Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 21 февраля 2011 г. N А02-1390/2010
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2011 г. по делу N А02-1390/2010
См. также постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2011 г. N 07АП-3123/11
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Н.О.Л., установил:
Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай (далее - Минтуризм) обратилось в суд с иском к ОАО "А Г-А" (далее - ОАО "Г-А, а) с иском о взыскании 3278537 руб. 20 коп., из них 3000000 руб. сумма основного долга и 278537 руб. 20 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 15 февраля 2007 года между Комитетом по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи Республики Алтай (далее - Комитет) и ОАО "А Г-А" было подписано соглашение о предоставлении субсидий в размере 3000000 руб. из средств бюджета Республики Алтай. Платежными поручениями от 21.01.2007, от 14.02.2007 и от 15.03.2007 денежные средства в полном объеме перечислены ответчику. Контрольно-счетной палатой Республики Алтай проведена проверка ОАО "А Г-А" за период деятельности 2007- I полугодие 2008 года по вопросу использования средств республиканского бюджета. В ходе проверки выявлен факт нецелевого использования бюджетных средств, выразившийся в использовании 30000000 руб. на текущие нужды. Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай является правопреемником Комитета по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи Республики Алтай и наделено полномочиями главного распорядителя средств бюджета Республики Алтай по республиканской целевой программе "Развитие гражданской авиации Республики Алтай на 2006-2007 годы". 09 августа 2010 года в адрес ответчика была направлена претензия о добровольном возврате средств бюджета. Неисполнение требования о возврате денежных средств явилось основанием для обращения в суд.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования и указал, что поскольку аэропорт не установил светосигнального оборудования денежные средства в размере 30000000 руб. подлежат возврату в доход республиканского бюджета в силу статьи 289 БК РФ и соглашения. Минтуризм РА является главным распорядителем бюджетных денежных средств, соответственно наделено полномочиями по их взысканию в доход бюджета.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором требования не признал и указал, что статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в силу чего бюджетные средства доводятся до конкретных получателей с указанием цели их использования. В приложенных к исковому заявлению платежных документах в графе "назначение платежа" отсутствуют указание на то, что денежные средства следовало потратить на приобретение светосигнального оборудования, оснащение специальной наземной техникой.
В судебном заседании представитель аэропорта исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск, дополнительно указал, что обращение истца в судебном порядке о взыскании бюджетных средств, использованных не по целевому назначению не предусмотрено законодательством. Основаниями для выделения субсидий аэропорту является программа и соглашение, не предусматривающие судебный порядок взыскания денежных средств, использованных не по целевому назначению. Истцом пропущен срок исковой давности.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Контрольно-счетную палату РА, Министерство финансов Республики Алтай и Министерство регионального развития Республики Алтай.
Представитель Контрольно-счетной палаты РА поддержал исковые требования в полном объеме и указал, что в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО "А Г-А" было установлено, что из средств республиканского бюджета через Комитет по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи Республики Алтай было перечислено 3000000 руб. Согласно мероприятиям программы указанные денежные средства предназначались на установку светосигнального оборудования, оснащение специальной наземной техникой. Фактически денежные средства были израсходованы на текущие нужды, что является нецелевым использованием бюджетных денежных средств. Минтуризм как главный распорядитель наделен полномочиями на обращение в суд с иском о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению.
От Министерства финансов РА поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Представитель Министерства регионального развития Республики Алтай поддержал заявленные требования и указал, что ранее с иском о взыскании 3000000 руб. обращалось Минрегионразвития РА.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворении.
Из обстоятельств дела следует:
Постановлением Правительства Республики Алтай от 19.10.2006 N 250 утверждена Республиканская целевая программа "Развитие гражданской авиации Республики Алтай на 2006-2007 годы"
Законом Республики Алтай от 25.12.2006 N 95-РЗ "О республиканском бюджете Республики Алтай на 2007 год" на реализацию Республиканской целевой программы "Развитие гражданской авиации на 2006-2007 годы" выделено 125000 руб., из них 3000000 руб. через Комитет по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи Республики Алтай, 9500000 руб. через Министерство регионального развития Республики Алтай.
Платежными поручениями N 1 от 23.01.2007, N 26 от 14.02.2007 и N 42 от 15.03.2007 денежные средства в размере 3000000 руб. Комитетом по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи Республики Алтай были перечислены аэропорту.
15 марта 2007 года Постановлением Правительства Республики Алтай утверждено положение о Министерстве туризма, предпринимательства и инвестиций Республики Алтай, согласно которому министерство является правопреемником Комитета по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи Республики Алтай по вопросам предпринимательства и промышленности, комитета природных ресурсов, охраны окружающей среды и туризма Республики Алтай по вопросам туризма, Комитета по инвестиционной политике Республики Алтай.
На основании плана работы на 2009 год, утвержденного постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 18 декабря 2008 N 25-40 Контрольно-счетной палатой Республики Алтай проведена проверка в ОАО "А Г-А" по использованию средств республиканского бюджета за период деятельности 2007 - I полугодие 2008, по результатам которой составлен Акт проверки от 25.02.2009, акт встречной проверки от 03.02.2009, заключение.
Согласно Акту проверки от 25.02.2009 ОАО "А Г-А" допустило финансовые нарушения, выразившиеся в использовании 3442,2 тыс. рублей не по целевому назначению. Так, 3000000 руб.- израсходованы на текущие нужды, предназначались для установки светосигнального оборудования, оснащение специальной наземной техникой; на 442,2 тыс. руб. не представлены первичные документы, подтверждающие использование средств по целевому назначению. Движение денежных средств, поступивших на расчетный счет ОАО "А Г-А" от Комитета по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи Республики Алтай в 2007 году отражено в приложении N 2 к акту проверки.
03.05.2009 по Акту проверки Контрольно-счетной палатой Республики Алтай составлен отчет.
Представлением от 08.05.2009 N 05-17/219, адресованному Министру финансов РА, Министру регионального развития РА и ОАО "А Г-А" Контрольно-счетная палата РА предложила произвести изъятие остатка не использованных субсидий по состоянию на 01.01.2008 в размере 17 тыс. руб., с главного распорядителя средств республиканского бюджета - Министерство регионального развития Республики Алтай. В рамках установленных полномочий рассмотреть материалы проверки и осуществить контроль за восстановлением в добровольном порядке ОАО "А Г-А" в республиканском бюджете средств, использованных не по целевому назначению в объеме 3442 тыс. руб.
06.08.2009 года в адрес Аэропорта, Министерства финансов РА и Министерства регионального развития РА Контрольно-счетной палатой РА направлено уведомление, о том, что по результатам рассмотрения протокола разногласий, КСП РА исключены из нецелевого использования средства в размере 198,9 тыс. руб. а также принято решение о признании представления КСП РА от 08.05.2009 N 05-17/219, вынесенного в части изъятия остатка субсидий в размере 17 тыс. руб., не действительным. Общая сумма финансовых нарушений составила 3716,6 тыс. руб., в том числе использованных не по целевому назначению - 3243, 8 тыс. руб.
20 мая 2010 года в Арбитражный суд Республики Алтай поступило исковое заявление Министерства регионального развития Республики Алтай к ОАО "А Г-А" о взыскании бюджетных средств, использованных не по целевому назначению в размере 3258094 руб. 25 коп. Исковое заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А02- 641/2010.
Согласно определению Арбитражного суда Республики Алтай от 17 августа 2010 года по делу N А02- 641/2010 Министерство регионального развития Республики Алтай в судебном заседании заявило об уточнении исковых требований, уменьшив сумму иска на 3000000 руб.
Определением от 03 сентября 2010 года арбитражный суд по делу N А02-641/2010 о взыскании 258094 руб. 25 коп. утвердил мировое соглашение.
Представлением от 18.08.2010 исх. N 05-17/382 и предписанием от 28.09.2010 исх. N 05-17/426 Контрольно- счетная палата Республики Алтай предложила Министерству туризма и предпринимательства Республики Алтай в установленном законом порядке принять меры ко взысканию с ОАО "А Г-А" денежных средств в размере 3000000 руб., использованных не по целевому назначению.
09.08.2010 Министерство туризма и предпринимательства РА направило в адрес аэропорта письмо о предоставлении информации о возмещении денежных средств в размере 3000000 руб.
В претензии от 06.10.2010 истец предложил возвратить в республиканский бюджет 3000000 руб. Обстоятельства не возврата 3000000 руб. явились основанием для обращения в суд.
Как следует из материалов дела, утвержденная постановлением Правительства Республики Алтай от 19.10.2006 N 250 Республиканская целевая программа "Развитие гражданской авиации Республики Алтай на 2006-2007 годы" была разработана Комитетом по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи Республики Алтай.
Основной целью программы являлось возобновление полетов воздушных судов на территории Республики Алтай, развитие рынка авиационных услуг, повышение эффективности и качества авиатранспортного обслуживания населения Республики Алтай. Для достижения указанной цели программа предусматривала систему мероприятий, в том числе и замену светосигнального оборудования в ОАО "А Г-А".
Финансирование программных мероприятий предусматривалось осуществить за счет собственных средств авиапредприятий, использования ими кредитов коммерческих банков, средств инвесторов, а также средств бюджета Республики Алтай и федерального бюджета.
Государственным заказчиком программы являлся Комитет по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи Республики Алтай.
Программой предусматривалось, что финансирование мероприятий ОАО "А Г-А" как одного из исполнителей программы должно было осуществляться на основании Соглашения с Комитетом по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи Республики Алтай.
15 февраля 2007 года между Комитетом по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи Республики Алтай и ОАО "А Г-А" как получателем субсидий подписано соглашение о предоставлении субсидий за счет средств, предусмотренных республиканской целевой программой "Развитие гражданской авиации на 2006-2007 годы".
Согласно пункту 2.3 соглашения средства субсидий для финансирования мероприятий по реализации программы составили 3000000 руб. Перечень мероприятий и объемы их финансирования указаны в программе.
Как следует из приложения N 2 к республиканской программе и приложения N 5 к закону Республики Алтай "О республиканском бюджете Республики Алтай на 2007 год" через Комитет по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи РА денежные средства республиканского бюджета в размере 3000000 руб. предназначались на установку светосигнального оборудования, оснащения специальной наземной техникой. Во исполнение программы и условий соглашения от 15.02.2007 Комитет перечислил ОАО "А Г-А" 3000000 руб.
При этом, на момент перечисления денежных средств другого мероприятия как установка светосигнального оборудования, оснащения специальной наземной техникой, финансирование которого осуществлялось через Комитет из республиканского бюджета, программа в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 19.10.2006 N 250, не предусматривала.
Как следует из материалов дела, ОАО "А Г-А" поступившие денежные средства в сумме 3000000 руб. израсходовало с 24.01.2007 по 27.03.2007 на другие цели, что подтверждается приложением N 2 к Акту проверки Контрольно-счетной палаты от 25.02.2009 года.
Из них денежные средства в размере 750000 руб., поступившие по платежному поручению N 1 от 23.01.2007 были израсходованы с 24.01.2007 по 13.02.2007. Денежные средства в размере 998584 руб., поступившие по платежному поручению N 26 от 13.02.2007 были израсходованы с 15.02.2007 по 16.02.2007. Денежные средства в размере 1251416 руб., поступившие по платежному поручению N 42 от 15.03.2007 года были израсходованы с 16.03.2007 по 27.03.2007.
Таким образом, по состоянию на 23.07.2007 года ОАО "А Г-А" использовало средства, предназначенные для установки светосигнального оборудования, специальной наземной техники на другие цели, что обусловило нарушение обязательств перед Комитетом, поскольку в соответствии с соглашением от 15.02.2007 года аэропорт обязался обеспечить целевое использование денежных средств.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона.
В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Положения Республиканской целевой программы "Развитие гражданской авиации Республики Алтай на 2006-2007 годы", предусматривали, что учет расходов за ее выполнением, а также отчет об использовании выделенных средств осуществляется в соответствии с Положением о порядке разработки и реализации целевых программ Республики Алтай, утвержденных постановлением Правительства Республики Алтай от 28 апреля 2005 N 65.
Исполнители программы обязаны ежеквартально представлять финансовый отчет в Комитет о ходе выполнения программы. Ежегодные и ежеквартальные отчеты о выполнении программы представляются в установленном порядке в Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай.
В силу Постановления Правительства Республики Алтай от 28.04.2005 N 65 "О порядке разработки и реализации целевых программ Республики Алтай", действовавшего в период возникновения спорных правоотношений (пункты 6.4, 6.5), на заказчика и исполнителей целевой программы возлагались обязанности по реализации программы, достижению конечного результата и эффективному использованию финансовых средств, выделяемых на выполнение программы. Заказчик должен был вести учет и осуществлять хранение документов, касающихся целевой программы. Министерство финансов Республики Алтай с участием Министерства экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай, заказчиков, заинтересованных исполнительных органов государственной власти Республики Алтай должно было осуществлять контрольные проверки хода реализации отдельных целевых программ. По итогам оценки выявленных нарушений и неудовлетворительных результатов реализации целевой программы в течение 10 дней подготовленные предложения о приостановлении или прекращении реализации целевой программы, и (или) применении санкций к участникам программ в рамках действующего законодательства, подлежали внесению в Правительство Республики Алтай.
Из обстоятельств дела следует, что о ненадлежащем исполнении обязательств истец, как правопреемник Комитета, мог узнать 27.03.2007 года и принять соответствующие меры к их изъятию, в том числе обратиться в суд с требованием о применении ответственности за нарушение условий соглашения. Кроме претензии о добровольном возврате денежных средств в размере 3000000 руб., направленной 06.10.2010 исх. N 1697 других доказательств, подтверждающих принятия мер по возврату денежных средств истец суду не представил.
Обращение в суд с иском о возврате денежных средств состоялось только 12.10.2010 года, то есть по истечении трех лет с момента, когда он мог узнать о нарушении аэропортом обязательств по соглашению от 15.02.2007 года. Ответчик заявил о пропуске срока исковой давности, что в силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в иске. К рассмотренному спору применяется общий срок исковой давности, исключения нормы Бюджетного кодекса РФ для возникших правоотношений не содержат.
Оценив довод ответчика о целевом использовании денежных средств с учетом изменений, внесенных в программу Постановлением Правительства РА от 26.09.2007 года, суд отмечает следующее.
По состоянию на 27.03.2007 года республиканская целевая программа действовала в редакции, утвержденной Постановлением Правительства Республики Алтай от 19.10.2006. Дополнительные мероприятия были включены и утверждены позже. Кроме внесения дополнительных мероприятий сменился исполнитель программы с Комитета на Минрегионразвитие РА. Контрольно-счетной палатой РА проверялся факт использования денежных средств, перечисленных Комитетом, что подтверждается Актом проверки от 25.02.2009 года. Кроме указанного акта других доказательств, подтверждающих осуществление контролирующими органами проверок по факту использования денежных средств в размере 3000000 руб. на мероприятия программы, в редакции Постановления Правительства РА от 26.09.2007 года или в более поздней редакции, суду не представлено. В связи с чем, оценить обстоятельство использовании 3000000 руб. по целевому или не целевому назначению на мероприятия программы, с учетом внесённых изменений, не представляется возможным. Иные доводы сторон суд не оценивает, ввиду их несущественности.
В связи с отказом в иске суд не разрешает вопроса распределения судебных расходов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Министерству туризма и предпринимательства Республики Алтай в удовлетворении иска к ОАО "А Г-А" о взыскании 3278537 руб. 20 коп. отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 21 февраля 2011 г. N А02-1390/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании