняли во внимание доводы истца и не оценили в совокупности имеющиеся по делу доказательства, в связи с чем выводы судебных инстанций не могут быть признаны основанными на нормах права.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть устранены только при новом рассмотрении дела судом первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 11 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 ноября 2020 г. отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Новосибирска Новосибирской области.
Председательствующий Н.В. Богдевич
Судьи Д.А. Гусев
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.