Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 18 июня 2020 г. (дело N 2а-1041/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 9 марта 2021 г. (дело N 33а-782/2021), вынесенные по административному делу по административному иску Шелаховой Валентины Алексеевны к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Межмуниципальному Рославльскому отделу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Шелахова В.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Смоленской области) и Межмуниципальному Рославльскому отделу Управления Росреестра по Смоленской области о признании незаконным и отмене решения от 12 декабря 2019 г. о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на "адрес", сославшись на то, что приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права принадлежащей ей на праве собственности квартиры по причине отсутствия в ЕГРН сведений о кадастровом учете здания, в котором расположен объект учета - незаконно.
Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 18 июня 2020 г. административный иск Шелаховой В.А. удовлетворен частично; признано незаконным и отменено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 12 декабря 2019 г. N КУВД-01/2019-15071418/1, на Управление Росреестра по Смоленской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Шелаховой В.А. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на "адрес", известив административного истца о результатах такого рассмотрения в установленном порядке.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 20 октября 2020 г. решение Рославльского городского суда Смоленской области от 18 июня 2020 г. отменено, принято по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Шелаховой В.А.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 20 октября 2020 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 9 марта 2021 г. решение Рославльского городского суда Смоленской области от 18 июня 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 марта 2021 г, административный ответчик представитель Управления Росреестра по Смоленской области Шурыгина Т.А. ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, указывая на неверное применение судами норм процессуального и материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства судами допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Шумячского районного суда Смоленской области от 02 октября 2019 г. за Шелаховой В.А. признано право собственности на квартиру "адрес".
Акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию - жилого дома, в котором расположена спорная квартира административного истца, утвержден главой администрации Шумячского района Смоленской области 29 марта 1994 г. N 74.
11 апреля 1994 г. первым заместителем Главы администрации Шумячского района Смоленской области издано распоряжение N 87, утвердившее акты государственной комиссии по приемке в эксплуатацию 18-квартирного жилого дома в "адрес", этим же решением директора Первомайского стекольного завода администрация района обязала поставить на баланс 18-квартирный жилой дом.
По сведениям бюро технической инвентаризации на запрос Управления Росреестра по Смоленской области многоквартирный жилой дом "адрес", полностью не инвентаризировался, площадь посчитана только по замерам двух квартир.
26 ноября 2019 г. Шелахова В.А. обратилась в Межмуниципальный Рославльский отдел Управления Росреестра по Смоленской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на указанную квартиру, приложив к заявлению технический план данной квартиры.
Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от 12 декабря 2019 г. N КУВД-001/2019-15071418/1 приостановлен кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении квартиры "адрес" в связи с отсутствием в ЕГРН записи о здании, в котором расположена вышеуказанная квартира.
Решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 19 февраля 2020 г. заявление Шелаховой В.А. об обжаловании вышеуказанного решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 12 декабря 2019 г. оставлено без удовлетворения в связи с пропуском срока на обжалование.
Разрешая заявленные требования по существу, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что административным истцом предоставлен полный комплект документов для регистрации объекта недвижимости и постановки его на кадастровый учет, право собственности административного истца на квартиру установлено вступившим в законную силу решением суда, являющимся обязательным для исполнения.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела не допущено.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Приостанавливая государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на квартиру, Управление Росреестра по Смоленской области указало, что запись о здании, в котором расположена квартира, в ЕГРН отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.
К указанному заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктами 5, 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступивший в законную силу судебный акт, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обязанность по представлению заявления и прилагаемых к нему документов для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав возложена на орган государственной власти, орган местного самоуправления или организацию, уполномоченных на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; указанные уполномоченные органы в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
Поскольку административный истец не относится к лицам, уполномоченным обращаться в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете многоквартирного дома с приложением технического плана такового объекта и иных необходимых документов, выводы о том, что на административного истца не может быть возложена обязанность по постановке на кадастровый учет всего многоквартирного дома, в котором расположена его квартира, с оформлением и предоставлением документов необходимых для учета многоквартирного дома, являются правильными.
Согласно частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в ч. 4 ст. 8 Закона N 218-ФЗ.
Указанные сведения, как следует из статьи 24 названного закона, содержатся в техническом плане.
В графической части технического плана помещения отображается план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения - план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения (ч. 4 ст. 24 Закона N 218-ФЗ).
Подпунктом 37 пункта 3.5 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (ред. от 03.12.2019) "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" предусмотрено, что при описании местоположения помещения указывается описание местоположения помещения в пределах этажа (этажей) или в пределах здания или сооружения, или в пределах соответствующей части здания или сооружения в объеме сведений, предусмотренных техническим планом помещения, техническим планом здания, сооружения.
В текстовой части технического плана указываются в том числе сведения о площади помещения, его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения (ч. 10 ст. 24 Закона N 128 -ФЗ).
Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Аналогичная норма приведена в пункте 12 Приложения N 2 "Требования к определению площади здания, сооружения и помещений" к приказу Министерства экономического развития России от 1 марта 2016 г. N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения".
Учитывая, что для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на квартиру административным истцом вместе с заявлением в орган регистрации был представлен технический план квартиры, к оформлению и содержанию которого в оспариваемом решении замечаний не имелось, суды пришли к правомерному выводу, что уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 12 декабря 2019 г. N КУВД-01/2019-15071418/1, не соответствует закону и нарушает право административного истца на проведение государственной регистрации права собственности на квартиру.
Оснований для иной оценки доказательств, имеющихся в деле, не имеется, поскольку оценка доказательствам дана судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 которой предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в обжалованных решении и апелляционном определении.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация права на собственности на квартиру возможны только в случае наличия постановленного на государственный кадастровый учет здания, основанием к отмене судебных актов являться не могут, поскольку административный истец, не относится к лицам, уполномоченным обращаться в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете многоквартирного дома с приложением технического плана такого объекта и иных необходимых документов, а потому риск неблагоприятных последствий от не совершения таких действий уполномоченными лицами не может быть возложен на административного истца.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Рославльского городского суда Смоленской области от 18 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 9 марта 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 17 мая 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.