Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 28 января 2011 г. N А02-1444/2010
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 августа 2011 г. N Ф04-3238/11 по делу N А02-1444/2010
См. также постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2011 г. N 07АП-2316/11
Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2011 года
Полный текст решения изготовлен 28 января 2011 года
Арбитражный суд Республики Алтай, рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "А" в лице филиала "Горно-Алтайский" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление федерального казначейства по Республике Алтай) при участии в деле третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства финансов Республики Алтай, Министерства труда и социального развития Республики Алтай, Отдела труда и социального развития администрации муниципального образования "Чойский район" о взыскании 50000 рублей, установил:
открытое акционерное общество "А" в лице филиала "Горно-Алтайский" (далее - ОАО "А") обратилось в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление федерального казначейства по Республике Алтай) (далее - Минфин РФ) о взыскании убытков в сумме 50000 рублей в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности.
Исковые требования мотивированы предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и отсутствием компенсации понесенных расходов в добровольном порядке. В правовое обоснование истец сослался на статью 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положения Закона Республики Алтай от 07.07.2008 г. N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай (далее - Закон РА N 78-РЗ), постановление Правительства Республики Алтай N 128 от 10.06.2009 г. "О правилах возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" (далее - постановление Правительства РА N 128), статьи 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В предварительном судебном заседании 02.12.2010 года представитель истца заявил ходатайство об увеличении цены иска до 104803 рублей 50 копеек.
Суд принял увеличенный размер заявленного требования к рассмотрению в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик отзыв суду на иск не представил.
Третьи лица - Министерство финансов Республики Алтай (далее - Минфин РА) и Отдела труда и социального развития Администрации муниципального образования "Чойский район" (далее - Отдел труда и социального развития) представили суду отзывы на исковое заявление.
Минфин РА в отзыве указало, что финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот, осуществляется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на соответствующий год. Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки. Ссылаясь на часть 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании" (далее - Закон Российской Федерации "Об образовании), статью 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, МФ РА указало, что указанная льгота предусмотрена федеральным нормативным правовым актом, соответственно, ее предоставление населению является расходным обязательством Российской Федерации. Вместе с тем, в 2009 и 2010 годах, в условиях полного отсутствия финансирования данной льготы со стороны федерального бюджета, Республика Алтай, так же, как и другие субъекты Российской Федерации, обеспечила педагогических работников мерами социальной поддержки, исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Алтай. В соответствии с законом Республики Алтай "О республиканском бюджета Республики Алтай на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", бюджету муниципального образования "Чойский район" были выделены субвенции на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам и некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай в сумме 1958000 рублей, в том числе кассовый расходов по состоянию на 01.09.2010 года составляет 1479000 рублей.
Отдел труда и социального развития в отзыве подтвердил, что за период с июня по август 2010 года образовалась задолженность перед ОАО "А" в сумме 104803 рубля 50 копеек по возмещению расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай.
В судебное заседание по первой инстанции не явились представители третьих лиц - Отдела труда и социального развития, Министерства труда и социального развития Республики Алтай, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Отдел труда и социального развития, направило суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд, руководствуясь частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнений лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании 26.01.2011 года представитель истца поддержал заявленный иск в полном объеме.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска. Указал, что МФ РФ является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица - Минфин РА поддержал заявленный иск.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков. В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации потери истца, связанные с предоставлением льгот по бесплатному обеспечению педагогических работников, проживающих в сельской местности, электроэнергией по нормам, установленным Законом РА о педагогах при отсутствии их компенсации за счет бюджетных средств являются убытками (реальный ущерб и неполученные доходы), которые подлежат возмещению.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений, проживающие в сельской местности, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Законом РА N 78-РЗ предусмотрено возмещение выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, при этом сами граждане оплату соответствующей части коммунальных услуг не производят.
На основании данной нормы плата с жильцов, являющихся педагогическими работниками, за электроснабжение жилых помещений в пределах нормы 1,77 кВт/час на 1 м2 жилой площади истцом с указанной категории лиц не взималась.
При этом Законом Российской Федерации "Об образовании" не предусмотрено возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в меньшем размере, чем они фактически понесены организацией, оказавшей такие услуги.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 27.06.2003 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", оценивая вопрос о возмещении платы, не полученной от льготных категорий потребителей, пришел к выводу, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" следует, что порядок возмещения расходов устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Однако наделение субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку предоставление льгот педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, предусмотрено федеральным законом, то источником финансирования является федеральный бюджет. Финансирование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление, в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации N 329 от 30.06.2004 "О Министерстве финансов РФ").
Федеральным законом от 24.07.2004 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" субсидии бюджету Республики Алтай на реализацию мероприятий, предусмотренных статьей 55 Закона "Об образовании" не предусмотрены.
Следовательно, Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании".
ОАО "А" представил суду заключенный между ним и Отделом труда и социального развития Администрации муниципального образования "Чойский район" 01.01.2010 г. договор N 002Л на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам. В соответствии с условиями указанных соглашений, истец (предприятие) обязался обеспечивать снабжение электрической энергией педагогических работников Чойского района в рамках реализации Закона Республики Алтай от 07.07.2008 г. N 78-ФЗ, постановления Правительства Республики Алтай N 128 от 10.06.2009 г. в пределах нормативов потребления, установленных законами, а также представлять ежемесячные ведомости на возмещение расходов предприятия педагогическим работникам.
На оплату отпущенной электрической энергии ОАО "А" были предъявлены Отделу труда и социального развития счета-фактуры от 30.06.2010 года на 34524 рублей 19 копеек, от 31.07.2010 года на 39471 рублей 87 копеек и от 31.08.2010 года на 30807 рублей 44 копеек с соответствующими ведомостями.
Суд считает указанные документы достаточными доказательствами, из которых следует надлежащее исполнение истцом обязательства по обеспечению педагогических работников, проживающих и работающих в Чойском районе, электроэнергией в объеме норматива потребления, установленного Законом РА N 78-РЗ и по тарифам, установленными соответствующими постановлениями Комитета по тарифам Республики Алтай.
Ответчик в ходе судебного разбирательства не опроверг обоснованность определенной истцом стоимости оказанных услуг по энергоснабжению, а также наличие права на применение этой льготы лицами, указанными в реестрах.
С учетом изложенных норм, истцом доказан факт обеспечения педагогических работников Чойского района электроэнергией с июня по август 2010 года на 104803 рубля 50 копеек.
Таким образом, истец доказал, а ответчик не представил доказательств, опровергающих наличие убытков ОАО "А" в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в Чойском районе.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о возложении на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанности по компенсации не полученных истцом доходов (произведенных расходов) в части поставки электроэнергии педагогическим работникам Чойского района за период: с июня по август 2010 года в пределах нормативов потребления в сумме 104803 рубля 50 копеек.
Суд, руководствуясь статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, считает необходимым взыскать с ответчика в возмещение расходов истца по уплате государственной пошлины 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "А" лице филиала "Горно-Алтайский" 104803 рубля 50 копеек в счет компенсации убытков, наступивших в результате предоставления льгот педагогическим работникам, 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, всего: 106803 рубля 50 копеек (сто шесть тысяч восемьсот три рубля 50 копеек).
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 28 января 2011 г. N А02-1444/2010 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании