Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 16 июня 2008 г. N А02-80/2008
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 ноября 2008 г. N Ф04-7046/2008 (16003-А02-16)
См. также Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда г. Томска от 21 августа 2008 г. N 07АП-4503/08 (А02-80/2008)
Арбитражный суд, рассмотрев материалы дела по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Г" к Министерству финансов Республики Алтай при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, - Министерства труда и социального развития Республики Алтай Администрации муниципального образования "город Горно-Алтайск" и Администрации Муниципального образования "Майминский район" о взыскании 1348961 руб., установил:
Открытое акционерное общество "Г" (далее по тексту - ОАО "П") обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением к Министерству финансов Республики Алтай (далее по тексту - Минфин РА) о взыскании с казны Республики Алтай убытков в сумме 3716785 руб.
В исковом заявлении истец указал, что в 2005 году между Министерством труда и социального развития Республики Алтай (далее по тексту - Минтруда РА), Администрациями муниципальных образований Республики Алтай (далее по тексту - Администрация города Горно-Алтайска и Администрация Майминского района), Горно-Алтайским союзом индивидуальных автопредпринимателей и ОАО "П" был заключен ряд соглашений о реализации мер социальной поддержки по проезду в автомобильном транспорте общего пользования внутриреспубликанских маршрутов для граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки. Истец принял на себя обязательство осуществлять перевозку граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Минтруда РА в рамках указанных соглашений осуществляло перечисление муниципальным образованиям денежных средств на компенсацию расходов, связанных с осуществлением перевозки льготных категорий граждан, а муниципальные образования перечисляли денежные средства ОАО "П" и другим перевозчикам.
В 2005 году Минфин РА через Минтруд РА перечислил Администрациям города Горно-Алтайска и Майминского района на компенсацию расходов ОАО "П", связанных с продажей единого проездного билета по городским маршрутам, сумму в размере 1826964 руб., по пригородных маршрутам - 466980 руб. Указанные суммы были получены ОАО "П" в полном объёме. Продажа единых проездных билетов льготным категориям граждан в соответствии с заключёнными Соглашениями осуществлялась по цене 130 рублей за один билет. Средства, перечисленные муниципальными образованиями в соответствии с Соглашениями, составили дополнительную компенсацию к стоимости реализованных истцом проездных билетов в размере 120 рублей за каждый билет.
ОАО "П" осуществило в 2005 году продажу 15225 проездных билетов для проезда по городским маршрутам и 3891,5 проездных билетов для проезда по пригородным маршрутам по цене 130 рублей за каждый проездной билет, и получило за реализацию каждого социального проездного билета по 250 рублей.
Далее в иске указано, что Постановлением Правительства Республики Алтай от 10 февраля 2005 г. N 25 была установлена регулируемая стоимость проездных билетов на календарный месяц 2005 года на городском транспорте в размере 420 руб., на пригородном - 540 руб. Реализуя льготные проездные билеты на проезд по городу, ОАО "П" недополучило от реализации каждого единого проездного билета для проезда по городским маршрутам по 170 руб. с каждого билета (420 р. - 250 р.), по проезду по пригородному маршруту (город - Майминский район) недополучено 290 руб. с каждого билета (540 р. - 250 р.). Размер убытков по реализации льготных билетов составил 2588250 руб., а в целом убытки, причинённые ОАО "П" в связи с реализацией единых проездных билетов в 2005 году составили 3716785 руб. Иск обоснован ссылками на статьи 12, 15, 16, 790, 1064, 1069 ГК РФ.
В ходе судебного разбирательства истец уменьшил размер искового требования до 1348961 руб., указав, что данная сумма сложилась из-за невыделения и неполучения из бюджета республики в 2005 году достаточных средств, для покрытия расходов транспортной организации на перевозку льготных категорий граждан (льготников регионального регистра) только по городским автобусным маршрутам. Пригородные маршруты граждан, проживающих в Майминском район, истец просит во внимание не принимать в связи с достаточностью полученных средств на покрытие аналогичных убытков. В соответствии со статьей 49 АПК РФ суд принял данное заявление к сведению и рассмотрению.
Ответчик в отзыве на заявление требование заявителя не признал, ссылаясь на выполнение условий заключенных с участием истца Соглашений, на полное покрытие Республики Алтай расходов истца по проезду льготных категорий граждан (по региональному списку льготников), что подтверждается Соглашением N 1 от 30.03.2005 г., платежными поручениями о перечислении истцу через Минтруда сумм на покрытие убытков в общем размере 3051630 руб. Также ответчик указал на недоказанность истцом полного состава требования по убыткам (в чем заключается неправомерность действий ответчика, его вина, наличие причинной связи и размера убытков), что влечет необходимость отказа в удовлетворении иска.
Минтруда РА и Администрация района отзыв на иск суду не представили. Администрация города представила суду пакет доказательств с пояснениями о том, что все перечисленные по ряду заключенных Соглашений из республиканского бюджета средства на перевозку льготных категорий граждан в 2005 году были своевременно и в полном объеме перечислены истцу.
В судебном заседании представители истца уточненное требование поддержали в полном объеме, ссылаясь на доводы, указанные в иске и в письменном пояснении от 16.06.2008 г., отметили, что перечисленные из казны средства в размере 3051630 руб. покрыли иные виды убытков предприятия, не связанные с перевозкой льготных категорий граждан.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленное требование не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Представители Минтруда РА и Администрации города Горно-Алтайска поддержали в заседаниях доводы ответчика.
Представитель Администрации Майминского района в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был уведомлен о времени и месте его проведения. Согласно статьи 156 АПК РФ указанное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
Предметом настоящего спора является регулирование Республикой Алтай как субъектом Российской Федерации вопросов обеспечения реализации проезда на автобусных городских маршрутах жителей республики, имеющих право на получение мер социальной поддержки по транспортным услугам в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и Республики Алтай.
В соответствии с Конституцией Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции). В силу статьи 72 пункта "ж" Конституции вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
С целью создания и обеспечения гарантий социальной защиты принят ряд Федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов.
Федеральным законом 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 г. отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 10, 20 и 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Сходные нормы содержатся в Законе Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
В силу норм Закона Республики Алтай от 01.12.2004 г. N 59-РЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", вступившего в силу с 01.01.2005 г., указанные категории граждан Российской Федерации получают вместо ранее предусмотренной льготы по бесплатному проезду на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) ежемесячную денежную выплату в размере 130 руб. за счет средств бюджета Республики Алтай. Порядок финансирования и обеспечения мер социальной поддержки определяется Правительством Республики Алтай.
Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Алтай от 01.12.2004 г. N 61-РЗ "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", вступившем в силу с 01.01.2005 г., в отношении такой категории граждан как реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
В пункте 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Судом установлено, что в целях реализации Закона N 122-ФЗ между Минфином РА, Минтруда РА, Администрацией города Горно-Алтайска, Государственным унитарным предприятием "П" (правопредшественник ОАО "П" до приватизации) и Союзом индивидуальных автопредпринимателей в 2005 году был заключен ряд Соглашений о реализации мер социальной поддержки по проезду в автомобильном транспорте общего пользования городских и пригородных маршрутов лиц, получающих ежемесячную денежную выплату в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай (N 1 от 21.01.2005 г. по февралю без суммы, N 1 от 10.02.2005 г. по февралю на сумму 263000 руб., N 2 от 10.02.2005 г. по марту на 369000 руб., N 3 от 30.03.2005 г. по апрелю на 400000 руб., N 3/1 от 23.05.2005 г. по апрелю на 100000 руб., N 1 от 15.06.2005 г. по второму кварталу 2005 года на сумму 2242400 руб., без номера от 05.09.2005 г. по третьему кварталу 2005 года на сумму 1355374 руб., без номера от 07.11.2005 г. по третьему кварталу на 2264414 руб.).
Аналогичные Соглашения были заключены и с другими районными администрациями республики.
Кроме того, истцом и Союзом индивидуальных предпринимателей были подписаны соглашения о процентном распределении поступающих из бюджета средств по названным выше Соглашениям из расчета 50% на 50% для каждого перевозчика.
В соответствии с условиями перечисленных выше Соглашений истец обязался оказывать услуги гражданам, имеющим льготу в соответствии с действующим законодательством по проезду на территории города, пригорода, с предоставлением ежемесячных отчетов, счетов и ежеквартальных актов сверок по требуемым формам в соответствующую Администрацию.
