Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Иваненко Ю.С., судей Павловой И.П., Колосовой С.И., при помощнике судьи Дебискаевой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Колосовой С.И.
гражданское дело по иску Кудрова А. А. к ФКУ "Финансовый расчетный центр МЧС России", ФГКУ "Специализированное управление ФПС N 48 МЧС России" о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в список получателей государственных жилищных сертификатов
по апелляционной жалобе истца Кудрова А.А. на решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 06 июля 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования Кудрова А. А. к ФКУ "Финансовый расчетный цент МЧС России", ФГКУ "Специализированное управление ФПС N 48 МЧС России" о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в список получателей государственных жилищных сертификатов - оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Кудров А.А. обратился в суд с иском к ФКУ "Финансовый расчетный цент МЧС России", ФГКУ "Специализированное управление ФПС N 48 МЧС России" о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в список получателей государственных жилищных сертификатов, мотивируя свои требования тем, что он проходил службу в ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России". Общий стаж службы с 14.09.1993-01.10.2014. С 01.10.2014 г. в должности заместителя начальника специальной пожарной части N 4 истцу пришлось уйти на пенсию по ограниченному состоянию здоровья. На данный момент истец проживает с семьей: супруга, несовершеннолетние дети 16 лет и 4 года в служебной однокомнатной квартире общей площадью * кв.м, жилой ** кв.м. Ни у него, ни у членов его семьи иного жилого помещения нет, в Закрытом административно-территориальном образовании Александровск он признан нуждающимся в улучшении жилищный условий, стоит в очереди на получение государственного жилищного сертификата на отселение. В период службы до 2005 года его ежегодно включали в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. На тот период у него уже была выслуга 10 календарных лет на федеральном бюджете. Истец считает, что имеет право на получение жилищного сертификата. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд признать решение ответчика незаконным; обязать ответчика включить истца в список получателей государственных жилищных сертификатов на 2020 год.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований по доводам апелляционной жалобы просит истец Кудров А.А, полагая решение незаконным и необоснованным.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец принял участие посредством видеоконференц-связи на базе Полярного районного суда Мурманской области, поддержал доводы апелляционной жалобы об отмене постановленного решения суда.
Представители ответчиков ФКУ "Финансовый расчетный центр МЧС России", ФГКУ "Специализированное управление ФПС N 48 МЧС России" в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили, доказательств наличия уважительных причин неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке ст. ст.167, 327 ГПК РФ. От представителя ФКУ "Финансовый расчетный центр МЧС России" поступили письменные возражения на доводы апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, заслушав доводы истца, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, поскольку оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом первой инстанции, истец проходил службу в ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России".
Общий стаж службы с 14.09.1993г. по 01.10.2014г.
С 01.10.2014 г. в должности заместителя начальника специальной пожарной части N 4 истец вышел на пенсию по ограниченному состоянию здоровья.
Истец проживает с семьей: супруга, несовершеннолетние дети 16 лет и 4 года, в служебной однокомнатной квартире общей площадью ** кв.м, жилой ** кв.м по адресу: ***. По месту жительства в Закрытом административно-территориальном образовании Александровск Кудров А.А. признан нуждающимся в улучшении жилищный условий, стоит в очереди на получение государственного жилищного сертификата на отселение.
Перед увольнением истец подал документы на получение единой социальной выплаты. В 2014 году истца признали нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, истец решилвоспользоваться своим правом на получение государственного жилищного сертификата и в 2019 году написал в ФКУ ФРЦ МЧС России соответствующее обращение, однако ему было отказано по мотиву того, что он не состоял на жилищном учете по месту службы.
Суд установил, что позиция истца о том, что в период прохождения службы до 2005 года его включали в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, объективно ничем не подтверждена.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" установлено, что в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. N675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя Подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, пунктом 2 которого установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 г. (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно п. 19 вышеназванных Правил, для участия в Подпрограмме граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих права на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагают необходимые документы.
Право на участие в Подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, перечисленные в п. 5 вышеуказанных Правил, в том числе сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета й увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Оценив в представленные по делу доказательства, руководствуясь приведенными выше нормами, суд заключил, что Кудров А.А. мог быть участником подпрограммы, но одним из необходимых условий для участия в ней является признание участника в установленном законом порядке, нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии с приказом МЧС России от 12.01.2012г. N 5 "Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" учет сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется жилищными комиссиями (далее - комиссия), создаваемыми: в Специальном управлении федеральной противопожарной службы N 3 МЧС России - для учета сотрудников ФПС, проходящих службу в специальных управлениях федеральной противопожарной службы МЧС России.
Кудров А.А. являлся сотрудником специального управления, следовательно, подавать заявление о признании его нуждающимся в жилом помещении ему надлежало в ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России".
Согласно справке ФГКУ "Специализированное управление ФПС N3 МЧС России", Кудров А.А, проходивший службу в ФГКУ "Специализированное управление ФПС N48 МЧС России" (Мурманская область), на учете лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, в ФГКУ "Специализированное управление ФПС N3 МЧС России" не состоял.
Вместе с тем, из пояснений истца следует, что в Закрытом административно-территориальном образовании Александровск он признан нуждающимся в улучшении жилищный условий, стоит в очереди на получение государственного жилищного сертификата на отселение.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС) нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержденного приказом МЧС России от 12.01.2012 N 5, учет сотрудников ФПС, проходящих службу в специальных управлениях федеральной противопожарной службы МЧС России и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется жилищной комиссией ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России".
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, установив, что истец реализовал свое право на улучшение жилищных условий путем подачи заявления на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья.
Согласно находящемуся в ФГКУ СУ ФПС N 48 МЧС России письму-ходатайству от 29.05.2012 N **, направленному в адрес начальника УМС Администрации Главы ЗАТО Александровск, в нем имеется просьба переоформить муниципальную квартиру, расположенную по адресу: *** в служебную.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному вводу о том, что требования истца о признании незаконным решение ФКУ "ФРЦ МЧС России" об отказе в социальной выплате, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, а также во включении его в список получателей государственного жилищного сертификата в 2020 году, являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно применил нормы материального права являются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы Кудрова А.А. повторяют доводы, изложенные в исковом заявлении, не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, для иного у судебной коллегии оснований не имеется.
Отказывая в удовлетворении иска, суд обоснованно исходил из того, что истец реализовал свое право на улучшение жилищных условий путем подачи заявления на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья.
Кроме того, из материалов дела следует, что на ФКУ "ФРЦ МЧС России" была возложена организация работы по предоставлению ГЖС. Вместе с тем, в ФКУ "ФРЦ МЧС России" учетное дело Кудрова А.А. для проверки на соответствие пунктам 19 и 20 Правил включения в сводный список и состав участников ВЦП в 2020 году от жилищной комиссии ФГКУ "NСпециализированное ФПС N3 МЧС России" не поступало.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 06 июля 2020года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Кудрова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.