Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Масленниковой Л.В, Заскалько О.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бухаревым И.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. гражданское дело (N 2-15/2021) по апелляционной жалобе К. на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 26 января 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к ГУ-ГУ Пенсионному фонду России N 2 по Москве и Московской области, УСЗН по ЗАО г. Москвы о признании незаконным и отменить решение об отказе в предоставлении государственной услуги, признании права в установлении региональной социальной доплаты пенсии и обязании производить региональную социальную доплату к пенсии - отказать;
установила:
фио обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, УСЗН по ЗАО г. Москвы, с учетом уточнений просила признать незаконным и отменить решение об отказе в предоставлении государственной услуги N *** от 17.01.2020, признать за истцом право на получение региональной социальной доплате к пенсии, поскольку она является неработающим пенсионером, проживающим в городе Москве более 10 лет; обязать производить региональную социальную доплату к пенсии истцу с даты обращения.
В обоснование заявленных исковых требований истец фио указала, что решением ОСЗН района Дорогомилово отказано в предоставлении государственной услуги N *** от 17.01.2020 о назначении региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам в связи с отсутствием у заявителя право на получение государственной услуги.
Представитель истца в судебное заседание при рассмотрении дела в суде первой инстанции явился, исковые требования поддержал.
Представители ответчиков ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, УСЗН ЗАО г. Москвы в судебное заседание явились, против удовлетворения исковых требований возражали.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
Представитель истца фио в заседании судебной коллегии поддержала доводы поданной апелляционной жалобы, просила решение отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. Представитель ответчика УСЗН ЗАО г. Москвы против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы истца в отсутствие надлежаще извещенного соответчика, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены судебного постановления в части по доводам апелляционной жалобы и материалам дела, имеются.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27.12.2019 фио обратилась в Многофункциональный центр предоставления государственных услуг района Дорогомилово с заявлением о предоставлении государственной услуги "Назначение региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам".
Решением ОСЗН района Дорогомилово УСЗН ЗАО г. Москвы от 17.01.2020 N *** фио отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку продолжительность регистрации истца по месту жительства в г. Москве на дату обращения (27.12.2019) составляет 8 лет 5 месяцев 22 дня, при этом общая сумма материального обеспечения фио по состоянию на январь 2020 составляла сумма, что превышало установленную величину прожиточного минимума пенсионера в городе Москве, установленного с 01.01.2020 (сумма).
Отказывая в удовлетворении требований фио, суд первой инстанции исходил из того, что в заявленный истцом период с 27.06.2006 по 05.02.2011 факт ее постоянного проживания в г. Москве применительно к праву на получение региональной социальной доплаты к пенсии не подтвержден, а временная регистрация по месту пребывания в г. Москве в указанный период не может явиться основанием для назначения и выплаты ей региональной социальной доплаты к пенсии, поскольку необходимым условием для назначения региональной социальной доплаты к пенсии по смыслу Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" является проживание в г. Москве при наличии регистрации не менее 10 лет.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с нарушением норм материального права.
Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" утвержден "Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии".
Согласно п. 6 постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП (с учетом внесенных в него Постановлением Правительства Москвы от 08.08.2012 N 396-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП" изменений), неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты к пенсии, при наличии регистрации в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории), устанавливается региональная социальная доплата, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта.
Пункт 7 вышеуказанного постановления с 01.01.2013 предусматривает, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным по месту пребывания в городе Москве, а также зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты к пенсии, при наличии регистрации в городе Москве по месту жительства менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории), региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного Законом города Москвы на соответствующий финансовый год.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП (в ред. Постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 N 396-ПП) неработающим пенсионерам назначение региональной социальной доплаты производится Управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера.
Согласно п. 14 вышеназванного постановления назначение региональной социальной доплаты производится со дня назначения (начала выплаты) пенсии в городе Москве, если обращение за указанной выплатой с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами последовало в течение шести месяцев с даты утверждения решения о назначении (начала выплаты) пенсии в городе Москве, а при превышении этого срока - с месяца обращения за региональной социальной доплатой.
Пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 N 396-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП" предусматривается, что неработающим пенсионерам, получающим региональную социальную доплату к пенсии до величины городского социального стандарта по состоянию на 31.12.2012 и зарегистрированным на указанную дату по месту жительства в городе Москве менее 10 лет в общей сложности, выплата указанной региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется на условиях и в порядке, установленных до дня вступления в силу настоящего постановления.
Отказывая истцу в предоставлении государственной услуги, ответчик исходил из отсутствия условий для предоставления доплаты к пенсии о 10-летнем периоде проживания истца в г. Москве, приняв во внимание свидетельство N 461 о том, что в период с 27.06.2006 по 05.02.2011 фио была зарегистрирована по месту пребывания в городе Москве по адресу: адрес, общ, что составляет продолжительность 8 лет 5 месяцев 22 дня.
Между тем, как следует из материалов дела истцом представлен паспорт гражданина РФ, который в разделе место жительства содержит данные о регистрации по месту жительства в г. Москве с 06.07.2011 по настоящее время, а с 21.03.2020- по адресу: Москва, адрес (л.д. 167-169), а также истцом представлена выписка из домовой книги по месту жительства по адресу: Москва, адрес, общ,, выданная жилищной комиссией в/ч N 26047 г. Москва, согласно которой фио с членами семьи в период с 20.01.2006 по 06.07.2011 проживала по адресу Москва, адрес, общ, а с 06.07.2011- по адресу Москва, адрес (л.д. 237). С учетом изложенного, период проживания истца на дату обращения истца в УСЗН г. Москвы 27.12.2019 составлял более 13 лет.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Относительно условия о соответствии материального обеспечения пенсионера фио величине прожиточного минимума в г. Москве, который на 01.01.2020 составлял сумма (Закон г. Москвы от 30.10.2019 N 26) то как следует из представленной истцом справки, выданной ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и Московской области размер пенсии истца на 27.12.2019 составлял сумма (л.д. 142), что не превышает величину прожиточного минимума в г. Москве. Данных о размере пенсии истца сумма материалы дела не содержат, данные доводы ответчика подтверждения по делу не нашли. Решение ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и Московской области от 04.03.2020 об установлении пенсии истцу по результатам перерасчета в размере сумма имеет отношение к периоду после принятого УСЗН г. Москвы решения от 17.01.2020 и не могло быть им учтено.
При таких данных оспариваемое решение ОСЗН района Дорогомилово УСЗН ЗАО г. Москвы от 17.01.2020 N *** не может быть признано законным и обоснованным.
Изложенные обстоятельства не были установлены судом первой инстанции, при этом являлись юридически значимыми для данного дела, оценка представленным доказательствам судом не дана, что повлекло к ошибочным выводам об отказе в иске и в силу положений ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда с принятием нового об удовлетворении иска.
В силу пп. "д" п. 14 Порядка, региональная социальная доплата назначается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением о назначении региональной социальной доплаты и всеми необходимыми документами.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о признании незаконным отказа УСЗН ЗАО г.Москвы в предоставлении фио по ее обращению от 27.12.2019 государственной услуги- назначение региональной социальной доплаты к пенсии, оформленного решением УСЗН ЗАО г. Москвы от 17.01.2020 N ***, и обязании УСЗН ЗАО г. Москвы назначить фио региональную социальную доплату к пенсии с 01.01.2020.
Принимая новое решение по делу, судебная коллегия отмечает, что управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Таким образом, изменение обстоятельств, послуживших основанием для назначения социальной доплаты к пенсии, будет являться основанием для приостановления выплаты и пересмотра решения органа, осуществляющего данную доплату.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кунцевского районного суда города Москвы от 26 января 2021 года отменить, принять новое решение.
Признать незаконным и отменить решение УСЗН ЗАО г. Москвы от 17.01.2020 N ***.
Обязать УСЗН ЗАО г. Москвы назначить фио региональную социальную доплату к пенсии с 1 января 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.