Решение Арбитражного суда Республики Алтай
от 24 февраля 2009 г. N А02-1111/2008
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2009 г. N Ф04-4996/2009(19587-А02-15)
См. также Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда г. Томска от 22 мая 2009 г. N 07АП-2865/09
Полный текст решения изготовлен 24.02.2009 г.
Арбитражного суда Республики Алтай, рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "А." к Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Алтай при участии третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Г.Т.Ю. о признании действий налогового органа по внесению сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "С" в связи с его ликвидацией решения незаконными; об обязании аннулировать запись о ликвидации юридического лица; о признании недействительным решения от 22.09.2008 года о государственной регистрации ликвидации Общества с ограниченной ответственностью "С" установил:
Общество с ограниченной ответственностью "А." (далее по тексту - Общество, ООО "А.") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Алтай (далее - МРИ ФНС N 5 по РА, Инспекция) по внесению в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "С" (далее по тексту-Общество, ООО "С") в связи с его ликвидацией и об обязании инспекцию аннулировать запись о ликвидации юридического лица- 000 "С", а также о признании недействительным решения Инспекции от 22.09.2008 года о государственной регистрации ликвидации ООО "С".
В заявлении Общество указало на недостоверность сведений содержащихся в промежуточном и ликвидационном балансах ООО "С", поскольку в указанных балансах не отражена кредиторская задолженность Общества в размере 378500 руб. 60 коп. Кроме того, ООО "А." не было уведомлено как кредитор о ликвидации общества, в связи с чем, оно не имело возможности предъявить свои требования. Недостоверность сведений, содержащихся в ликвидационном и промежуточном балансах, представленных на государственную регистрацию, означает, что заявителем не представлены документы, указанные в статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Следовательно, действия налогового органа и решение по регистрации ликвидации общества незаконны.
Заявление обоснованно ссылками на статью 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 14, 21 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Ответчик представил отзыв на заявление, в котором с требованиями заявителя не согласился. Указал, что на регистрацию был представлен полный пакет документов, в связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
Третье лицо - Г.Т.Ю. представила в суд отзыв на заявление, в котором с требованиями заявителя не согласилась. Указала, что в журнале "Вестник государственной регистрации" N 22 (175) от 04.06.2008 г. было опубликовано извещение о ликвидации ООО "С" с разъяснением кредиторам порядка предъявления требований и адреса, по которому эти требования принимаются. Каких-либо претензий в указанный срок не поступило. По окончании срока на предъявление кредиторами претензий, был составлен промежуточный баланс, утвержден 05.08.2008 г. и сдан в налоговый орган. 09.09.2008 при отсутствии претензий кредиторов был составлен ликвидационный баланс, который после его утверждения учредителем также сдан в налоговую инспекцию. Наличие на некоторых документах оттисков печати ООО "С" старого образца (с указанием в качестве местонахождения старого адреса - г. Бийск) является технической ошибкой и не влияет на законность действий налогового органа, так как в соответствии с нормами Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ) ООО "С" было поставлено на учет в МРИ ФНС N 5 по РА и находилось по адресу г. Горно-Алтайск, ул. ______. на государственную регистрацию был представлен полный пакет документов, предусмотренный Федеральным законом N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Информация о ликвидации была размещена в соответствующем печатном издании, следовательно, у ООО "А." имелась возможность в установленный срок предъявить свои требования. Налоговый орган не наделен полномочиями по правовой проверке представленных документов. Следовательно, у него отсутствовали законные основания для отказа в регистрации ликвидации юридического лица. Довод заявителя о подписании промежуточного и ликвидационного балансов неуполномоченным лицом не основан на законе. Согласно пункту 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс утверждаются учредителем юридического лица. Г.Т.Ю, являясь единственным учредителем общества утвердила названные балансы. Прочие доводы заявителя опровергаются материалами дела и не нарушают его права и законные интересы.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, хотя было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела. Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным провести судебное заседание в его отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме. Дополнительно указал, что промежуточный и ликвидационный балансы считаются не представленными на государственную регистрацию, в связи с подписанием их неуполномоченным лицом, т.е. не ликвидатором, а учредителем общества. Документы представленные на регистрацию заверены разными печатями с указанием различных адресов ООО "С". Ликвидатор не направил промежуточный баланс в отдел взыскания задолженности, отдел выездных проверок, отдел камеральных проверок, юридический отдел для проведения контрольных мероприятий. В ЕГРЮЛ не внесена запись о нахождении ООО "С" в процессе ликвидации. Вследствие чего кредитор был лишен возможности проверить информацию о том, что должник находится в стадии ликвидации. Представленные в налоговый орган документы были не прошиты, не пронумерованы в нарушение требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 439 и методических рекомендаций по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица. Неисполнение требований указанных актов влечет отказ регистрирующего органа в государственной регистрации. Кредиторская задолженность образовалась в результате выполнения заявителем строительно-монтажных работ на сумму 403863 руб. 60 коп. ООО "С" приняло данные работы, о чем подписан акт и справка о стоимости выполненных работ за апрель 2007 года. Должник частично оплатил принятые работы в сумме 25363 руб. данное обстоятельство также подтверждается директором ООО "С" Г.Д.А. в исковом заявлении акте сверки от 20.05.2008 г., подписанном Г.Д.А.. Вместе с тем, заявитель указал на то, что в производстве Арбитражного суда Алтайского края уже несколько лет шли судебные процессы с участием ООО "С" и ООО "А." по оспариванию сделок и взысканию долга. Однако, в 2008 году, предъявляя исковые требования ООО "С" не известив ни суд, ни кредиторов, сменило место нахождения и приняло решение о ликвидации. Впоследствии было ликвидировано. Таким образом, должник, зная об имеющейся задолженности перед заявителем, тем не менее, не уведомил ООО "А." о совей ликвидации и не включил кредиторскую задолженность в промежуточный и ликвидационный балансы.
Представитель ответчика возражал против заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 19 мая 2008 года единственным учредителем ООО "С" Г.Т.Ю. принято решение N 3 ликвидировать общество и назначить ликвидатором генерального директора Г.Д.А.
Соответствующее уведомление о принятом решении направлено в налоговый орган. Согласно заявке от 21.05.2008 г. в журнале "Вестник государственной регистрации" N 22 (175) от 04.06.2008 г. опубликовано извещение о ликвидации ООО "С".
По окончании двухмесячного срока на предъявление кредиторами ООО "С" претензий, 05.08.2008 г. составлен промежуточный ликвидационный баланс. Указанный промежуточный баланс утвержден 05.08.2008 и сдан в налоговую инспекцию. 09 сентября 2008 года при отсутствии претензий от кредиторов, был составлен ликвидационный баланс, который после его утверждения учредителем также сдан в налоговый орган.
22.09.2008 г. Межрайонной Инспекцией ФНС N 5 по РА было принято решение о государственной регистрации ликвидации ООО "С" и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении из него названного общества.
ООО "А.", считая ликвидацию ООО "С" незаконной ввиду отсутствия его извещения как кредитора ООО "С", обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд оценил требование заявителя и пришел к следующему.
Согласно статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица регулируется Федеральным Законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - ФЗ N 129-ФЗ", Закон о регистрации)..
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
Пунктом 4 статьи 22 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ.
Документы, предусмотренные статьей 21 указанного закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Сроки и порядок ликвидации, установленные пунктами 1-6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 22 Закона о регистрации, закреплены в гражданском законодательстве в качестве гарантии защиты прав и охраняемых законом интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица и уполномоченных органов по обязательным платежам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Из правового анализа данной нормы следует, что ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами, чьи требования удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, ликвидационный баланс Общества, в котором отсутствует информация об имеющейся кредиторской задолженности, не может считаться достоверным. Исходя из смысла статей 14 и 21 Закона N 129, достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Из материалов дела следует, что ООО "С" было зарегистрировано 25.05.2001 Администрацией города Бийска Алтайского края, поставлено на налоговый учет в Инспекцию Алтайского края с присвоением основного государственного регистрационного номера 1022200556905.
Судом установлено, что в 2007-2008 годах в производстве Арбитражного суда Алтайского края находились дела с участием ООО "С", ООО "А.", связанные с исполнением обязательств, вытекающих из договора о совместном инвестировании торгового комплекса и договора подряда.
Как следует из материалов дела в указанный период ООО "С", а именно 07.03.2008 г. руководитель ООО "С" Г.Д.А. (впоследствии ликвидатор) представил в налоговый орган заявление о внесении изменений в учредительные документы о смене места нахождения ООО "С" с города Бийска Алтайского края на город Горно-Алтайск Республики Алтай, не уведомив ни суд, ни своих кредиторов.
21-22 марта 2008 года регистрационное дело ООО "С" было передано из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы N 5 по Республике Алтай.
27 марта 2008 года ООО "С" поставлено на налоговый учет в МРИ ФНС N 5 по РА.
19 мая 2008 года учредителем ООО "С" принято решение о ликвидации общества.
В журнале "Вестник государственной регистрации" N 22 (175) от 04.06.2008 г. опубликовано извещение о ликвидации ООО "С".
05.08.2008 г. составлен промежуточный ликвидационный баланс. 09 сентября 2008 года был составлен ликвидационный баланс, который после его утверждения учредителем также сдан в налоговый орган.
Вместе с тем, в материалах дела имеются акты выполненных работ, справки формы КС-3, платежные поручения о частичной оплате задолженности ООО "С" перед ООО "А.", исковое заявление ООО "С", подписанное Г.Д.А., из которых следует, что ООО "А." исполнило свои обязательства по договору подряда N 1 от 05.01.2007 г., а ООО "С" приняло выполненные работы и частично их оплатило. Кроме того, указанное обстоятельство подтверждается и актом сверки от 20.05.2008 г., подписанным Г.Д.А. и направленным в адрес ООО "А." для его подписания.
Таким образом, ликвидатор Г.Д.А., зная о существующей задолженности перед ООО "А." не уведомил письменно ООО "А." о ликвидации ООО "С", не включил кредиторскую задолженность ни в промежуточный, ни в ликвидационный балансы. Следовательно, ликвидационный баланс не может считаться достоверным.
Доказательств проведения полных расчетов ООО "С" с ООО "А." в материалы дела не представлено.
Следовательно, ликвидатор ООО "С" не выполнил требования, предъявляемые к процедуре ликвидации, в части выявления кредиторов.
Напротив, участвуя в процессах при рассмотрении исков ООО "С", указанное общество с апреля 2008 года по декабрь 2008 года сменило место нахождения, приняло решение о ликвидации и 22.09.2008 г. было исключено из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией.
Довод учредителя о том, что порядок ликвидации был соблюден, поскольку решение о ликвидации опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" судом отклоняется, поскольку сам по себе факт публикации сведений о предстоящей ликвидации юридического лица не освобождает ликвидатора от предусмотренной статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности по выявлению и письменному уведомлению кредиторов.
При таких обстоятельствах, невыполнение ликвидатором обязанности по письменному уведомлению кредитора нарушило права кредитора - ООО "А." и препятствовало предъявлению и удовлетворению его имущественных требований в процессе ликвидации.
Несоответствие ненормативного акта государственного или иного органа закону и иным правовым актам, а также нарушение прав и интересов юридического лица является основанием для признания такого ненормативного акта недействительным.
Кроме того, суд соглашается с доводом заявителя о том, что представленные документы на регистрацию не соответствовали Методическим разъяснениям по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что представленные документы на регистрацию ликвидатором не были прошиты и пронумерованы.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных указанным Законом необходимых для государственной регистрации документов. Согласно ст. 9 названного Закона, требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2005 N 760) установлено, что Федеральная налоговая службы разрабатывает и направляет для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей,... а также по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации разрабатывает методические разъяснения по порядку заполнения указанных документов.
Во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16 были утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, что придало им характер нормативного документа, обязательного для исполнения как регистрирующими органами, так и гражданами и юридическими лицами.
Согласно абзацу 3 раздела I Методических разъяснений каждый документ (включая заявление), содержащий более 1 листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки.
Методические разъяснения содержат указание о том, что каждый документ, передаваемый на регистрацию, и содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя на обороте последнего листа документа на месте его прошивки. Несоответствие документов указанным разъяснениям влечет безусловный отказ регистрирующего органа в регистрации.
Судом установлено, что данное требование ООО "С" не было выполнено.
Довод заявителя о подписании ликвидационного баланса неуполномоченным лицом (не ликвидатором) судом не принимается в силу следующего.
Заявитель не указал суду, какие его права и законные интересы нарушены данным обстоятельством.
Но сути, заявитель оспаривает действия учредителя общества Г.Т.Ю. Вместе с тем, судом установлено, что документы в регистрирующий орган, предусмотренные ст. 21 ФЗ N 129-ФЗ были представлены ликвидатором общества Г.Д.А. Однако ликвидатор общества не оспаривал действия учредителя ООО "С" по подписанию промежуточного и ликвидационного балансов.
Доводы заявителя о представлении в налоговый орган документов с различными оттисками печатей, судом не принимаются, поскольку заявитель не указал суду, какие его права и законные интересы нарушены данным обстоятельством.
Прочие доводы заявителя суд не принимает ввиду их несостоятельности.
Учитывая изложенное, суд на основании части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворяет требование заявителя и признает решение Инспекции от 22.09.2008 г. и действия Инспекции, связанные с внесением Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности ООО "С" в связи с его ликвидацией незаконными.
В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд считает возможным обязать налоговый орган отменить решение и аннулировать запись о ликвидации юридического лица.
Распределяя судебные расходы по делу, суд отмечает, что Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) в главу 25.3 статью 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) внесены изменения. Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина в размере 4000 рублей, уплаченная по платежным поручениям N 298 от 24.10.2008 г. и N 314 от 17.11.2008 г., подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд решил:
Признать решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Алтай от 22.09.2008 г. N 2955 о государственной регистрации прекращения деятельности Общества с ограниченной ответственностью "С" в связи с его ликвидацией как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Признать незаконными действия Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Алтай по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "С" в связи с его ликвидацией.
Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Алтай отменить решение от 22.09.2008 г. N 2955 о государственной регистрации прекращения деятельности Общества с ограниченной ответственностью "С" в связи с его ликвидацией и аннулировать запись в Едином государственном реестре юридических лиц о ликвидации юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "С".
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "А." из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Выдать справку.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через Арбитражный суд Республики Алтай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 24 февраля 2009 г. N А02-1111/2008
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании