Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Есениной Т.В.
судей
Поповой Е.И, Ивановой Ю.В.
при секретаре
Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1592/2020 по апелляционной жалобе Муниципального совета Муниципального образования муниципальный округ Семеновский на решение Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Б.А.В. к главе Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, исполняющему обязанности председателя муниципального совета Л.Я.А, главе Местной администрации муниципального образования муниципальный округ Семёновский Л.С.А. о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Есениной Т.В, выслушав объяснения представителя административного истца Б.А.В. - адвоката Попова С.А, представителя административного ответчика Муниципального совета муниципального образований муниципальный округ Семеновский Ларионова О.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Б.А.В. обратилась в суд с административным иском к главе муниципального образования муниципальный округ Семеновский, исполняющему обязанности председателя муниципального совета Л.Я.А, главе местной администрации муниципального образования муниципальный округ Семёновский Л.С.А. о признании незаконным бездействия, в котором просил:
- признать незаконным бездействие главы муниципального образования муниципальный округ Семёновский, и.о. полномочия председателя муниципального совета Л.Я.А, выразившееся в неисполнении установленной пунктом 1 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 03 декабря 2008 года N 752-138 "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга" обязанности о направлении в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов (за исключением решений о внесении изменений в устав), принятых Муниципальным советом в период с 09 сентября 2019 года, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга;
- признать незаконным бездействие главы местной администрации муниципального образования муниципальный округ Семёновский Л.С.А, выразившееся в неисполнении установленной пунктом 1 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 03 декабря 2008 года N752-138 "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга" обязанности о направлении в течение 10 дней со дня их официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, принятых местной администрацией в период с 09 сентября 2019 года, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга.
Решением Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 ноября 2020 года частично удовлетворены административные исковые требования Б.А.В..
Признано незаконным бездействие главы муниципального образования муниципальный округ Семёновский, исполняющего обязанности председателя муниципального совета Л.Я.А, выразившееся в неисполнении установленной пунктом 1 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 03 декабря 2008 года N752-138 "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга" обязанности о направлении в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов (за исключением решений о внесении изменений в устав), принятых муниципальным советом в период с 09 сентября 2019 года, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, предупредить главу муниципального образования муниципальный округ Семёновский, исполняющего обязанности председателя муниципального совета Л.Я.А, о необходимости соблюдения требований действующего законодательства о направлении муниципальных нормативных правовых актов в регистр муниципальных нормативных правовых актов в установленный законодательством срок.
В остальной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, как поставленное при неправильном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе указал, что Б.А.В. является ненадлежащим истцом по данному административному делу. Судом не учтено, что сведения, содержащиеся в регистре, предоставляются в соответствии с письменным запросом заявителя, запросы от истца в материалах дела отсутствуют, что указывает на отсутствие нарушение прав административного истца. Действие Федерального закона N8-ФЗ от 09 февраля 2009 года "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" не распространяется на порядок направления муниципальных нормативных правовых актов в регистр, эти правоотношения регулируются статьей 43.1 Федерального закона N 131-ФЗ и правовыми актами, принятыми в ее исполнение.
Административный истец Б.А.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещалась надлежащим образом, доверила представлять свои интересы адвокату Попову С.А.
Представитель административного истца адвокат Попов С.А. в судебное заседание явился, возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Административный ответчик Муниципальный совет муниципального образований муниципальный округ Семеновский в лице представителя Ларионова О.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил решение суда в удовлетворенной части отменить, в удовлетворении иска Б.А.В. отказать
Административные ответчики глава Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, исполняющий обязанности председателя муниципального совета Липинский Я.А, глава Местной администрации муниципального образования муниципальный округ Семёновский Л.С.А, Местная администрация муниципального образования муниципальный округ Семёновский в суд апелляционной инстанции не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки и ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представили.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено, что Муниципальным советом муниципального образований муниципальный округ Семеновский за период с 09 сентября 2019 года по октябрь 2020 года были приняты муниципальные нормативные правовые акты, которые в регистр муниципальных нормативных правовых актов были направлены значительно позднее установленного десятидневного срока. Однако сами акты в решении суда не поименованы.
Судом первой инстанции установлено, что Местной администрацией муниципального образования муниципальный округ Семёновский за период с 09 сентября 2019 года не принимались какие-либо муниципальные нормативные правовые акты. При этом согласно действующему законодательству вопрос об отнесении муниципальных правовых актов к нормативным находится в компетенции ответчиков, государственных и иных органов, осуществляющих включение в регистр указанных актов.
На основании изложенного, суд первой инстанции отказал Б.А.В. в удовлетворении административного иска в части признания незаконным бездействия главы Местной администрации и Местной администрации муниципального образования муниципальный округ Семёновский, так как за оспариваемый истцом в иске период с 09 сентября 2019 года муниципальные нормативные правовые акты местной администрацией не принимались.
В данной части решение суда первой инстанции Б.А.В. не оспаривалось.
Удовлетворяя исковые требования Б.А.В. к главе Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, исполняющему обязанности председателя муниципального совета Л.Я.А, суд пришел к выводу, что подлежит признанию незаконным бездействие главы муниципального образования муниципальный округ Семёновский, исполняющего обязанности председателя муниципального совета Л.Я.А, выразившееся в неисполнении установленной пунктом 1 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 03 декабря 2008 года N752-138 "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга" обязанности о направлении в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов (за исключением решений о внесении изменений в устав), принятых муниципальным советом в период с 09 сентября 2019 года, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, одновременно предупредив главу муниципального образования муниципальный округ Семёновский, исполняющего обязанности председателя муниципального совета Л.Я.А, о необходимости соблюдения требований действующего законодательства о направлении муниципальных нормативных правовых актов в регистр муниципальных нормативных правовых актов в установленный законодательством срок.
Вывод суда первой инстанции в части признания незаконным бездействие главы муниципального образования муниципальный округ Семёновский, исполняющего обязанности председателя муниципального совета Липинским Я.А, выразившееся в неисполнении установленной пунктом 1 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 03 декабря 2008 года N752-138 "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга" обязанности о направлении в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов (за исключением решений о внесении изменений в устав), принятых муниципальным советом в период с 09 сентября 2019 года, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, судебная коллегия признает необоснованным, противоречащим материалам административного дела в связи со следующим.
Судебная коллегия учитывает, что административный истец Б.А.В. самостоятельно решение Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 ноября 2020 года в неудовлетворенной части иска не оспаривает.
Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
В силу пункта 3 статьи 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого же Федерального закона, или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 того же Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: - обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; - запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; - принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; - дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; - уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно статье 12 Федерального Закона N 59-ФЗ от 2 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 мая 2017 года N1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебной коллегией было установлено, что административный истец Б.А.В. не обращалась на имя главы Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, исполняющего обязанности председателя муниципального совета Л.Я.А, а также без указания лица в Муниципальное образование муниципальный округ Семеновский, в Муниципальный совет муниципального образования муниципальный округ Семеновский, на имя главы Местной администрации муниципального образования муниципальный округ Семёновский Л.С.А, без указания лица в Местную администрацию муниципального образования муниципальный округ Семёновский с заявлением (ходатайством, жалобой) о предоставлении (не предоставлении) муниципальных нормативных правовых актов (за исключением решений о внесении изменений в устав), принятых Муниципальным советом в период с 09 сентября 2019 года, и внесенных в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга.
Доказательств обратному в суд первой инстанции при подаче административного иска, а впоследствии в ходе судебного разбирательства, а также в суд апелляционной инстанции, представлено не было. В суде апелляционной инстанции представитель административного истца - адвокат Попов С.А. ссылался на наличие у него таких заявлений Б.А.В, однако их не представил, не назвал дату и способ направления в адрес административных ответчиков.
В материалах настоящего административного дела содержится ответ Минюста России от 02 октября 2020 года N... на обращение самого адвоката Попова С.А. (от августа 2020 года), по вопросу актуализации регистра муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга (л.д.26), а также ответ прокуратуры Адмиралтейского района г. Санкт - Петербурга от 06 июля 2020 года N... на обращение Б.А.В. (от 08 июня 2020 года) о возможном нарушении Муниципальным образованием муниципальный округ Семеновский законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (л.д.27).
Таким образом, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, административным истцом Б.А.В. не представлено доказательств в подтверждение факта обращения в адрес административных ответчиков за получением информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления за период с 09 сентября 2020 года до момента подачи иска в суд, в отказе в получении такой информации, в невозможности получения такой информации на официальном сайте Муниципального образования муниципального округа Семеновский, из общедоступного печатного средства массовой информации - муниципальной газете "Семеновское Время" (пункт 9 статьи 42 Устава).
Б.А.В. вправе была ознакомиться с нормативными документами Муниципального образования муниципального округа Семеновский в регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, без письменного обращения для ознакомления с данными документами в само муниципальное образование и/или на официальном сайте Муниципального образования муниципального округа Семеновский. Однако, отсутствие в регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга муниципальных правовых актом Муниципального образования муниципального округа Семеновский за период с 09 сентября 2020 года, не находится в причинно-следственной связи между нарушением прав, свобод и законных интересов Б.А.В. и бездействием административных ответчиков.
Распоряжением главы Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, исполняющим обязанности председателя муниципального совета Липинским Я.А. от 20 мая 2020 года N5 утвержден адрес официального сайта Муниципального образования муниципальный округ Семеновский: "семеновский.рф".
Согласно статье 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";
3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
Согласно части 1 и части 2 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Согласно статье 43.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2008 года N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" во исполнение статьи 43.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждено Положение о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов является Министерство юстиции Российской Федерации (пункт 2 Постановления).
Пунктом 9 Положения о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов закреплено, что порядок предоставления сведений, содержащихся в регистре, определяется Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 декабря 2008 года N300 "Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов" (утратил силу 22 марта 2021 года), утвержден порядок, где согласно пунктам 3-5 Порядка следует, что сведения, содержащиеся в регистре, предоставляются в соответствии с письменным запросом заявителя в документальном виде или электронной форме. В электронной форме сведения, содержащиеся в регистре, предоставляются с использованием электронной почты. Доступ к текстам муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся в регистре, также обеспечивается через портал Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф). В запросе на получение сведений, содержащихся в регистре, в документальном виде указываются (л.д.146-146):
для граждан: фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона, факса и (или) почтовый адрес для направления ответа или уточнения содержания запроса;
для организаций: наименование организации, ее почтовый адрес и (или) номер телефона, факса для направления ответа или уточнения содержания запроса;
информация о запрашиваемых сведениях, необходимая и достаточная для их поиска (вид, наименование, номер, дата принятия акта, орган, принявший акт).
Однако судом первой инстанции не установлено, что Б.А.В. обращалась с каким-либо запросом к административным ответчикам, в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 03 декабря 2008 года 3752/138 "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга" муниципальные нормативные правовые акты и соответствующие сведения к ним направляются для включения в регистр органов местного самоуправления, принявшим муниципальный нормативный правовой акт, или должностным лицом местного самоуправления, издавшим муниципальный нормативный правовой акт, в течение 10 дней со дня их официального опубликования (обнародования).
Контрольными полномочиями в отношении муниципалитетов по направлению ими муниципальных нормативных правовых актов для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации Минюст России не обладает.
Согласно ответу Минюста России на 09 октября 2020 года в федеральном регистре содержится 169 муниципальных нормативных правовых актов Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, в том числе один муниципальный нормативный правовой акт, принятый в 2020 году (Решение Муниципального совета Муниципального образования муниципальный округ Семеновский от 07 мая 2020 года N2-3 "О внесении изменений в Решение Муниципального совета Муниципального образования муниципальный округ Семеновский от 15 марта 2016 года N4.4 "О бюджетном процессе Муниципального образования муниципального округа Семеновский". Муниципальные нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Муниципального образования муниципальный округ Семеновский в 2019 году, в федеральном регистре отсутствуют (л.д.36-37).
Однако данный ответ Минюста России судебная коллегия признает неполным, т.к. при обращении к официальному сайту Минюста России (http://pravo.minjust.ru/) следует, что за период с 22 мая 2020 года по 05 октября 2020 года были размещены муниципальные нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Муниципального образования муниципальный округ Семеновский за 2019-2020 года.
Согласно сведений с официального сайта Минюста России (http://pravo.minjust.ru/), которые были представлены стороной административного истца и стороной административного ответчика в суд первой инстанции следует (л.д.42-43, 44, 45), что в федеральном регистре в разделе "Нормативные правовые акты муниципальных образований" "муниципальный округ Семеновский" размещены:
- решение N3 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Семёновский" (дата принятия - 02 октября 2019 года, публикация - "Семеновское время, N18(233) от 09 октября 2019 года л.д.47, 58-67, регистрации в регистре 05 октября 2020 года л.д.51);
- решение N9 "Об утверждении местного бюджета Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Семёновский на 2020 год" (дата принятия - 23 декабря 2019 года, публикация - "Семеновское время, N20 от 23 декабря 2019 года л.д.47, 68-69, регистрации в регистре 30 сентября 2020 года л.д.52);
- решение N2-1 "О внесении изменений и дополнений в статью 5 Устава Муниципального образования муниципальный округ Семеновский" (дата принятия - 07 мая 2020 года, публикация - "Семеновское время, N5 от 29 мая 2020 года л.д.48, 89-92, регистрации в регистре 22 мая 2020 года л.д.53);
- решение N2-3 "О внесении изменений в Решение Муниципального совета Муниципального образования муниципальный округ Семеновский от 15 марта 2016 года N4.4 "Об утверждении Положения "О бюджетном процессе Муниципального образования муниципального округа Семеновский" (дата принятия - 07 мая 2020 года, публикация - "Семеновское время, N3 от 15 мая 2020 года л.д.48, 93, регистрации в регистре 24 сентября 2020 года л.д.54);
- решение N3-3 "О внесении изменений и дополнений в Решение Муниципального совета Муниципального образования муниципальный округ Семеновский от 23 декабря 2019 года N9 "Об утверждении бюджета Муниципального образования муниципального округа Семеновский" (дата принятия - 04 июня 2020 года, публикация - "Семеновское время, N8 от 23 июля 2020 года л.д.48, 94, регистрации в регистре 30 сентября 2020 года л.д.55);
- решение N4-4 "Об утверждении Положения о выявлении и учете мнения собственников помещений в многоквартирных домах о создании парковок общего пользования, а также установления границ элемента планировочной структуры" (дата принятия - 03 сентября 2020 года, публикация - "Семеновское время, N10 от 07 сентября 2020 года л.д.48, 110, дата регистрации в регистре 30 сентября 2020 года л.д.44);
- решение N4-1 "О внесении изменений и дополнений в Устав Муниципального образования муниципальный округ Семеновский (дата принятия 03 сентября 2020 года, публикация - "Семеновское время, N14 от 27 октября 2020 года л.д.48, 106-107, регистрации в регистре 16 октября 2020 года л.д.56).
- решение N4-3 "О внесении изменений и дополнений в Решение Муниципального совета Муниципального образования муниципальный округ Семеновский от 23 декабря 2019 года N9 "Об утверждении бюджета Муниципального образования муниципального округа Семеновский" (дата принятия - 03 сентября 2020 года, публикация - "Семеновское время, N10 от 07 сентября 2020 года л.д. 48, 108-109, регистрации в регистре 30 сентября 2020 года л.д.57);
- решение N4-5 "О денежной компенсации в связи с осуществлением лицом, замещающим муниципальную должность на непостоянной основе, своего мандата" (дата принятия - 03 сентября 2020 года, публикация - "Семеновское время, N10 от 07 сентября 2020 года л.д.48, 116, дата регистрации в регистре - 30 сентября 2020 года л.д.45).
Решений вынесенных, Местной администрацией Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, судом не установлено
Судебная коллегия соглашается с доводом административного ответчика, изложенным в возражениях (л.д.46-48), что административный иск не содержит доводов о том, какой, по мнению административного истца, был принят муниципальный нормативный правой акт Муниципальным образованием муниципальный округ Семеновский и не был направлен в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, который привел к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 9 статьи 42 Устава Муниципального образования муниципальный округ Семеновский муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется не позднее чем через 15 дней со дня их принятия, если федеральными законами, законами Санкт-Петербурга и настоящим Уставом Муниципального образования не установлено иное; официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов Муниципального образования является первая публикация его полного текста в печатном средстве массовой информации - муниципальной газете "Семеновское Время".
Таким образом, вступление муниципального правового акта в законную силу связано исключительно с его публикацией (обнародованием) в установленном порядке. Направление муниципального нормативного правового акта в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга и последующее его включение в Регистр существенно отдалено по времени от даты публикации (обнародования) муниципального нормативного правового акта.
Согласно разъяснениям пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" включение нормативных правовых актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации выполняет учетную функцию, не является государственной регистрацией и условием их вступления в силу.
Судебная коллегия считает необходимым указать, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пунктов 1-3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если:
- заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах;
- административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право;
- из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца;
При этом суд полагает, что предусмотренное статьей 46 и 133 Конституции Российской Федерации право на доступ к правосудию не предполагает возможность обращения в суд любого лица по любому поводу.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также предполагают возможность оспаривания только тех решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, которыми нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан, создаются препятствия к реализации прав или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность (части 1, 2 статьи 1, часть 1 статьи 4).
Как усматривается из административного искового заявления оспариваемое бездействие административных ответчиков Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, выразившиеся в невыполнении обязанностей по своевременному исполнению установленной пунктом 1 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 03 декабря 2008 года N 752-138 "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга" обязанности о направлении в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов (за исключением решений о внесении изменений в устав), принятых Муниципальным советом в период с 09 сентября 2019 года, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга не нарушили прав административного истца, прав жителей Муниципального образования муниципальный округ Семеновский.
Как следует из исследованных судебной коллегией решений Муниципального образования муниципальный округ Семеновский принятых с 09 сентября 2019 года по 03 сентября 2020 года, в 2019 году было принято решение N3 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Семёновский" (дата принятия - 02 октября 2019 года, публикация - "Семеновское время, N18(233) от 09 октября 2019 года л.д.47, 58-67, регистрации в регистре 05 октября 2020 года л.д.51), а также решение N9 "Об утверждении местного бюджета Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Семёновский на 2020 год" (дата принятия - 23 декабря 2019 года, публикация - "Семеновское время, N20 от 23 декабря 2019 года л.д.47, 68-69, регистрации в регистре 30 сентября 2020 года л.д.52).
Данные решения были официально опубликованы, размещены на официальной сайте Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, в опровержение данных обстоятельств, доказательств иному не представлено. Позднее включение данных нормативных правовых актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не повлекло за собой негативных последствий для жителей Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, в частности для Б.А.В, т.к. как указывалось ранее регистр выполняет учетную функцию, не является государственной регистрацией и условием их вступления в силу. Кроме того, необходимо учитывать, что последующие муниципальные нормативные правовые акты были приняты после ослабления мер, принятых Президентом и Правительством Российской Федерации по нераспространению новой коронавирусной инфекции, когда муниципальный совет мог осуществлять свою деятельность в установленном порядке, с учетом ограничений, действующих в период пандемии.
Как следует из положений статьей 3 и 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их взаимосвязи с положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации одной из целей административного судопроизводства является восстановление нарушенных прав того или иного лица.
На момент рассмотрения дела по существу, принятые и опубликованные муниципальные нормативные правовые акты Муниципального образования муниципальный округ Семеновский были зарегистрированы в федеральном регистре, доступ к которым, могли быть получены в полном объеме не позднее 05 октября 2020 года, что следует из даты их внесения в федеральный регистр.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Однако, суд приходит к выводу, что административному истцу не предоставлено право обращаться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, выполняя контрольные функции надзорного органа, которые предоставлены в силу закона органам прокуратуры, учитывая, что сам административный истец, как установлено было судебной коллегией, к административным ответчикам с заявлением (ходатайством, жалобой) об отсутствии доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, не обращался, о возможных нарушениях Муниципального образования муниципальный округ Семеновский об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления узнал из ответа на обращение в органы прокуратуры от 08 июня 2020 года.
Часть 1 статьи 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов
Организация, полномочия и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, Б.А.В. обратилась в прокуратуру Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга в июне 2020 года по вопросу обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, получила мотивированный ответ от 06 июля 2020 года. Из ответа прокуратуры следует, что в адрес главы Муниципального образования муниципальный округ Семеновский подготовлено представление об устранении выявленных нарушений статьи 13 Федерального закона N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", а также в отношении должностного лица, ответственного за информационное обеспечение муниципального образования, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 13.27 КоАП Российской Федерации (л.д.27). Административный истец обратился с настоящим иском 31 августа 2020 года (конверт л.д.8), иск зарегистрирован в суде 10 сентября 2020 года.
Таким образом, Б.А.В. воспользовалась правом обращения в органы прокуратуры для получения разъяснений по вопросу обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в частности Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, получила мотивированный ответ от 06 июля 2020 года. Муниципальное образование муниципальный округ Семеновский с учетом представления прокуратуры внесла недостающие решения в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.
Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Исходя из указанного конституционного принципа разделения властей, вопросы об оценке действий в части порядка, сроках, процедуры принятия соответствующих решений, правовых актов, их опубликование, внесение в федеральный регистр, относятся к исключительной компетенции соответствующих органов законодательной власти и надзорного органа за деятельностью муниципалитетов.
Таким образом, судебной коллегией не установлено необходимых и достаточных оснований и доказательств о нарушении конкретных прав и законных интересов административного истца от бездействия административного ответчика.
Таким образом, суд приходит к выводу, что права и свободы, административного истца не нарушаются и не затрагиваются, реальная угроза их нарушения не существует.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Наличие совокупности таких условий судебной коллегией не установлено.
В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 ноября 2020 года по административному делу N 2а-1592/2020 отменить в части.
Отказать Б.А.В. в удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконным бездействие главы Муниципального образования муниципальный округ Семёновский, исполняющего обязанности председателя муниципального совета Л.Я.А, выразившееся в неисполнении установленной пунктом 1 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 03 деабря 2008 года N752-138 "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга" обязанности о направлении в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов (за исключением решений о внесении изменений в устав), принятых муниципальным советом в период с 09 сентября 2019, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 ноября 2020 года по административному делу N 2а-1592/2020 - оставить без изменения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.