Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 12 ноября 2009 г. N А02-1413/2009
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2010 г. N А02-1413/2009
Судья Арбитражного суда Республики Алтай Масалова А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Наймушиной Л.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Инспекции ФНС РФ по Железнодорожному району г. Красноярска к Межрайонной МФНС России N 5 по Республике Алтай, Обществу с ограниченной ответственностью "Рентом" о признании недействительной записи N 1090411000756 о государственной регистрации смены нахождения организации от 27.02.2009 г. установил:
Межрайонная ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Межрайонной МФНС России N 5 по Республике Алтай (далее - МРИ ФНС N 5 по Республике Алтай), о признании государственной регистрации смены нахождения Общества N 1090411000756 от 27.02.2009 г., произведённую Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Алтай недействительной.
Определением от 07.10.2009 г. арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве второго ответчика- Общество с ограниченной ответственностью "Рентом" (далее- ООО "Рентом", Общество).
В заявлении Инспекция указала на недостоверность сведений содержащихся в заявлении директора Седовой Н.Н. о регистрации Общества, создаваемого в форме реорганизации, так как по указанному адресу дом с номером 8 не находится. Недостоверность сведений, содержащихся в документах, представленных на государственную регистрацию, означает, что заявителем не представлены документы, указанные в статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Следовательно государственная регистрация является незаконной.
Ответчик - ООО "Рентом" отзыв на заявление не представил.
МРИ ФНС N 5 по РА представила отзыв на заявление, в котором с требованиями заявления не согласилась, указав, что оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, налоговый орган не вправе проверять подлинность представленных сведений, не представлены доказательства того, что на момент оспариваемой регистрации Общества представлены заведомо ложные сведения.
Ответчики и третьи лица, извещённые о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не явились.
Инспекция по Железнодорожному району г. Красноярска заявила ходатайство (факсограммой) о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд, руководствуясь статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть заявление МРИ ФНС Железнодорожному району г. Красноярска в отсутствие заявителя и ООО "Рентом".
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объёме. Дополнительно пояснил, что основанием для проведения проверки достоверности указанных в заявлении сведений послужило неправильное наименование субъекта Российской Федерации: указан Алтайский край, следовало указать - Республику Алтай, где и находится город Горно-Алтайск.
Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 19 февраля 2009 г. ООО "Рентом" обратилось в Межрайонную ИФНС России N 5 по Республике Алтай с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001).
27.02.2009 МРИ ФНС N 5 по Республике Алтай осуществлена государственная регистрация юридического лица при создании путем реорганизации в форме слияния - ООО "Рентом".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 01.09.2009 адрес места нахождения Общества указан: 660048, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Дорожная, 8.
В ходе проведенной проверки Инспекцией установлено, что Общество по данному адресу не находится, что послужило поводом для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд оценил заявленное требование и считает его обоснованным.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
На основании подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее- Закон N 129-ФЗ) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Согласно статьи 4 Закона N 129-ФЗ ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006).
В соответствии с пунктами а) статей 12, 14, 17 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица (статья 12), или при регистрации создаваемого путем реорганизации юридического лица (статья 14), или при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (статья 17), в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.
Указанные статьи предполагают представление достоверной информации относительно сведений представляемых для регистрации и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, действительной может быть признана регистрация, произведённая на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют установленным требованиям, и произведены на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.
Статьей 25 Закона N 129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за предоставление недостоверных сведений.
Из вышеперечисленных норм следует, что необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статей 4, 12, 14, 17, 25 Закона N 129-ФЗ. статей 3, 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006.
Таким образом, действительной может быть признана регистрация, проведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ, но и проведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, в том числе, в соответствии с подпунктом в) пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
Иное толкование вышеназванных норм права означало бы, что законодатель изначально предусмотрел возможность сохранения в ЕГРЮЛ, - федеральном
информационном ресурсе, любых, в том числе, надуманных сведений (например, адресов с реально несуществующими названиями населенных пунктов, улиц и т.д.), в связи с чем теряется смысл ведения государственного реестра, содержащиеся в котором сведения в силу абзаца 1 пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Следовательно, одним из оснований для признания недействительной государственной регистрации изменений является доказанная недостоверность сведений, внесенных в ЕГРЮЛ на основании заявления юридического лица; другим основанием может быть представление в регистрирующий орган неполного пакета документов, предусмотренных соответствующей главой Закона N 129-ФЗ.
Из материалов дела следует, что Общество в заявлении о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации указало в качестве местонахождения юридического лица адрес г. Красноярск, ул. Дорожная, 8.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что здания по указанному адресу не существует. Согласно письму Почты России, от 13.08.2009 N 24.14.2.1-50/1632 дом, по улице Дорожная, 8 в обслуживании Красноярского почтамта не значится. В ответ на запрос заявителя Управление архитектуры Администрации города Красноярска сообщило, что информация о наличии строений по адресу :г. Красноярск, ул. Дорожная, 8 в управлении отсутствует. 4.09.2009 Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии 09.09.2009 в ответе за N Ф-24/07-2001 указало, что в архиве Красноярского отделения Филиала инвентарное дело на объекты недвижимого имущества по адресу г. Красноярск, ул. Дорожная,8 не зарегистрировано. Данные обстоятельства (относительно отсутствия здания) Инспекцией по Республике Алтай не опровергнуты.
Учитывая вышеизложенное, а также невозможность осуществления по данному адресу связи с Обществом (определения и телеграммы суда возвращаются органом почтовой службы с указанием, что на указанной улице дома N 8 нет), что согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ является обязательным критерием для определения места нахождения юридического лица суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае государственная регистрация юридического лица при создании путем реорганизации в форме слияния, осуществлена по документам, содержащим заведомо ложные сведения.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет требование Инспекции ФНС РФ по Железнодорожному району г. Красноярска о признании записи 1090411000756 о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в
форме слияния, произведенную 27.02.2009 Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Алтай в отношении ООО "Рентом", недействительной.
Суд, руководствуясь статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивает с Общества с ограниченной ответственностью "Рентом" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд решил:
Признать государственную регистрацию юридического лица при создании путем реорганизации в форме слияния, N 1090411000756 произведенную 27.02.2009 Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Алтай в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Рентом", недействительной и не соответствующей Федеральному закону от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Решение подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Рентом" в доход федерального бюджета судебные расходы в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Алтай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 12 ноября 2009 г. N А02-1413/2009
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании