Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ходус Ю.А, судей Калугина Д.М, Мироновой Н.В.
при секретаре Горине А.Е, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ю.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шаломеева Юрия Ивановича о признании частично недействующими положений генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самара", Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" по апелляционной жалобе Думы городского округа Самара, апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Самарского областного суда от 25 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, объяснения представителей административного истца Шаломеева Ю.И. - ФИО8, ФИО9, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Шаломеев Ю.И. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими положений генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самара" в части установления на Схеме N5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", о признании недействующими положений Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" в части нахождения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" двух территориальных зонах: зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне жилой застройки иных видов (Ж-5).
В обоснование заявленных требований указано, что Шаломеев Ю.И. является собственником вышеназванного земельного участка, из сведений, предоставленных Департаментом градостроительства городского округа Самара, ему стало известно, что принадлежащий ему земельный участок расположен в двух территориальных зонах Ж-1 и Ж-5, а через земельный участок и расположенный на нем жилой дом проходит красная линия "адрес", что препятствует использованию земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", поскольку в границах красных линий, исходя из предельных параметров разрешенного строительства, запрещено возводить объекты капитального строительства.
Административный истец считает, что Генеральный план в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N противоречит статье 23, подпункту а, пункта 1 части 3 статьи 42, пункту 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениям Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150.
Нахождение земельного участка с кадастровым номером N в двух территориальных зонах противоречит требованиям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, границы территориальных зон установлены с нарушением требования о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, без учета существующего землепользования, что влечет неопределенность правового положения.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца с участием его представителя ФИО8, который требования административного искового заявления поддержал.
В судебном заседании представитель административного ответчика Думы городского округа Самара ФИО10 требования административного искового заявления не признал.
Представитель заинтересованных лиц - администрации городского округа Самара, главы городского округа Самара ФИО11 не согласилась с требованиями административного искового заявления.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства городского округа Самара ФИО12 просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Самарского областного суда от 25 сентября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено.
Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самара" в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181 в части установления на Схеме N5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес".
Признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре", в редакции решения Думы городского округа Самара от 27 сентября 2012 года N 257 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" двум территориальным зонам - зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне жилой застройки иных видов (Ж-5).
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Думы городского округа Самара просит решение Самарского областного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Шаломеева Ю.И.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что при вынесении решения судом первой инстанции не учтены положения статей 2 и 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Генерального плана) на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются, в том числе, границы зон инженерной и транспортной инфраструктур.
Требования Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок разработки и утверждения красных линий, в том числе о необходимости утверждения красных линий в составе проекта планировки и проекта межевания, применяются только в отношении новых красных линий, устанавливаемых или изменяемых после 30 декабря 2004 года.
Обращает внимание на то, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты прав и законных интересов, поскольку градостроительное законодательство предусматривает подготовку документов по планировке территории, в том числе, и физическими лицами, на основании которой вносятся изменения в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, однако административный истец с соответствующим заявлением в Департамент градостроительства городского округа Самара не обращался.
Считают необоснованным вывод суда о том, что установление двух территориальных зон в границах спорного земельного участка противоречит требованиям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне, поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером N поставлен на государственный кадастровый учет 21 ноября 2014 года, при подготовке и принятии Правил застройки и землепользования в городе Самаре органы местного самоуправления не имели возможности учесть месторасположение спорных земельных участков, поскольку его границы не были сформированы и сведений в государственном кадастре относительно спорного земельного участка не имелось.
Также обращают внимание суда апелляционной инстанции на тот факт, что Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утверждены постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре", при этом Земельный кодекс Российской Федерации вступил в силу 30 октября 2001 года. До этого момента действовал Земельный кодекс РСФСР, который не содержал требования о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства городского округа Самара просит решение Самарского областного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Шаломеева Ю.И.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что красные линии на территории городского округа Самара были утверждены постановлением Совмина СССР N 226 от 01 июня 1987 года соответственно разработка проекта планировки территории в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требовалось.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приведенным в апелляционной жалобе Думы городского округа Самара.
Относительно доводов апелляционных жалоб, административным истцом и участвующим в деле прокурором поданы возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца ФИО8, ФИО9 возражали относительно доводов апелляционных жалоб. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителей административного истца, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Согласно статье 1 Закона Самарской области от 30 марта 2015 года N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самары Самарской области" муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением.
В порядке предоставленных полномочий решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 утвержден Генеральный план городского округа Самара, опубликованный в издании "Самарская Газета" от 03 апреля 2008 года N 59 (3852), от 10 апреля 2008 года N 64 (3857).
В Генеральный план неоднократно вносились изменения решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 N 181 (с изм. от 31.05.2018), от 06.09.2012 N 252, от 25.07.2013 N 350, от 24.04.2014 N 421, от 20.09.2016 N 124, от 05.12.2019 N 477.
Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре.
Данный нормативный правовой акт опубликован в издании "Самарская неделя" N 24 от 16 июня 2001 года.
Проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона Самарской области от 30 марта 2015 года N23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа "адрес"", суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты, приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, правил введения в действие и опубликования.
Из материалов дела следует, что земельный участок, площадью 500 кв.м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" поставлен на государственный кадастровый учет 14 марта 2005 года.
Шаломеев Ю.И. является собственником указанного земельного участка с кадастровым номером N, а также собственником расположенного на земельном участке жилого помещения с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Шаломеев Ю.И. обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о перераспределении земельного участка.
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 16 апреля 2019 года N РД-752 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано со ссылками на то, что земельный участок, образуемый в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, частично расположен в границах территории общего пользования; образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зона жилой застройки иных видов (Ж-5).
На обращение Шаломеева Ю.И. об изменении зонирования земельного участка Департаментом градостроительства городского округа Самара дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок с кадастровым номером N находится в правой зоне Ж-5 (зона застройки иных видов). Запрашиваемый в заявлении вид разрешенного использования земельного участка под индивидуальное жилищное строительство не соответствует территориальной зоне Ж-5.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара часть земельного участка с кадастровым номером N расположена в границах красных линий в соответствии со Схемой N5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры".
Административный истец, полагает, что оспариваемый в указанной части нормативный правовой акт - Генеральный план городского округа Самара нарушает его права, устанавливая дополнительные ограничения по использованию земельного участка.
Из материалов дела следует, что Генеральный план включает, среди прочего Схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", на которой отображены красные линии застройки. Данная схема с отображением красных линий включена в Генеральный план решением Думы городского округа Самара от 07.02.2012 N 181 "О внесении изменений в Решение Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самара".
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Довод апелляционных жалоб о соответствии названной схемы градостроительному законодательству, действовавшему на указанную дату, не может быть принят по внимание в силу следующего.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 7 февраля 2012 года, красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Наряду с этим пунктом 2 части 3, частью 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в указанной редакции предусмотрено, что генеральный план содержит в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
На указанных картах отображаются:
планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения;
границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Таким образом, названные нормы, действовавшие в период внесения изменений в Генеральный план решением Думы городского округа Самары от 7 февраля 2012 г. N 181, не предусматривали отображения в Генеральном плане красных линий застройки.
Вопросы подготовки и утверждения градостроительной документации в указанный период регламентировались также Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002 года N 150, которая утратила силу с 23 июля 2018 года (далее - Инструкция по разработке градостроительной документации N 150), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 г. N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Так, пунктом 9 раздела 3.1.5 Инструкции по разработке градостроительной документации N 150 предусматривалась возможность нанесения проектируемых красных линий на план современного использования территории (опорный план) при разработке генерального плана, совмещенного с проектом планировки.
Из пунктов 3.8 и 4.1 Инструкции РДС 30-201-98 также следует, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки (согласно таблице соответствия Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ наименований градостроительной документации, утвержденной до его принятия, подлежащей инвентаризации, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 августа 2007 года N 85 "Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности", проект детальной планировки соответствует проекту планировки территории).
В пункте 4.3 Инструкции РДС 30-201-98 предусматривается, что в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки.
При этом следует также учесть, что в пунктах 12 и 13 раздела 3.1.5 Инструкции по разработке градостроительной документации N 150 также не предусмотрено отображение красных линий застройки на схеме транспортной инфраструктуры и схеме инженерной инфраструктуры генерального плана городского округа.
Таким образом, градостроительным законодательством, действовавшим в 2012 году, допускалась возможность нанесения на карты генерального плана красных линий только при их детальной разработке в соответствующих документах.
Изложенные выводы, вопреки доводам апелляционных жалоб, согласуются и с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на дату вынесения судом решения.
Так, из пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанных картах соответственно отображаются: планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (части 3, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статья 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Из анализа приведенных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе они не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Такое толкование учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 г. N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
При этом тот факт, что изначально красные линии были определены Генеральным планом "адрес" (Самары), утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 1 июня 1987 года N 226, правового значения в рассматриваемом споре не имеет.
Приведенные в апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара доводы о том, что наложение красных линий на земельный участок административного истца произошло вследствие увеличения площади этого участка на правильность решения суда не влияют, поскольку причины наложения красных линий на границы конкретных участков не являются обстоятельствами, подлежащим проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта.
Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" устанавливают в границах земельного участка с кадастровым номером N две территориальные зоны: зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зону жилой застройки иных видов (Ж-5).
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают карту градостроительного зонирования. Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В связи с этим суд правомерно признал, что оспариваемый муниципальный правовой акт в части установления двух территориальных зон в границах указанного участка противоречит требованиям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пришел к обоснованному выводу, что определенное Правилами застройки и землепользования в городе Самаре градостроительное зонирование земельного участка с кадастровым номером N указанным требованиям не соответствует.
Ссылки в апелляционных жалобах на постановку земельного участка с кадастровым номером N на кадастровый учет после принятия Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденного постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" правильность выводов суда первой инстанции не опровергают.
Так, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. При этом границы территориальных зон могут устанавливаться не только по границам земельных участков, но и по иным границам, открытый перечень которых содержится в части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Также следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что нахождение земельного участка в нескольких территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования создает неопределенность его правового режима и ограничивает право административного истца на использование по назначению принадлежащим ему на праве собственности земельным участком, в связи с чем не может быть принят во внимание довод апелляционных жалоб об отсутствии нарушения прав и законных интересов истца.
Содержащаяся в апелляционной жалобе Думы городского округа Самара ссылка на Земельный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, действовавший на дату принятия Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" и не содержавший требования о принадлежности земельного участка к одной территориальной зоне, подлежит отклонению, поскольку органы местного самоуправления наделены полномочиями по приведению принятых ими муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб выводы суда не опровергают, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Иные доводы апелляционных жалоб также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии муниципальных правовых актов федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал представленные по делу доказательства в их совокупности, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы действующего законодательства применил верно.
При проверенных судом апелляционной инстанции обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, вынесенным при правильном применении норм материального права и без нарушения норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Самарского областного суда от 25 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы городского округа Самара, апелляционную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 января 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.