Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей фио, фио, при ведении протокола помощником Азаровой А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от 15 марта 2021 года по гражданскому делу по иску военного прокурора 42 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий, которым постановлено:
Исковые требования - удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 2021 года заключить на конкурсной основе государственный контракт на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ на земельный участок военного городка N 411А, расположенного по адресу: адрес, общей площадью 160000 кв.м. (16 га); установить границы земельного участка с составлением межевого плана; поставить земельный участок на государственный кадастровый учет недвижимости; произвести государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 42 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны РФ об обязании заключить государственный контракт на земельный участок военного городка N 411А.
Свои требования обосновывает тем, что 42 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о сохранности государственной собственности, в части надлежащего оформления земель обороны.
Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что границы земельного участка площадью 160000 кв.м. (16 га) военного городка N 411А, расположенного на территории адрес, находящегося на балансе ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России, в соответствии с действующим законодательством не установлены, межевой план не составлен, на государственный кадастровый учет указанный объект недвижимости не поставлен, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на него не произведена.
Проверкой установлено, что на основании Распоряжения Совета Министров СССР N 16257-рс от 01.11.1952 и Решения Мособлсовета от 21.03.1952 N 00375/10 для государственных надобностей выделен земельный участок адрес, расположенный в адрес, ранее находившиеся на балансе ФГКЭУ "192 квартирно-эксплуатационная часть адрес в составе военного городка.N2 411А войсковой части 61996.
Истец просил суд обязать Министерство обороны Российской Федерации в течении 2021 года заключить на конкурсной основе государственный контракт на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ на земельный участок военного городка N 411А, расположенного по адресу: адрес, общей площадью 160000 кв.м. (16га); установить границы земельного участка с составлением межевого плана; поставит земельный участок на государственный кадастровый учет недвижимости; произвести государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации.
Прокурор фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Минобороны РФ по доверенности фио в судебное заседание явился, исковые требования не признал, по доводам, подробно изложенным в письменном виде.
Третьи лица Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ" в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности фио, полагая решение суда незаконными необоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства, руководствуясь ст.45 Конституции РФ, ч. 3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", с ч. 1 ст.45 ГПК РФ, п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне", Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом, Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено, что 42 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о сохранности государственной собственности, в части надлежащего оформления земель обороны.
Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что границы земельного участка площадью 160000 кв.м. (16 га) военного городка N 411А, расположенного на территории адрес, находящегося на балансе ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России, в соответствии с действующим законодательством не установлены, межевой план не составлен, на государственный кадастровый учет указанный объект недвижимости не поставлен, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на него не произведена.
Ввиду того, что до настоящего времени кадастровые (землеустроительные) работы по установлению границ земельного участка не проведены, земельные участки, граничащие с земельным участком адрес военного городка N 411 А, используемого в интересах войсковой части 61996, без каких-либо ограничений могут выделяться администрацией адрес третьим лицам под строительство, размещение садовых участков, кооперативов и производственных площадей.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.04.2009 N 335 -Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" выполнение указанных выше функций возложено на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и его структурные подразделения.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" 192 квартирно-эксплуатационная часть адрес реорганизовано путем присоединения к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России с передачей на основании передаточного акта на баланс объектов недвижимого имущества, в том числе вышеназванного земельного участка.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1 ст. 40 Закона).
Ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации в лице Департамента и подчиненного ему Управления обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания и надлежащего оформления принадлежащего ему объекта недвижимого имущества, расположенного на территории адрес, влечет нарушение законодательства Российской Федерации, и как следствие, угрозу безвозвратной утраты земель обороны, планируемых к использованию для обеспечения обороноспособности государства.
В результате отсутствия должного контроля за указанным объектом недвижимости и бездействия в защите государственных интересов со стороны Минобороны России, создаются предпосылки к незаконному вовлечению земель обороны в хозяйственный оборот.
Несмотря на осуществленное ранее военным прокурором гарнизона по существу перечисленных нарушений закона прокурорское реагирование они до настоящего времени не устранены.
В силу положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания недвижимого имущества несет его собственник Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
В силу ч. 3 ст. 39 Закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1 ст. 40 Закона).
Проверкой установлено, что на основании Распоряжения Совета Министров СССР N 16257-рс от 01.11.1952 и Решения Мособлсовета от 21.03.1952 N 00375/10 для государственных надобностей выделен земельный участок адрес, расположенный в адрес, ранее находившиеся на балансе ФГКЭУ "192 квартирно-эксплуатационная часть адрес в составе военного городка.N2 411А войсковой части 61996.
Доказательств обратного, суду не представлено.
В результате отсутствия должного контроля за указанным объектом недвижимости и бездействия в защите государственных интересов со стороны должностных лиц Центрального ТУПО, создаются предпосылки к незаконному вовлечению земель обороны в хозяйственный оборот.
Ввиду того, что до настоящего времени кадастровые работы по установлению границ земельного участка не проведены, права на земельные участки, граничащие с объектами Минобороны России, без каких-либо ограничений приобретаются третьими лицами для целей размещения садовых участков и производственных площадей.
Кроме того, отсутствие правоустанавливающих документов препятствует установлению запретных зон военных объектов, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405.
Согласно п. "д" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная собственность и управление ею.
Российская федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества.
В этой связи, защита интересов Российской Федерации включает в себя также обеспечение сохранности федеральной собственности и возмещение вреда федеральной собственности.
Несмотря на осуществленное ранее военным прокурором гарнизона по существу перечисленных нарушений закона прокурорское реагирование, они до настоящего времени не устранены.
При этом, суд критически отнесся к доводу ответчика, считающего, что по настоящему делу интересы истца - Российской Федерации должно представлять Минобороны России в лице Учреждения, так как в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, а п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Суд пришел к верному выводу о том, что иск подается в защиту интересов Российской Федерации в целях понуждения Министерства обороны Российской Федерации, в течении 2021 года заключить на конкурсной основе государственный контракт на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ на земельный участок военного городка N 411А, расположенного по адресу: адрес, общей площадью 160000 кв.м. (16га); установить границы земельного участка с составлением межевого плана; поставит земельный участок на государственный кадастровый учет недвижимости; произвести государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации.
Разрешая заявленные исковые требования, суд пришел к выводу о наличии совокупности юридически значимых обстоятельств, при которых иск подлежит удовлетворению.
Данный вывод суд основывал на анализе материалов, представленных и исследованных в ходе судебного заседания, которой дает оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и в соответствии с положениями норм материального права, регулирующих спорные правоотношения
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что они не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 27 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.