Соглашениями предусматривалась продажа единых проездных билетов льготным категориям граждан по цене 130 рублей за один билет (при условии возникновения у льготника желания приобрести такой билет), а также компенсация перевозчикам расходов, связанных с продажей единого проездного билета, из расчета 120 рублей за каждый проданный ОАО "П" единый проездной билет. Таким образом, общая сумма денежных средств, предназначенных к получению ОАО "П" от реализации единых социальных проездных билетов, составляла 250 рублей за один билет.
Считая, что суммы., установленные Соглашениями, не покрывают расходы автопредприятия 2005 года по перевозке льготных категорий пассажиров регионального списка, ОАО "ПП" обратилось в суд с настоящим иском.
Суд считает, что доводы ОАО "П" по иску заслуживают внимания.
Из материалов дела видно и представителями лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что в течение 2005 года истец исполнял принятые на себя обязательства предусмотренные Соглашениями, осуществлял продажу единых социальных проездных билетов по цене 130 руб. льготным категориям граждан для проезда по городским автобусным маршрутам, осуществлял перевозку льготников. Всего ОАО "П" было продано по федеральному регистру 19128 билетов, по региональному регистру 11197 билетов, что подтверждается оформленным сторонами по делу в соответствии со статьей 70 АПК РФ соглашением от 21.04.2008 г. о признании обстоятельства, не требующего дополнительного доказывания.
Также материалами дела подтверждается, что поступившие в 2005 году в Республику Алтай из федерального бюджета в виде дотаций целевые средства в размере 14427200 руб. для обеспечения равной доступности транспортных услуг на территории республики для отдельных категорий граждан ответчик, Минтруд РА и Администрация города Горно-Алтайска в соответствии с заключенными Соглашениями перечислили автоперевозчикам. В частности, истцу по городским перевозкам была перечислена сумма 3048164 руб. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами. Предъявление заинтересованным лицом в суд иска о возмещении убытков является в силу статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.
Истец представил суду доказательства тому, что по итогам 2005 года по балансу у него имелись убытки в размере 10509000 руб. Убыточной являлась деятельность истца и в предшествующих периодах. ОАО "П" по итогам 2003 и 2004 года в судебном порядке разрешало с государством свои споры по убыткам, связанным с перевозкой льготников, что подтверждается судебными актами по делам N А02-4740/2004 г., А02-4702/2004 г.
В преамбуле и в статье 153 Закона N 122-ФЗ установлено, что субъекты Российской Федерации при переходе к новой системе социальной защиты граждан должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового имущественного положения, а также других обстоятельств. При этом при осуществлении гражданами социальных прав и свобод не допустимо нарушение прав и свобод других лиц. Согласно названных норм, а также статьи 10 Федерального закона "О ветеранах", статьи 4 Закона Республики Алтай N 59-РЗ, статьи 3 Закона Республики Алтай N 61-РЗ финансовое обеспечение мер социальной поддержки в отношении льготных категорий граждан является расходным обязательством Республики Алтай. На истца как на коммерческую организацию законом не возложено бремя расходов по реализации правовых актов органов государственной власти. Выполнение этой обязанности противоречит целям его деятельности.
В 2005 году Республика Алтай в лице уполномоченных органов государственной власти (статья 125 ГК РФ) не разработала и не установила действенный правовой механизм замены натуральных льгот в виде бесплатного проезда на соответствующую денежную компенсацию (такой механизм появился лишь в августе 2006 года), не обеспечила соблюдение гарантий неущемления прав других хозяйствующих субъектов (в данном случае, автоперевозчиков). Ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил суду доказательств тому, что Правительство Республики Алтай либо одно из его министерств выполняли определенные и достаточные действия по выполнению положений вышеназванных Законов и предусмотрели в республиканском бюджете достаточные денежные средства на указанные цели. Частичное финансирование перевозок льготных категорий граждан регионального регистра фактически выполнено за счет дотаций из федерального бюджета с нарушение положений статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суд учитывает, что публично-правовое образование не предотвратило возникновения у автоперевозчика соответствующих убытков, связанных с перевозкой льготников, в том числе путем отмены или приостановления действия норм республиканских законов, финансирование которых им не предполагалось (постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Довод ответчика о том, что заключенные в 2005 году с истцом и другими перевозчиками Соглашения являются доказательством принятия должных и достаточных мер по реализации законов, судом во внимание не принимается, поскольку анализ Соглашений показал, что предусмотренные в них суммы лишь в части покрыли эксплуатационные расходы автоперевозчиков при перевозке льготников. Нельзя поставить в вину автоперевозчикам сам факт подписания данных Соглашений, поскольку даже частичное финансирование из бюджета их выпадающих доходов соответствовало их интересам в тот период и это не лишает их возможности заявлять соответствующие требования о взыскании оставшейся части непокрытых убытков с казны в судебном порядке.
С учетом изложенного, суд считает, что Минфин РА, представляющий казну субъекта Российской Федерации, является надлежащим ответчиком по настоящему делу (статья 1071 ГК РФ).
Виновность Республики Алтай в причинении убытков другому хозяйствующему субъекту подтверждается самим фактом неисполнения указаний законов. Причинно-следственная связь между возникшими у истца убытками и бездействием уполномоченных органов власти Республики Алтай имеется.
Оценивая доводы сторон по размеру убытков, заявленных истцом, в сумме 1348961 руб., суд считает, что арифметически расчет истца является правильным. Размер убытков в сумме 1348961 руб. истцом определен исходя из разницы между стоимостью проездного билета на календарный месяц, установленной Постановлением Правительства Республики Алтай N 25 от 10 февраля 2005 года, и суммы денежных средств, полученных от реализации социального проездного билета, с умножением полученного результата на количество реализованных в 2005 году льготных билетов на городские автобусные маршруты. Таким образом, методика расчета убытков, предложенная истцом, поставлена в зависимость только от одного вида убытков предприятия, связанного с перевозкой льготных категорий пассажиров. ОАО "П" доказан размер убытков, определенный по такой методике.
Однако, истец необоснованно не принял во внимание факт дополнительного получения из казны республики в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Алтай N 103-р от 05.05.2005 г. и Соглашением N 1 от 30 марта 2005 года денежных средств в сумме 1051630 руб., предназначенных именно на авансирование убытков истца от эксплуатационной деятельности, связанной с обеспечением единых условий по проезду льготных категорий граждан. Факт получения истцом данных средств подтвержден материалами дела. Довод ответчика о необходимости принять во внимание и другие платежи на сумму 2000000 руб., произведенные из бюджета в 2005 году на покрытие эксплуатационных расходов истца, суд во внимание не принимает, поскольку данные суммы покрыли иные убытки истца, не связанные с обеспечением единых условий по проезду льготных категорий граждан.
Поэтому размер реальных убытков истца определяется судом в размере 297331 руб. (1348961 р. - 1051630 р.). Указанная сумма подлежит принудительному взысканию с казны Республики Алтай в пользу истца, а в удовлетворении остальной части требования истцу следует отказать.
Судом разрешен вопрос о судебных расходах по делу.
При предъявлении иска истцу в установленном порядке была предоставлена отсрочка уплаты пошлины. После снижения размера исковых требований госпошлина у уменьшенной цены иска составила 18244 руб. 81 коп. В соответствии со статьей 110 АПК РФ, исходя из удовлетворенной части иска (22,04%), суд относит на ответчика расходы по государственной пошлине в размере 4021 руб. 16 коп.
Оставшаяся часть пошлины относится на истца. Суд считает возможным удовлетворить ходатайство истца о снижении ему размера пошлины, подлежащей уплате по итогам рассмотрения дела, до 5000 руб., учитывая неудовлетворительное финансовое состояние предприятия.
Руководствуясь статьями 167-171 АПК РФ, суд решил:
Взыскать с казны Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай в пользу Открытого акционерного общества "Горно-Алтайское П" убытки в сумме 297331 рубль 00 копеек (двести девяносто семь тысяч триста тридцать один руб. 00 коп.). В остальной части иска отказать.
Взыскать с казны Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4021 руб. 16 коп. (четыре тысячи двадцать один руб. 16 коп.).
Взыскать с Открытого акционерного общества "П" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5000 руб. 00 коп. (пять тысяч руб. 00 коп.).
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой апелляционный арбитражный суд (г. Томск).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 16 июня 2008 г. N А02-80/2008
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании