Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В.
судей Масленниковой Л.В, Лобовой Л.В.
при помощнике судьи Бухареве И.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе начальника УСЗН ЗАО г. Москвы фио на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 23 сентября 2020 года, которым постановлено:
Признать решение адрес Кунцево г. Москвы N 29 от 05.03.2019г. незаконным, признав право Кулешовой Елены Федоровны на ежемесячную доплату с 01.10.2018г.
Обязать УСЗН ЗАО г. Москвы произвести выплату региональной социальной доплаты Кулешовой Елене Федоровне.
В иске Кулешовой Елены Федоровны к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Кулешова Е.Ф. обратилась в Кунцевский районный суд г. Москвы к УСЗН ЗАО г. Москвы, Департаменту труда и социальный защиты населения г. Москвы с иском, уточнив который, просила признать незаконным решение N 29 от 05 марта 2019 года о прекращении выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, обязании назначить выплату региональной социальной доплаты к пенсии с 01 октября 2018 года.
В обоснование заявленных требований Кулешова Е.Ф. ссылалась на то, что с 01 марта 2017 года являлась получателем региональной социальной доплаты к пенсии, однако решением УСЗН ЗАО г. Москвы N 29 от 05 марта 2019 года выплата указанной доплаты была прекращена ввиду осуществления трудовой деятельности в ПАО "Промсвязьбанк" в период с 13 февраля 2017 года по 27 февраля 2019 года, однако данное решение является незаконным, поскольку в ПАО "Промсвязьбанк" она в указанный период времени трудовую деятельность не осуществляла, трудовой договор с ней не заключался.
Определением Кунцевского районного суда г. Москвы от 16 июля 2019 года настоящее гражданское дело было передано по подсудности в Никулинский районный суд г. Москвы.
В судебное заседание представитель истца явилась, исковые требования, с учетом внесенных изменений, поддержала.
Представители УСЗН ЗАО г. Москвы и Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы в суд явились, против удовлетворения требований истца возражали.
Представители третьих лиц - ПАО "Промсвязьбанк" и ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и адрес в суд не явились, о дне слушания дела извещались судом надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит начальник УСЗН ЗАО г. Москвы фио в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии Кулешова Е.Ф. и представители ПАО "Промсвязьбанк" и ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и адрес не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Положениями статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на адрес, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года, которым установлен Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
Согласно пункту 6 названного Постановления неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства, региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта.
Пунктом 7 Постановления предусмотрено, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным по месту пребывания в городе Москве, региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного законом города Москвы на соответствующий финансовый год.
08 августа 2012 года было принято постановление Правительства Москвы N 396-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 года N 1268-ПП", пунктом 3 которого установлено, что постановление вступает в силу с 01.01.2013 года.
На основании указанного постановления пунктом 6 постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 года N 1268-ПП с 01.01.2013 года определено, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты к пенсии, при наличии регистрации в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к адрес), устанавливается региональная социальная доплата, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта.
Пунктом 7 этого постановления с 01.01.2013 года установлено, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным по месту пребывания в городе Москве, а также зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты к пенсии, при наличии регистрации в городе Москве по месту жительства менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к адрес), региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного законом города Москвы на соответствующий финансовый год.
В соответствии с пунктом 13 названного постановления неработающим пенсионерам назначение региональной социальной доплаты производится управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера.
В силу пункта 14 постановления назначение региональной социальной доплаты производится со дня назначения (начала выплаты) пенсии в городе Москве, если обращение за указанной выплатой с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами последовало в течение шести месяцев с даты утверждения решения о назначении (начала выплаты) пенсии в городе Москве, а при превышении этого срока - с месяца обращения за региональной социальной доплатой.
При этом пункт 2 постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 года N 396-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 года N 1268-ПП" установил, что неработающим пенсионерам, получающим региональную социальную доплату к пенсии до величины городского социального стандарта по состоянию на 31.12.2012 года и зарегистрированным на указанную дату по месту жительства в городе Москве менее 10 лет в общей сложности, выплата указанной региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется на условиях и в порядке, установленных до дня вступления в силу настоящего постановления.
Таким образом, с 01 января 2013 года введены новые условия для назначения региональной социальной доплаты к пенсии, которые подлежат применению к поданным до указанной даты заявлениям неработающих пенсионеров о назначении доплаты, по заявлениям которых пенсионными органами приняты решения о назначении (начале выплаты) пенсии в г. Москве с 01.01.2013 года, в связи с чем с 01.01.2013 года размер региональной социальной доплаты к пенсии подлежал определению на основании законодательства, действующего на момент назначения (начала выплаты) пенсии в г. Москве.
Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях определения социальной доплаты к пенсии, предусмотренной ст. 12.1 Федерального закона N 178-ФЗ, устанавливается законом города Москвы на соответствующий финансовый год.
Региональная социальная доплата к пенсии назначается и выплачивается в соответствии с Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП.
В соответствии с пунктом 5 Порядка право на получение региональной социальной доплаты имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию в городе Москве и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно подпункту "г" пункта 33 Порядка право на получение региональной социальной доплаты утрачивается в случае осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) деятельность.
В соответствии с пунктом 35 Порядка при поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на региональную социальную доплату, отдел социальной защиты населения приостанавливает её выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты.
Пунктом 41 Правил предусмотрено, что пенсионер обязан извещать орган социальной защиты населения, выплачивающий ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение её выплаты, в срок не позднее 10 календарных дней.
Согласно пункту 42 Порядка в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 настоящего Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплате региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке: на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты; пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы); на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
Судом установлено, что Кулешова Е.Ф, паспортные данные, с 01 августа 2009 года являлась получателем региональной социальный доплаты к страховой пенсии в г. Москве.
Решением УСЗН ЗАО г. Москвы N 29 от 05 марта 2019 года выплата Кулешовой Е.Ф. региональной социальной доплаты была прекращена, переплата за период с 01 марта 2017 года по 30 сентября 2018 года составила сумма, указанная сумма удерживается ежемесячно по 20% начиная с 01 апреля 2019 года.
Основанием для вынесения указанного решения послужили поступившие из ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и адрес сведения о периоде трудовой деятельности Кулешовой Е.Ф. в ПАО "Промсвязьбанк" в период с 13 февраля 2017 года по 27 февраля 2019 года, в связи с чем пенсионным органом был осуществлен автоматизированный перерасчет (корректировка) пенсии по страховым взносам, уплаченным работодателем и не учтенным ранее при определении размера пенсии.
В обоснование заявленного иска Кулешова Е.Ф. ссылалась на то, что трудовую деятельность в ПАО "Промсвязьбанк" никогда не осуществляла, в марте 2017 года по агентскому договору ей один раз было выплачено вознаграждение в сумме сумма и с указанной даты она полагала, что агентский договор прекращен, иных доходов в том числе от ПАО "Промсвязьбанк" за период с 01 февраля 2017 года по настоящее время она не получала.
Также суд установил, что 13 февраля 2017 года между Кулешовой Е.Ф. (агент) и ПАО "Промсвязьбанк" (принципал) был заключен агентский договор, по условиям которого, принципал поручает, а агент обязуется от своего имени, но за счет Банка осуществить действия по поиску и консультированию физических лиц, которые могут являться потенциальными клиентами банка, и иных лиц, а Банк обязуется уплачивать вознаграждение в соответствии с условиями настоящего договора.
20 марта 2017 года сторонами договора был подписан Акт (отчет) об оказанных услугах, согласно которому агент оказал принципалу, а принципал принял услуги с выплатой агенту вознаграждения в размере сумма
27 февраля 2019 года указанный договор был расторгнут, что подтверждается уведомлением об отказе от агентского договора, направленного ПАО "Промсвязьбанк" в адрес Кулешовой Е.Ф.
ПАО "Просвязьбанк" в адрес Кунцево г. Москвы было направлено уведомление о том, что Кулешова Е.Ф. сотрудником (работником) Банка не являлась и не является, в период с апреля 2017 года по февраль 2019 года Кулешовой Е.Ф. услуги Банку не оказывались, налогооблагаемые выплаты не производились, налог не удерживался.
Из ответа ИФНС России N 31 по г. Москве на судебный запрос усматривается, что доход Кулешовой Е.Ф, облагаемый по ставке 13% за 2017 год, получен от ПАО "Промсвязьбанк" в размере сумма Сведениями о доходах за период с 2018 года по 2019 год Инспекция не располагает.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Кулешовой Е.Ф. к УСЗН ЗАО г. Москвы, исходя из того, что в процессе судебного разбирательства нашло подтверждение то обстоятельство, что в период с 13 февраля 2017 года по 27 февраля 2019 года истец трудовую деятельность в ПАО "Просвязьбанк" не осуществляла, в связи с чем у УСЗН ЗАО г. Москвы отсутствовали правовые основания для принятия решения о прекращении выплаты истцу региональной социальной доплаты к пенсии. При этом суд учел, что ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и адрес в материалы дела не были представлены документы, послужившие основанием для включения периода совершения Кулешовой Е.Ф. действий в интересах ПАО "Просвязьбанк" на основании агентского договора 13 февраля 2017 года, как периода, в котором пенсионер подлежит обязательному пенсионному страхованию.
Также суд правильно указал на то, что Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку указанное юридическое лицо не осуществляет деятельность по назначению и прекращению выплаты пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, в связи с чем исковые требования Кулешовой Е.Ф. в указанной части удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции, является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы апелляционной жалобы, в том числе касающиеся утраты истцом права на получение региональной социальной доплаты к пенсии в случае заключения агентского договора, являются необоснованными, аналогичны позиции ответчика, изложенной в суде первой инстанции, направлены переоценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда г. Москвы от 23 сентября 2020 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника УСЗН ЗАО г. Москвы фио, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.