Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Патланя В.А. и Потапченко И.Н, при секретаре судебного заседания Гребневой В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 15 октября 2020 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований майора Филатова Эдуарда Юрьевича о признании незаконными действий начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отдел жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии административного истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (далее - жилищный учет).
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца - Никитина А.И. в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отдела жилищного обеспечения от 8 июля 2020 г. N 72/сев Филатову Э.Ю. отказано в принятии на жилищный учет на том основании, что он в период прохождения военной службы был обеспечен жилым помещением выше учетной нормы, установленной для избранного им места жительства - г. Краснодара.
Филатов Э.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил указанное решение, просил обязать жилищный орган его отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии его на жилищный учет.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Филатов Э.Ю. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы обращает внимание на то, что договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", предоставленного ему в 2008 году в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Украины, с ним не заключался, поскольку законодательством Украины такая возможность не предусматривалась.
Административный истец указывает на то, что в октябре 2010 года он расторг брак с бывшей супругой, с 24 января 2011 г. в данной квартире не проживает, регистрацию в ней сохранял до 2015 года, так как не имел возможности зарегистрироваться по иному месту жительства. Кроме того, в производстве Сакского районного суда находится дело по исковому заявлению его бывшей супруги об утрате им права пользования указанной квартирой.
Филатов Э.Ю. полагает, что им выполнены требования, предусмотренные п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку он освободил ранее распределенное ему жилое помещение и возвратил его военному ведомству, в последующем лицевой счет был переоформлен на его бывшую супругу, которая являлась военнослужащей.
Автор жалобы полагает, что утратил право пользования вышеназванной квартирой в 2011 году, ввиду снятия с регистрационного учета в феврале 2015 года не имеет права вселения в нее. Истечение пятилетнего срока после совершения этих действий, по его мнению, является основанием для принятия его на жилищный учет.
В дополнениях к жалобе представитель административного истца обращает внимание на то, что в 2015 году Филатов Э.Ю. был включен в список на предоставление служебного жилого помещения с учетной категорией "бесквартирный". Это обстоятельство, наряду со справкой военного учебного заведения о необеспеченности жильем, по мнению представителя истца, свидетельствует о необходимости обеспечения Филатова Э.Ю. жилым помещением по договору социального найма. Выезд истца из указанного жилого помещения с оставлением его бывшей супруге, проходившей военную службу, по утверждению представителя, необходимо расценивать как способ обеспечения жильем другого военнослужащего, не противоречащий действующему законодательству.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 147 "О признании Республики Крым" Республика Крым, в которой г. Севастополь имеет особый статус, была признана Российской Федерацией в качестве суверенного и независимого государства.
18 марта 2014 г. был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
20 марта 2014 г. Государственная Дума приняла, а 21 марта 2014 г. Совет Федерации одобрил и Президент Российской Федерации рассмотрел и подписал Федеральный закон о ратификации указанного международного Договора, а также Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
С целью обеспечения преемственности военной службы в Украине для правового статуса военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту в Российской Федерации, Президентом Российской Федерации издан Указ от 20 марта 2014 г. N 164 "О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, и документов о прохождении ими военной службы", в соответствии с которым воинские звания, документы об образовании и о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Украины, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, и органах военного управления и воинских формированиях Республики Крым граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, признаются действительными при представлении подлинников соответствующих документов.
В связи с необходимостью распространения социальных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", на указанную категорию военнослужащих - граждан Российской Федерации, Президентом Российской Федерации издан Указ 24 августа 2016 г. N 428 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту", в соответствии с пунктом 1 которого федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обязаны обеспечивать жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, ранее проходивших военную службу в дислоцировавшихся (располагавшихся) до 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частях вооруженных сил, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, в органах военного управления и воинских формированиях Республики Крым, а также службу в региональных органах Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, располагавшихся до 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и г. Севастополя, жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту.
Указанных военнослужащих предписано обеспечивать в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации для военнослужащих-граждан, проходящих военную службу по контракту.
Таким образом, по объему прав на жилищное обеспечение военнослужащие-граждане Российской Федерации, проходившие до 18 марта 2014 г. военную и специальную службу в Украине, полностью приравнены к остальным военнослужащим. При этом каких-либо льгот по объему обязанностей названной категории граждан не предусмотрено.
По смыслу положений пп. 1, 5, 6 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим, обеспеченным жилым помещением для постоянного проживания в период военной службы, предоставляется возможность получить это жилье в собственность. При этом необходимым условием повторного предоставления жилого помещения военнослужащим является сдача занимаемого жилого помещения по месту службы, которое подлежит заселению другими военнослужащими и членами их семей.
Предоставляя определенной в этих нормах категории военнослужащих гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный закон возлагает на Министерство обороны РФ (иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
В случае невозможности сдачи жилого помещения, полученного (приобретенного) в порядке реализации статуса военнослужащего, повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимание обстоятельств.
Такое толкование закона основано на вытекающем из Конституции РФ принципе социальной справедливости, направленном на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом, а также согласуется с разъяснениями, изложенными в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Аналогичные требования об однократном обеспечении жильем за счет государства содержатся и в законодательстве Украины (статья 12 закона Украины от 11 июня 2009 г. "О социально-правовой защите военнослужащих и членов их семей", приказ Министерства обороны Украины от 31 июля 2018 г. N 380).
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512, предусмотрено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Уютненского сельского совета от 31 октября 2008 г. N 198 утвержден список распределения жилой площади по войсковой части N и Филатову Э.Ю. на состав семьи из четырех человек (истец, супруга - ФИО11 два сына) в связи с прохождением военной службы в Вооруженных Силах Украины Филатову Э.Ю. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: Республика "адрес", общей площадью 95, 8 кв.м.
В октябре 2010 года Филатовы расторгли брак, в январе 2011 года истец выехал из жилого помещения в связи с переводом к новому месту службы в г. Симферополь.
С марта 2014 года истец проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в частях, дислоцированных в г. Севастополе.
В феврале 2015 года истец снялся с регистрационного учета по указанному адресу. Тогда же на основании заявления Филатова Э.Ю. администрацией Уютненского сельского поселения принято решение о переоформлении лицевого счета на бывшую супругу истца - Филатову А.А.
В соответствии с передаточным актом от 16 декабря 2016 г. жилое помещение передано из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования Уютненское сельское поселение Сакского района Республики Крым. В настоящее время в этом жилом помещении зарегистрированы и проживают бывшая супруга и двое детей истца, при этом сдавать указанное жилье Филатова А.А. не намерена.
Исходя из общей площади жилого помещения с учетом зарегистрированных в нем граждан, на истца приходится 23, 95 кв.м, что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную для избранного им места жительства - г. Краснодара, в размере 10 кв.м.
Поскольку при переводе к новому месту военной службы Филатов Э.Ю. жилое помещение, предоставленное ему для постоянного проживания, оставил прежней семье, лишен реальной возможности ее сдать, вывод суда об отсутствии предусмотренных законом оснований для повторного обеспечения его жильем за счет военного ведомства, является правильным. Наличие справки о необеспеченности истца жильем в период учебы в военном учебном заведении об обратном не свидетельствует, поскольку основанием для повторного обеспечения военнослужащего жилым помещением для постоянного проживания являются документы о сдаче предоставленного ранее жилого помещения, чего по настоящему делу не установлено. Истечение пятилетнего срока после совершения указанных действий, в данном случае, определяющим для дела обстоятельством не является.
Доводы жалобы, связанные с отсутствием в ЖК Украины положений, предусматривающих возможность заключения договора социального найма, на указанный вывод суда не влияют. Согласно положениям ст. 58 ЖК Украины, действовавшей в период предоставления истцу жилого помещения, единственным основанием для вселения гражданина в предоставленное жилое помещение являлся ордер, выданный, в частности, исполнительным комитетом сельского Совета народных депутатов на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда.
Такой ордер на право занятия указанного жилого помещения, как следует из материалов дела, выдан Филатову Э.Ю. исполнительным комитетом Уютненского сельского совета 4 ноября 2008 г. (л.д. 64).
Ссылка на инициирование бывшей супругой Филатова Э.Ю. судебного процесса об утрате истцом права пользования указанной квартирой является беспредметной, поскольку какого-либо судебного решения по существу подобного спора не существует, что подтвердил в суде представитель истца.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно статье 93 и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ служебное жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы только тем гражданам, которые не обеспечены жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Следовательно, единственным условием предоставления служебного жилого помещения военнослужащему, имеющему право на его получение, является отсутствие у него в собственности, пользовании и владении другого жилого помещения в соответствующем населенном пункте.
С учетом изложенного включение административного истца в список на предоставление служебного жилого помещения, как не обеспеченного жильем по месту прохождения военной службы в г. Севастополе, на правильность указанного вывода суда также не влияет и о наличии права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма не свидетельствует.
Наличие у бывшей супруги истца статуса военнослужащего также не снимало с истца обязанности сдать предоставленное жилое помещение, поскольку право на обеспечение жильем было реализовано ею в качестве члена семьи военнослужащего. Это обстоятельство в силу п. 9 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" исключало возможность одновременной реализации ею самостоятельного права на жилье за счет военного ведомства.
К тому же, исходя из требований п. 1 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280, жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях. При этом норма предоставления площади жилого помещения, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Указанные требования законодательства в результате совершенных Филатовым Э.Ю. действий были нарушены. Причем иного порядка обеспечения жильем военнослужащих, вопреки доводам жалобы, действующим законодательством не предусмотрено. В связи с этим мнение административного истца о выполнении им положений п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является необоснованным.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 15 октября 2020 г. по административному исковому заявлению Филатова Эдуарда Юрьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 февраля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.